18 декабря 2008 г. № Р-303/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З. рассмотрел обращение гражданина по вопросу реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 17 «О порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям» (далее – Декрет № 17). Гражданин указал, что в соответствии с названным Декретом в отношении его как сотрудника органа внутренних дел было принято решение о предоставлении безвозмездной финансовой помощи на погашение льготного кредита, полученного на строительство жилого помещения. Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда» (далее – Указ № 128) Декрет № 17 признан утратившим силу, в связи с чем финансовая помощь заявителем получена не в полном объеме. Гражданин считает, что он имеет право на получение безвозмездной финансовой помощи в полном объеме, так как обратился за ней еще до признания указанного Декрета утратившим силу.
Следует отметить, что Президентом Республики Беларусь в декабре 2007 г. (после признания Декрета № 17 утратившим силу) было поручено Премьер-министру Республики Беларусь обеспечить выплату финансовой помощи лицам, в отношении которых в установленном Декретом № 17 порядке до вступления в силу Указа № 128 приняты решения о выплате такой помощи за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Республики Беларусь на 2007 год.
Проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Декрета № 17, Указа № 128, Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд установил следующее.
В соответствии со статьей 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.
Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (статья 21 Конституции).
Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав (статья 58 Конституции).
Конституция (статья 59) возлагает на государство обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности и несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
Приведенные конституционные положения свидетельствуют о том, что как на уровне законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих либо прекращающих (отменяющих) права граждан, так и на уровне правоприменительных решений должна быть обеспечена реализация предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами и гарантированных государством прав граждан. При этом обязательно соблюдение баланса интересов граждан и государства, принципов разумности и социальной справедливости.
Указанные положения Конституции реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», который в качестве критериев соответствия проекта нормативного правового акта Конституции предусматривает, в частности, отражение в нем конституционных принципов, связь содержания проекта акта и норм Конституции (пункт 121 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных этим Указом), а также в статье 73 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», обязывающей осуществлять надлежащую организацию реализации нормативных правовых актов после их принятия (издания).
Практика нормотворческой деятельности свидетельствует о том, что законодателем в некоторых случаях прекращения действия правовых норм и отмены предоставленных ими прав принимались решения о возможности правового регулирования отношений, возникших на основании отмененных норм, но не получивших окончательного исполнения в соответствии с отмененными нормами.
Так, пунктом 15 Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» урегулирован вопрос о нераспространении действия этого Указа на государственные закупки товаров (работ, услуг), если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления в силу данного Указа. Установлено, что началом процедуры государственной закупки следует считать дату утверждения задания на государственную закупку товаров (работ, услуг) руководителем (уполномоченным им заместителем) заказчика (организатора, уполномоченной организации) либо индивидуальным предпринимателем. Эти закупки завершаются по законодательству, действующему до вступления Указа от 17 ноября 2008 г. № 618 в силу.
Имеются случаи, когда в законе предусматривается возможность применения норм этого закона после их изменения. В частности, в статье 2 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» установлено, что трудовые отпуска (их части), право на которые у работников возникло, но не было реализовано до вступления данного Закона в силу, предоставляются (компенсируются) полностью или пропорционально отработанному времени до 31 декабря 2008 г. в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу данного Закона.
Важным для реализации в полном объеме прав граждан является определение момента, с которого гражданин вступает в соответствующее правоотношение с государственной организацией. Например, имели место вопросы в отношении того, в каком случае (при каких условиях) право на приватизацию служебных жилых помещений государственного жилищного фонда в срок до 1 января 2008 г., предоставленное Указом № 128, считалось использованным до указанного срока. Поскольку в самом Указе это не было определено, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь разъяснило, что для признания использованным права гражданина на передачу ему служебного жилого помещения в собственность до 1 января 2008 г. достаточно было до 31 декабря 2007 г. подать в установленном порядке необходимые документы.
Учитывая изложенное, Конституционный Суд полагает юридически обоснованным в нормативном правовом акте, предусматривающем прекращение субъективного права, указывать обстоятельство, которое является начальным моментом реализации гражданином предоставленного ему права. Именно это обстоятельство, выступающее правообразующим фактом, будет определять законодательство, подлежащее применению. Особую актуальность приобретает решение данного вопроса в тех случаях, когда действия граждан по реализации права не совпадают по времени с действиями государственных организаций по обеспечению этого права (например, моменты подачи заявления на приватизацию и принятия решения о приватизации).
Конституционный Суд обращает внимание на то, что между гражданином и государственной организацией возникают публичные правоотношения, порожденные правообразующим фактом (совокупностью фактов), которые носят для сторон обязательный характер, исключающий односторонний отказ от исполнения обязательств.
Что касается случаев, при которых возможно завершение реализации правоотношений после того, как нормативные правовые акты признаны утратившими силу, то Конституционный Суд отмечает следующее. Возникшие на основании правовой нормы субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений не всегда осуществляются (выполняются) в одно и то же время. В результате в случае утраты юридической силы актом, установившим определенные права и обязанности гражданина, организации, существует необходимость какое-то время регулировать отношения, возникшие до утраты нормативным правовым актом юридической силы. Такое переживание закона с правовой точки зрения оправданно и обоснованно, так как способствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей в полном объеме, что согласуется с вышеуказанными положениями Конституции, в частности конституционными принципами гарантированности прав человека и взаимной ответственности государства и гражданина. Это означает, что если при отмене нормативного правового акта прекращается право, реализация которого началась, то законодателю следует определить возможность и порядок полной реализации данного субъективного права.
По мнению Конституционного Суда, закрепление указанных положений в нормативных правовых актах в необходимых случаях будет способствовать обеспечению гарантированных государством прав и свобод граждан. Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» как нормативный правовой акт, устанавливающий общий порядок подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации нормативных правовых актов, не содержит указания на обязательность регулирования в каждом нормативном правовом акте, предусматривающем отмену прав, вопроса о возможности применения норм правового акта после признания его утратившим силу, в том числе к возникшим на его основании, но не реализованным субъективным правам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 40, 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22, 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд
РЕШИЛ:
1. Предложить Совету Министров Республики Беларусь как субъекту права законодательной инициативы обеспечить разработку и внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона Республики Беларусь о внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», предусматривающего необходимость регулирования вопросов обеспечения полной реализации прав граждан в случае принятия нормативного правового акта об их отмене.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.