Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 мая 2014 г. № Р-921/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене».

 

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене» и других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 апреля 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 апреля 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом регулируются отношения, возникающие при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, а также при организации, выполнении работ и оказании услуг, связанных с такими перевозками.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Согласно Конституции государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав (статья 58).

 

В Законе определяются права и обязанности пассажира (статьи 15, 16), а также права и обязанности перевозчика (статьи 17, 19) при перевозке пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном.

 

Положения Закона о правах и обязанностях пассажиров и перевозчиков пассажиров направлены на реализацию указанных конституционных норм с целью регулирования отношений в сфере таких перевозок с учетом интересов как пассажиров, так и перевозчиков пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном.

 

При этом Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, изложенную в решении от 26 июня 2009 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда». Суть данной позиции заключается в том, что через достижение сбалансированного характера прав и обязанностей проявляется действие конституционного принципа взаимной ответственности, в соответствии с которым должно обеспечиваться правомерное поведение не только государства, всех его органов и должностных лиц, но и других субъектов права, в том числе граждан.

 

2. В статьях 5, 6, 8 и 9 Закона устанавливаются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Респблики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области городского электрического транспорта и метрополитена.

 

Конституционный Суд отмечает, что предусматриваемые полномочия согласуются с конституционным статусом данных государственных органов (пункт 30 статьи 84, абзацы третий, пятый, десятый статьи 107, статья 120, абзац четвертый статьи 121 Конституции).

 

3. Согласно абзацам третьему, четвертому и шестому части второй статьи 4 Закона государственное регулирование в области городского электрического транспорта и метрополитена включает в том числе создание условий для удовлетворения потребностей физических лиц в перевозках таким транспортом, а также в работах и услугах, связанных с указанными перевозками, обеспечение безопасности транспортной деятельности и охраны окружающей среды.

 

В данных нормах Закона нашли реализацию положения части пятой статьи 13 Конституции об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества, а также о конституционных гарантиях прав граждан на охрану здоровья (часть первая статьи 45) и благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 46).

 

4. В части второй статьи 3 Закона закрепляется положение о том, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, то применяются правила международного договора.

 

Конституционный Суд отмечает, что данное правовое регулирование согласуется с частью первой статьи 8 Конституции, предусматривающей, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, а также с общепризнанным принципом международного права рacta sunt servanda, закрепленным в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, согласно которому каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

 

5. В статье 1 Закона устанавливается, что оператором перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном могут быть государственные юридические лица (абзацы десятый, одиннадцатый).

 

В соответствии с частью седьмой статьи 13 Конституции законом могут быть определены объекты, которые находятся только в собственности государства, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности. Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» к таким объектам отнесены в том числе объекты инженерной инфраструктуры общего пользования городского электрического транспорта, метрополитен (абзац пятый подпункта 1.29.8, подпункт 1.34 пункта 1 статьи 7).

 

Учитывая, что транспортные средства являются источником повышенной опасности, а коммуникации городского электрического транспорта (при соблюдении установленных законодательством условий) и метрополитен находятся в собственности государства, определение государственных юридических лиц оператором перевозок пассажиров правомерно, направлено на наиболее полное обеспечение устойчивого и безопасного функционирования указанных объектов с учетом потребности граждан в качественных перевозках и согласуется с частью седьмой статьи 13 Конституции.

 

6. Статьей 28 Закона предусматривается, что представители органов внутренних дел, должностные лица метрополитена вправе осуществлять досмотр ручной клади пассажиров метрополитена в целях обеспечения безопасности граждан и транспортной деятельности и в пределах, необходимых для выявления предметов или веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене Правилами перевозки пассажиров метрополитеном и (или) которые могут быть использованы для совершения акта терроризма или иного противоправного действия.

 

Конституционный Суд полагает, что в данном случае ограничение права на неприкосновенность собственности (часть вторая статьи 44 Конституции) при производстве досмотра указанными лицами принадлежащего пассажиру имущества является обоснованным, поскольку направлено на обеспечение безопасности граждан, предотвращение посягательств на их жизнь и здоровье, что согласуется с частью первой статьи 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом и в интересах в том числе защиты здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

7. В соответствии со статьей 30 Закона, закрепляющей особенности трудовых отношений на городском электрическом транспорте и метрополитене, не допускается проведение работниками таких видов транспорта забастовок. Данное положение Закона в определенной мере ограничивает право работников городского электрического транспорта и метрополитена на защиту своих экономических и социальных интересов, реализуемое в том числе через забастовку (часть третья статьи 41 Конституции).

 

Вместе с тем возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и последствий прекращения ими работы вытекает из положений Конституции, устанавливающих, что каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

 

Ограничение права на забастовку не противоречит также общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ограничение права на забастовку допустимо в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства (пункт 2 статьи 8), а в отношении других лиц право на забастовки обеспечивается при условии его осуществления в соответствии с законами страны (подпункт «d» пункта 1 статьи 8).

 

Городской электрический транспорт и метрополитен являются важнейшими составными элементами городской экономической инфраструктуры, призванными своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц в перевозках, способствовать созданию условий для бесперебойного функционирования городского хозяйства. Любые обстоятельства, которые могут нарушить нормальное функционирование городского электрического транспорта и метрополитена, затрагивают интересы граждан, государственных органов и иных организаций, в связи с чем введение ограничений реализации права на забастовку работников указанных видов транспорта, по мнению Конституционного Суда, имеет обоснованный характер и согласуется с частью первой статьи 23, статьей 53 Конституции.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич