Выступления Председателя Конституционного Суда
Доступ к конституционному правосудию в правовой системе Республики Беларусь (Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь 2011 г., № 3).

Право на судебную защиту в Республике Беларусь закреплено на конституционном уровне: статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. В Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей реализация конституционной гарантии на судебную защиту определена в качестве важнейшей задачи судов.

Конституционный Суд Республики Беларусь как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, обеспечивая верховенство Конституции и ее непосредственное действие, своей деятельностью, во-первых, защищает конституционные права и свободы граждан, во-вторых, обеспечивает полноту реализации конституционного права каждого на судебную защиту.

 

1. Конституционная жалоба

Способы реализации прав граждан на судебную защиту посредством конституционной юстиции имеют различия в разных государствах с учетом особенностей правовой системы страны, национальных традиций и других факторов.

Наиболее распространенным видом доступа граждан к конституционному правосудию является конституционная жалоба. При этом особое значение для эффективного рассмотрения конституционных жалоб граждан имеют так называемые фильтры, с помощью которых конституционный суд освобождается от перегруженности, вызванной необходимостью рассмотрения не входящих в его компетенцию обращений, сосредоточивает свое внимание на проблемах конституционности нормативных правовых актов. Такими «фильтрами» для определения юрисдикции суда, как правило, выступают сотрудники секретариатов судов, группы судей или судья единолично.

 

2. Косвенный (опосредованный) доступ

Другой подход заключается в использовании внесудебных «фильтров». Ими выступают органы и лица, к которым поступает обращение гражданина до его поступления в конституционный суд. Такой способ доступа граждан к конституционному правосудию является косвенным, или опосредованным, и осуществляется в двух основных формах: в порядке преюдициального производства и через омбудсмана.

В правовой системе Республики Беларусь механизм преюдициального запроса закреплен в статье 112 Конституции, согласно которой если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, то он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Институт омбудсмана в Республике Беларусь пока не учрежден. Вместе с тем в правовой системе Республики Беларусь предусмотрена особая форма косвенного доступа граждан к конституционному правосудию – через субъектов, уполномоченных обращаться с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд. Согласно статье 116 Конституции к таким субъектам относятся Президент Республики Беларусь, обе палаты Национального Собрания – Палата представителей и Совет Республики, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров.

В соответствии со статьей 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта. По своей юридической природе такое право граждан представляет собой косвенный доступ к конституционному правосудию, то есть право обратиться в орган конституционного контроля в опосредованной форме.

В 2010 году в уполномоченные органы поступило около 60 обращений граждан и организаций о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов. Однако ни одно из таких инициативных обращений не было поддержано уполномоченными органами из-за недостаточности, по их мнению, оснований для проведения проверки конституционности актов.

Мы видим, что в условиях отсутствия права граждан на подачу конституционной жалобы непосредственно в Конституционный Суд необходимо установить четкую правовую регламентацию косвенного доступа через уполномоченных субъектов. Такая процедура позволит более эффективно реализовывать инициативы граждан и организаций о проверке конституционности нормативных правовых актов.

В регламентах Совета Министров, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, обладающих правом вносить предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов, не был определен порядок рассмотрения таких обращений граждан.

В своих решениях от 26 марта 2009 г. Конституционный Суд указал на пробелы в правовом регулировании порядка рассмотрения подобных обращений. В августе 2009 года во исполнение решения Конституционного Суда Совет Министров дополнил свой Регламент отдельной главой, в которой определил порядок рассмотрения вопросов о внесении предложений в Конституционный Суд.

Что касается регламентов обеих палат Национального собрания, то в них установлен определенный порядок обращения в Конституционный Суд с предложением проверки нормативных правовых актов в порядке последующего конституционного контроля, но в отношении обращений граждан, инициирующих проверку конституционности акта, этот вопрос пока не урегулирован в полной мере.

В настоящее время разрабатывается проект Закона «О конституционном судопроизводстве», в котором предусмотрена правовая регламентация порядка реализации уполномоченными органами инициативных обращений. В частности, предложено закрепить положение о том, что граждане, не обладающие правом непосредственного внесения предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд, направляя инициативное обращение уполномоченным органам, должны указать конкретные нормативные правовые акты либо отдельные положения этих актов, подлежащие проверке на предмет их конституционности, а также привести обоснование. Уполномоченный орган осуществляет предварительное рассмотрение поставленных вопросов в соответствии со своей компетенцией и принимает решение о возможности внесения предложения в Конституционный Суд.

Мы рассчитываем, что в ближайшее время такой механизм обращения граждан в Конституционный Суд заработает в полной мере.

 

3. Устранение пробелов в законодательстве

Конституционный Суд Республики Беларусь активно реализует полномочие по устранению пробелов в законодательстве исходя из конституционных принципов и норм. Законом предусмотрено право Конституционного Суда вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.

Конституционным Судом Республики Беларусь за период его деятельности принято более 200 решений по устранению пробелов в законодательстве, которые касались практически всех отраслей права. В большинстве случаев такие решения выносились на основании обращений граждан.

Таким образом, рассматривая обращения граждан об устранении пробельности законодательства, Конституционный Суд обеспечивает более полную и эффективную реализацию прав и свобод человека.

 

4. Обязательный предварительный контроль конституционности законов

Процессу формирования доверия граждан к законам, правовой системе государства, основанной на принципах и нормах Конституции, способствует осуществление Конституционным Судом с 2008 года обязательного предварительного конституционного контроля всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики Национального собрания, до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. При проверке законов определяется конституционность норм исходя из конституционных ценностей, полноты механизма реализации конституционных прав граждан, действенности гарантий и защиты прав и свобод человека как высшей ценности и цели общества и государства.

Правовые позиции Конституционного Суда, формируемые в ходе предварительного контроля, в целом служат для преодоления неконституционных положений в законодательстве, утверждения конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении.

При этом Конституционный Суд обращает внимание на необходимость развития конституционных ценностей при регулировании конкретных правоотношений, недопустимость непропорционального ограничения прав граждан на законодательном уровне. Конституционный Суд, исходя из положений Конституции, ориентирует на правильное правопонимание конституционно-правового смысла норм законов в законотворческом и правоприменительном процессе.

Так, Конституционным Судом за период 2008 – первое полугодие 2011 года принято 394 решения в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов.

В решениях сформулированы правовые позиции: как констатирующие, что в нормах законов нашли дальнейшее развитие принципы и ценности Конституции и установленного правового механизма достаточно для их полной реализации, так и содержащие выявление конституционно-правового смысла норм законов и устанавливающие наличие пробельности законодательного регулирования определенных общественных отношений.

Все решения, принятые Конституционным Судом в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов, доводятся до сведения граждан с помощью средств массовой информации. Безусловно, это придает уверенности гражданам в конституционности норм законов, в определенной мере снижает потребность в последующем конституционном контроле и объективно уменьшает необходимость введения конституционной жалобы.

 

Заключение

В Республике Беларусь сложилась определенная практика реализации индивидуального доступа граждан к конституционному правосудию:

во-первых, путем непосредственного обращения граждан в Конституционный Суд по вопросам устранения пробелов в законодательстве, что позволяет совершенствовать механизм реализации конституционных прав и свобод с учетом изменяющейся действительности;

во-вторых, посредством косвенного доступа через субъектов, уполномоченных обращаться в Конституционный Суд с предложением о проверке конституционности нормативных правовых актов, таким образом обеспечивая в опосредованной форме доступ граждан к конституционному правосудию.

При этом введение института конституционной жалобы на данном этапе развития конституционного контроля в Беларуси всесторонне изучается и имеет определенную перспективу.

 

П.П.Миклашевич,

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь,
заслуженный юрист Республики Беларусь

 

Публикация подготовлена на основе доклада, сделанного Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевичем П.П. на Международной конференции «Защита прав человека органами конституционной юстиции: возможности и проблемы индивидуального доступа», состоявшейся в г. Киеве (Украина) 16 сентября 2011 г. (более подробно об участии в этой Конференции – в рубрике «Зарубежные связи Конституционного Суда Республики Беларусь).