Введение
Статус Конституционного Суда Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд, Суд), его функции и место в системе органов государственной власти определены в Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) [1]. В Основном Законе установлено, что Конституционный Суд входит в единую систему судебной власти. В соответствии с Конституцией и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс о судоустройстве и статусе судей) [2] Конституционный Суд является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, призванным обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.
Понимание роли и места Конституционного Суда в системе органов государственной власти базируется на его конституционно-правовом статусе и функциональной независимости как института власти.
Основная часть
1. Взаимодействие Конституционного Суда с Парламентом и Правительством
Конституционный принцип разделения властей в Беларуси предполагает как единство государственной власти, так и ее функциональное разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 6 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Реализация указанного принципа в отношении судебной власти обеспечивается рядом конституционно-правовых гарантий. В Кодексе о судоустройстве и статусе судей установлено, что судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.
Принцип разделения властей реализуется и в порядке формирования Конституционного Суда, который закреплен на конституционном уровне. Согласно положениям Конституции Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень, на паритетной основе: шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь (одна из палат Парламента). Срок полномочий судей – 11 лет. С согласия Совета Республики Президент Республики Беларусь назначает Председателя Конституционного Суда из числа судей Конституционного Суда.
Конституционные нормы, определяющие порядок формирования Конституционного Суда, получили развитие в Кодексе о судоустройстве и статусе судей. Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда предлагаются Председателем Конституционного Суда. Судьей Конституционного Суда считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики.
Институт отзыва судьи Конституционного Суда в законодательстве Республики Беларусь не предусмотрен. Вместе с тем в Кодексе о судоустройстве и статусе судей содержится исчерпывающий перечень случаев, когда полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены. В их числе: отставка; достижение предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда; истечение срока полномочий; прекращение гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты; занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи; несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой. В практике Конституционного Суда полномочия судей прекращались по таким основаниям, как достижение ими предельного возраста пребывания в должности судьи и истечение срока их полномочий.
Таким образом, роль Парламента в формировании Конституционного Суда определена на конституционном уровне и заключается в том, что Совет Республики Национального собрания избирает шесть из 12 судей Конституционного Суда и дает согласие на назначение Председателя Конституционного Суда. При этом Правительство влияния на формирование Конституционного Суда не имеет.
На конституционном уровне роль Парламента проявляется не только в формировании Конституционного Суда, но и в создании законодательных основ его деятельности. В соответствии с Конституцией Парламент принимает законы, в том числе касающиеся компетенции, организации и порядка деятельности Конституционного Суда.
В настоящее время законодательство о судебном конституционном контроле основывается на Конституции и состоит из Кодекса о судоустройстве и статусе судей, Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» [3] и иных законодательных актов Республики Беларусь. Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь.
Подготовка и внесение в Парламент законопроекта, касающегося организации и деятельности Конституционного Суда, как и любого другого законопроекта в Республике Беларусь, осуществляются в соответствии с установленным законодательными актами порядке. Обязательным элементом законотворческого процесса является стадия согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами. При этом Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.
Вместе с тем при принятии регулирующих деятельность Конституционного Суда законодательных актов, предусматривающих внесение в них изменений и дополнений, Суд высказывает замечания и предложения, которые, как правило, учитываются Парламентом.
В настоящее время готовится проект Закона «О конституционном судопроизводстве», в разработке положений которого Конституционный Суд принимает активное и непосредственное участие.
2. Контроль конституционности нормативных правовых актов
В соответствии со ст. 116 Конституции основная функция Конституционного Суда заключается в осуществлении контроля за конституционностью нормативных актов в государстве.
Конституционный Суд по предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дает заключения:
о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;
о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
Таким образом, Конституционный Суд дает заключение о конституционности всех видов нормативных правовых актов в порядке осуществления последующего конституционного контроля в случае, если предложение о проверке акта внесено одним из вышеуказанных субъектов.
В силу положений ст. 116 Конституции регламенты обеих палат Парламента и Совета Министров, являющиеся нормативными правовыми актами, могут стать предметом конституционного контроля Конституционного Суда. Однако обязательность проверки конституционности регламентов Парламента и Правительства в законодательстве не установлена. Такая проверка может быть осуществлена Конституционным Судом по инициативе уполномоченных органов.
Например, согласно Заключению Конституционного Суда от 11 октября 1995 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 7 Закона «О Верховном Совете Республики Беларусь», статьи 10, части четвертой статьи 63 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь» в части правомочности Верховного Совета в зависимости от числа депутатов признаны соответствующими Конституции проверенные положения Закона, регулирующего деятельность указанного представительного органа власти, и его Временного регламента [4].
За более чем 15-летний период деятельности Конституционный Суд в порядке последующего конституционного контроля вынес 73 заключения о конституционности нормативных правовых актов. Из них – 25 законов, 20 указов Президента Республики Беларусь, более 10 постановлений Правительства, акты республиканских органов государственного управления, решения местных органов управления и самоуправления. При этом 47 нормативных правовых актов (их отдельные положения) признаны не соответствующими Конституции и актам более высокой юридической силы.
Начиная с июля 2008 г. наряду с последующим контролем Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом. За 2008–2010 годы в порядке обязательного предварительного контроля осуществлена проверка конституционности более 300 законов, в их числе три кодекса, более 50 общих и специальных законов, более 100 законов о внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу законодательных актов, более 150 законов о ратификации международных договоров.
В решениях, принимаемых при осуществлении обязательного предварительного контроля конституционности законов, Конституционный Суд формулирует правовые позиции, направленные на выявление конституционно-правового смысла норм законов. В правовых позициях содержатся выводы о реализации и развитии в проверяемых законах норм и принципов Конституции. В случае необходимости Суд указывает на допущенные пробелы правового регулирования, коллизии правовых норм, упреждая их неоднозначное понимание и применение.
На конституционном уровне Парламент не наделен правом отмены решений органа конституционного контроля. Решения Конституционного Суда являются окончательными и обязательными для исполнения.
Своими решениями Конституционный Суд способствует утверждению конституционной законности, охране норм Конституции, защите конституционного строя, обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
3. Взаимодействие Конституционного Суда с другими органами государственной власти
Взаимоотношения Конституционного Суда с другими органами государственной власти осуществляются с учетом их конституционных полномочий. Президент Республики Беларусь и Совет Республики Национального собрания участвуют в формировании состава Конституционного Суда. Парламентом приняты Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Кодекс о судоустройстве и статусе судей, регулирующие статусные и процессуальные вопросы деятельности Суда.
Взаимодействие Конституционного Суда с другими государственными органами осуществляется через реализацию им своих полномочий.
Конституционный Суд осуществляет последующий контроль за конституционностью нормативных актов по предложениям уполномоченных субъектов, а также обязательный предварительный контроль конституционности законов до их подписания Президентом Республики Беларусь.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции. По предложению Президиума Совета Республики Конституционный Суд принимает также решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства.
По предложению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.
Одной из форм взаимодействия Конституционного Суда с Президентом Республики Беларусь и законодательной властью являются ежегодные послания о состоянии конституционной законности в государстве, которые Суд принимает, основываясь на изученных и рассмотренных материалах. Ежегодные послания способствуют оптимизации правового регулирования. Так, в Послании о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году, в целом положительно оценивая исполнение решений, Конституционный Суд обратил внимание на необходимость более полной и своевременной реализации государственными органами и должностными лицами правовых позиций и предложений Суда, направленных на устранение пробельности и коллизий в законодательстве, защиту прав и свобод граждан [5, с. 34].
С целью устранения пробелов в законодательстве, обеспечения оптимального правового регулирования, установления единообразной правоприменительной практики Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Парламента, Правительству, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.
Так, в 2008–2010 годах Конституционным Судом было принято более 20 решений, в которых содержатся предложения о необходимости устранения государственными органами пробелов в актах законодательства, исключения коллизий и правовой неопределенности, внесения в эти акты соответствующих изменений и дополнений.
Устранение законодательных пробелов нормотворческими органами по решениям Конституционного Суда обеспечивает создание правового механизма для полной реализации конституционных прав и свобод граждан.
4. Разрешение Конституционным Судом судебных споров между органами с конституционно-правовым статусом
Традиционно к судебным спорам конституционного характера между органами государственной власти относят споры о компетенции. В большей степени это характерно для федеративных государств и унитарных государств со сложным государственным устройством. Для решения поставленных перед ними задач государственные органы взаимодействуют в пределах установленной компетенции. При этом иногда возникают вопросы баланса полномочий, меры самостоятельных действий органов с конституционно-правовым статусом, их конституционно-правовой обусловленности.
В правовой системе Республики Беларусь разграничение компетенции органов с конституционно-правовым статусом базируется на принципе разделения властей. В Конституции закреплена компетенция Президента Республики Беларусь Парламента, Правительства, судебных органов, включая Конституционный Суд, органов местного управления и самоуправления, прокуратуры и Комитета государственного контроля.
Конституционный Суд не наделен специальными полномочиями по разрешению споров о компетенции органов с конституционно-правовым статусом. Вопросы разграничения компетенции между государственными органами Суд рассматривает в рамках проверки конституционности нормативного правового акта.
В соответствии с положениями Кодекса о судоустройстве и статусе судей и Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного правового акта в порядке последующего контроля, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь не только по содержанию норм, форме нормативного акта, порядку его принятия, подписания, опубликования и введения в действие, но и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами.
При проверке конституционности акта Конституционный Суд может выявить противоречия в содержании норм акта, определяющего компетенцию государственного органа, несогласованность между актами различной юридической силы, регулирующими вопросы компетенции, отсутствие у государственного органа, издавшего акт, полномочий на правовое регулирование отношений в соответствующей сфере.
Заключением Конституционного Суда от 16 марта 2000 г., вынесенным по предложению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, признан неконституционным ряд норм Методических указаний «О порядке исчисления налога на добавленную стоимость», утвержденных приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 апреля 1999 г. № 87 [6]. В данном Заключении указано, что объект налога, налогооблагаемая база являются основными элементами налога, поэтому их определение относится к полномочиям государственных органов, обладающих правом на установление налогов, которым согласно Конституции является Национальное собрание (Парламент). Таким образом, Суд осуществил проверку как содержания норм Методических указаний, так и компетенции нормотворческого органа. Отсутствие у Государственного налогового комитета полномочий на издание акта, регулирующего указанные вопросы, послужило одним из оснований признания проверенного акта неконституционным.
В Заключении от 24 сентября 1998 г. Конституционный Суд признал пункт 25 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию (утвержден Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством труда Республики Беларусь 19 июня 1996 г.), не соответствующим Конституции, законам Республики Беларусь на основании того, что регулирование содержащихся в нем вопросов не отнесено к компетенции министерств и других республиканских органов государственного управления. Суд указал, что определение таких важнейших элементов обязательных страховых взносов, как круг плательщиков, размеры платежей, льготы, должно осуществляться на законодательном уровне, а не на уровне ведомственных нормативных актов [7].
При проверке конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд помимо соответствия содержания закона принципам и нормам Конституции проверяет также конституционность полномочий органов с конституционно-правовым статусом, в том числе в части разграничения компетенции Парламента и других государственных органов.
В решении от 23 июня 2010 г. при проверке конституционности Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» Конституционный Суд, признав данный Закон соответствующим Конституции, отметил, что реализация ряда полномочий указанного Комитета и комитетов государственного контроля областей, права работников этого Комитета и его территориальных органов, уполномоченных на проведение проверок, в определенной мере связана с возможностью ограничения прав и законных интересов граждан и организаций. По мнению Суда, устанавливаемые в проверенном Законе ограничения прав граждан и организаций не ведут к утрате реального содержания прав, они допустимы, социально оправданны и направлены на обеспечение интересов национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц (ст. 23 Конституции). Эти ограничения соразмерны конституционно установленным ценностям и целям. В отношении полномочий Парламента по принятию Закона в решении Суда отмечено, что субъекты законодательного процесса при принятии Закона действовали в рамках компетенции, закрепленной в ст. 97–99 Конституции [8].
Процедура рассмотрения дел о конституционности нормативного правового акта, в том числе о признании его неконституционным на основании того, что издание такого акта не входило в компетенцию издавшего органа, осуществляется по общим правилам конституционного судопроизводства в порядке последующего либо обязательного предварительного контроля.
Таким образом, несмотря на отсутствие у Конституционного Суда специального полномочия на разрешение споров о компетенции органов с конституционно-правовым статусом, при проверке нормативного правового акта Суд вправе разрешить вопрос о том, относится ли к компетенции соответствующего государственного органа регулирование тех или иных общественных отношений.
Конституционный Суд, разрешая вопрос о конституционности положений нормативного правового акта с точки зрения разграничения компетенции, посредством осуществления конституционного судебного контроля обеспечивает реализацию конституционного принципа верховенства права, в соответствии с которым все государственные органы и должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
5. Применение решений Конституционного Суда
Решения Конституционного Суда, выявляющего в процессе конституционного судопроизводства дефекты правового регулирования и указывающего на возможные способы их устранения, являются общеобязательными для исполнения.
Согласно ст. 24 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, ст. 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
В ст. 14 Кодекса о судоустройстве и статусе судей и статье 10 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» установлено, что решения Конституционного Суда являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.
Решения Конституционного Суда должны быть рассмотрены органами и лицами, которым они адресованы, с обязательным направлением Суду ответов в установленный им срок, если иное не предусмотрено Законом. Отказ или уклонение от рассмотрения, нарушение сроков, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Согласно Конституции правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.
Последствия признания акта неконституционным заключаются в его отмене в установленном порядке нормотворческим органом, который его издал, а в случае установления наличия пробела в законодательстве – в принятии нового акта во исполнение решения Конституционного Суда. Если Суд признал неконституционными отдельные положения акта, они не подлежат применению государственными органами (должностными лицами), судами до тех пор, пока в них не будут внесены соответствующие изменения и (или) дополнения.
В некоторых случаях, если в связи с признанием акта неконституционным образуется пробел в правовом регулировании на законодательном уровне, действует непосредственно норма Конституции, на что Конституционный Суд указывает в своем решении.
Например, Заключением Конституционного Суда от 19 июня 1998 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 246 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» проверенная норма названного Кодекса признана не соответствующей Конституции, Международному пакту о гражданских и политических правах в той мере, в какой она не предусматривает судебное обжалование административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей и изъятия вещей и документов, в связи с чем необходимо было внести в указанный Кодекс и другие законы соответствующие изменения и дополнения. Одновременно Суд указал, что до их внесения должна применяться ст. 60 Конституции. Законом от 28 мая 1999 года Парламент внес изменения в ст. 246 Кодекса об административных правонарушениях во исполнение Заключения Конституционного Суда [9].
В правовой системе Республики Беларусь законодательный орган не имеет полномочий на признание решений Конституционного Суда недействительными.
Согласно положениям Кодекса о судоустройстве и статусе судей, Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения и решения Конституционного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. В определенных случаях субъекту нормотворчества может быть указан срок (или совокупность событий), в течение (при наступлении) которого решение Конституционного Суда должно быть исполнено.
Заключением Конституционного Суда от 27 сентября 2002 г. по вопросу о порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в нее граждан Республики Беларусь в части установления пятилетнего срока действия обязательной отметки в паспорте гражданина Республики Беларусь, временно выезжающего за границу, было признано, что отдельные нормы проверенного Закона не в полной мере согласуются с Конституцией. Суд указал, что обязанность проставления отметки в паспорте, установленная для всех граждан Республики Беларусь, желающих временно выехать за границу, абсолютное большинство которых не имеет ограничений на выезд, умаляет их права и несоразмерна защищаемым Конституцией ценностям.
Конституционный Суд предложил государственным органам, уполномоченным на решение указанных вопросов, в возможно короткие сроки, но не позднее 31 декабря 2005 г., завершить создание системы учета, применение которой позволит использовать общегражданский паспорт в качестве документа для выезда из Республики Беларусь без проставления данной отметки. Такой достаточно длительный срок был установлен в связи с тем, что исполнение решения Суда потребовало создания новой системы учета по въезду (выезду) граждан за рубеж и должного финансирования [10].
По общему правилу в случае признания Конституционным Судом нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, положения таких актов не могут применяться судами.
Таким образом, решения Конституционного Суда являются обязательными как для сторон по делу, так и для всех других государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Из 292 подлежащих исполнению решений Конституционного Суда 215 реализованы в полном объеме, остальные исполнены частично или находятся в процессе исполнения.
В силу полномочий, закрепленных на конституционном уровне, Конституционный Суд выступает «негативным законодателем», исключая из правовой системы акты, признанные неконституционными. Парламент или иные государственные органы, исполняющие решение Конституционного Суда, отменяют акт, признанный неконституционным, и чаще всего разрабатывают новый нормативный правовой акт (либо вносят соответствующие изменения в действующий акт, если неконституционной признана часть акта). При этом государственные органы, исполняя решение Конституционного Суда, в ходе разработки нового акта (его новых положений) руководствуются правовыми аргументами и правовыми позициями, сформулированными в мотивировочной части решения Суда.
Нормативный правовой акт, принимаемый по вопросу, рассмотренному Конституционным Судом, не может содержать положения, признанные в установленном порядке неконституционными. Это в полной мере относится к законотворческой деятельности как Парламента, так и иных нормотворческих органов.
Таким образом, своевременное и надлежащее исполнение решений Конституционного Суда является одним из важнейших условий укрепления конституционной законности, обеспечения правовой стабильности и правопорядка в стране.
Заключение
Конституционный Суд Республики Беларусь является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, призванным обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.
Решения Конституционного Суда направлены на укрепление в Республике Беларусь конституционной законности, охрану норм Конституции, защиту конституционного строя, обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан. При этом Конституционный Суд осуществляет свою деятельность во взаимодействии со всеми государственными органами с учетом конституционных полномочий самого Суда и других органов государственной власти.
Разрешая вопрос о конституционности положений нормативного правового акта с точки зрения разграничения компетенции, Конституционный Суд посредством осуществления конституционного судебного контроля обеспечивает реализацию конституционного принципа верховенства права, заключающегося в том, что все государственные органы и должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Вместе с тем, основываясь на конституционных положениях о статусе Конституционного Суда как органа судебной власти, необходимо внести дополнения в Кодекс о судоустройстве и статусе судей, направленные на уточнение компетенции Конституционного Суда с учетом практики применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» [11]. В целях дальнейшего совершенствования конституционного судопроизводства и обеспечения процессуальной независимости Конституционного Суда следует принять Закон «О конституционном судопроизводстве», что будет способствовать эффективности выполнения функции конституционного контроля и взаимодействия с другими органами государственной власти.
П.П.Миклашевич,
Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь,
заслуженный юрист Республики Беларусь,
Список источников
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875–XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004, № 1) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032.
2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., № 139–З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 дек. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – № 4. – 2/1292.
3. О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 марта 1994 г., № 2914–XII // Ведамасці Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1994. – № 15. – Ст. 220; 1995. – № 20. – Ст. 237; Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1997. – № 7. – Ст. 162; 1997. – № 25–26. – Ст. 465; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 59. – 2/176; 2003. – № 8. – 2/932; 2005. – № 175. – 2/1144.
4. О соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 7 Закона «О Верховном Совете Республики Беларусь», статьи 10, части четвертой статьи 63 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь: Заключение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 11 окт. 1995 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1995. – № 30. – Ст. 408.
5. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году: Послание Конст. Суда Респ. Беларусь Президенту Респ. Беларусь, Палате представителей Нац. собрания Респ. Беларусь, Совету Республики Нац. собрания Респ. Беларусь: утв. решением Конституц. Суда Респ. Беларусь от 26 янв. 2010 г. // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2010. – № 1. – С. 20–36.
6. О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь абзацев четвертого, пятого, шестого, седьмого, восьмого, девятого и десятого пункта 8 Методических указаний «О порядке исчисления налога на добавленную стоимость», утвержденных приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 апреля 1999 г. № 87, с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 20 июля 1999 г. № 173: Заключение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 16 марта 2000 г., № З-95/2000 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. –№ 28. – 6/217.
7. О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь пункта 25 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, утвержденного Министерством социальной защиты и Министерством труда 19 июня 1996 г., подпунктов 5.2, 5.3 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной Правлением Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь 12 апреля 1994 г., разделов 9, 10, 11 Инструкции по статистике численности работников и заработной платы, утвержденной Министерством статистики и анализа 19 декабря 1994 г.: Заключение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 24 сент. 1998 г., № З-71/98 // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. – № 36. – Ст. 528.
8. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»: решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 23 июня 2010 г., № Р-464/2010 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 162. – 6/892.
9. О соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 246 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: Заключение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 19 июня 1998 г., № З-66/98 // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. – № 36.– Ст. 523.
10. О соответствии Конституции Республики Беларусь части второй статьи 6 Закона «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», пункта 13 Правил оформления документов на выезд за границу гражданам Республики Беларусь, подпункта 25.1 пункта 25 Инструкции о порядке оформления паспорта гражданина Республики Беларусь для выезда за границу в части установления пятилетнего срока действия обязательной отметки в паспорте гражданина Республики Беларусь, временно выезжающего за границу: Заключение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 27 сент. 2002 г., № З-146/2002 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 111. – 6/340.
11. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 158. – 1/9829.