Выступления Председателя Конституционного Суда
Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите конституционных прав и свобод граждан (выступление на Международном симпозиуме «Движение в защиту прав и свобод в XXI веке и роль конституционных судов», 25 апреля 2012 г., Стамбул, Турция)

Уважаемые участники симпозиума, дамы и господа!

В современном мире права и свободы человека имеют особое значение, которое исходит из нового понимания самой природы данного института, его ключевого места в системе ценностей демократических правовых государств.

Сегодня права и свободы человека представляют собой «человеческое измерение» государственности, свидетельствуют о степени цивилизованности государства, определяют его стратегию развития. Соблюдение и гарантии прав и свобод человека, состояние их защищенности являются наиболее объективным отражением уровня зрелости демократии, экономической безопасности, социальной политики государства.

В принятой в 1994 году Конституции Республики Беларусь как суверенного демократического правового государства установлены основы взаимоотношений личности, общества и государства. Гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, закрепленные на конституционном уровне, базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других основополагающих международно-правовых актов в области прав человека и соответствуют международным стандартам, выработанным как Организацией Объединенных Наций, так и региональными международными организациями.

В Конституции определено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Исходя из конституционных положений, государство обязано принимать все доступные меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь.

При этом в правозащитном механизме особая роль принадлежит Конституционному Суду, который обеспечивает верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь. Осуществляя контроль конституционности нормативных правовых актов, Конституционный Суд утверждает конституционную законность в нормотворчестве и правоприменении, способствует полной реализации конституционных прав и свобод граждан.

1. Защита конституционных прав посредством последующего конституционного контроля нормативных правовых актов

Конституционный Суд Республики Беларусь наделен полномочиями по осуществлению как последующего конституционного контроля нормативных правовых актов разного уровня, так и обязательного предварительного контроля конституционности законов.

Последующий конституционный контроль осуществляется по предложению уполномоченных субъектов: Президента, Парламента, Правительства, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

За 18-летний период деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь уполномоченные субъекты более 70 раз обращались с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов, затрагивающих конституционные права и свободы граждан, в числе которых права на жизнь, труд, жилище, судебную защиту, свободу передвижения, защиту собственности, социальное обеспечение и др.

В 49 решениях Конституционный Суд признал положения законов и иных нормативных правовых актов не соответствующими Конституции, тем самым устранив из правового поля неконституционные нормы, прямо или опосредованно препятствующие полной реализации конституционных прав граждан.

Обеспечение и защита прав граждан, эффективное восстановление их в случае нарушения, являются конституционной обязанностью государственных органов, поэтому предложение о проверке конституционности правовых актов представляет собой важный способ достижения данной цели.

2. Защита конституционных прав посредством предварительного конституционного контроля законов

Конституционный Суд с 2008 года осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом.

За указанный период Конституционным Судом принято более 200 решений, которыми проверенные законы признаны соответствующими Конституции. Это свидетельствует о конституционализации законотворческого процесса, обеспечении взаимодействия государственных органов по качественной подготовке законопроектов, проявлении законодателем должного уважения к конституционным принципам.

Вместе с тем Конституционный Суд сформулировал ряд правовых позиций по выявлению конституционно-правового смысла норм законов с целью недопущения искажения их содержания, устранения правовой неопределенности при реализации конституционных прав и свобод граждан. Данные правовые позиции реализуются как при совершенствовании законодательства, так и при выработке единой правоприменительной практики.

Осуществление предварительного контроля конституционности законов направлено на упреждение действия неконституционных норм и укрепление уверенности граждан в конституционности действующих в стране законов.

3. Защита конституционных прав посредством выявления конституционно-правовых пробелов в законодательстве

Конституционный Суд защищает права и свободы граждан также путем выявления конституционно-правовых пробелов в законодательстве.

На уровне закона предусмотрено право Конституционного Суда вносить Президенту, Парламенту, Правительству, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений, дополнений и принятия новых нормативных правовых актов.

Такие решения выносятся также на основании обращений граждан по определенным правовым проблемам и обеспечивают устранение конституционно-правовых пробелов в нормативных правовых актах компетентными нормотворческими органами. Так, Парламентом исполнено 57 решений путем внесения изменений в законы, Советом Министров – 23 решения посредством внесения изменений в постановления Правительства.

Устранение конституционно-правовых пробелов в законодательстве является важным фактором совершенствования правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан.

4. Доступ граждан к конституционному правосудию в Республике Беларусь

В Республике Беларусь доступ граждан к конституционному правосудию осуществляется не непосредственно путем подачи конституционной жалобы, а опосредованно – через уполномоченных субъектов, правомочных вносить предложения в Конституционный Суд.

Ежегодно в уполномоченные органы поступает около 60 обращений граждан, в которых инициируется внесение в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности соответствующих положений нормативных правовых актов.

В целях обеспечения косвенного доступа граждан к конституционному правосудию – через уполномоченных субъектов – Конституционный Суд принял ряд решений, направленных на установление четкой правовой регламентации порядка рассмотрения инициативных обращений граждан. На основе наших решений уточнены регламенты Совета Министров и палат Парламента посредством включения в них норм, определяющих специальный порядок их рассмотрения.

Отмечу, что в подготовленном проекте Закона «О конституционном судопроизводстве» урегулированы особенности процедуры рассмотрения инициативных обращений граждан о проверке конституционности нормативных правовых актов.

На конституционном уровне закреплена процедура преюдициального запроса суда, которая предусматривает, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит соответственно перед Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного правового акта неконституционным.

Таким образом, при отсутствии института конституционной жалобы выработка действенного механизма косвенного доступа граждан к конституционному правосудию способствует эффективной защите прав граждан.

Заключение

В заключение хочу подчеркнуть, что деятельность Конституционного Суда по обеспечению верховенства Конституции и ее прямого действия направлена на достижение главной конституционной цели – построение в Республике Беларусь демократического социального правового государства, высшей ценностью которого является человек, его права и свободы.

Выражаю глубокую признательность и благодарность Председателю Конституционного Суда Турецкой Республики Хасиму Кылычу и его коллегам за приглашение и возможность принять участие в юбилейных мероприятиях.

Желаю дальнейших профессиональных успехов, счастья и благополучия.

Благодарю за внимание.