21 апреля 2014 г. № Р-920/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Водного кодекса Республики Беларусь.
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Водного кодекса Республики Беларусь и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Водный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 апреля
Кодекс регулирует отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами и водными объектами, и направлен на охрану и рациональное (устойчивое) использование водных ресурсов, а также на защиту прав и законных интересов водопользователей.
При проверке конституционности Кодекса Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с Конституцией недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства (часть шестая статьи 13).
Согласно статье 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Вышеприведенные конституционные положения получают развитие в нормах Кодекса, в которых устанавливаются основные принципы, объекты и субъекты отношений в области охраны и использования вод, различные нормативы охраны и использования вод (статьи 3, 4, 7, 20–24); конкретизируются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области охраны и использования вод (статьи 10–13); вводятся планы управления речными бассейнами (статья 15); определяются виды и сроки водопользования (статьи 28–33); закрепляются права и обязанности водопользователей (статьи 36, 37); устанавливаются цели и порядок пользования водными объектами (статьи 38–45), общие требования по охране вод (статьи 50, 51), ответственность за самовольное водопользование и за нарушение законодательства об охране и использовании вод (статьи 60, 61).
Конституционные требования об осуществлении государством контроля за рациональным использованием природных ресурсов в целях охраны и восстановления окружающей среды получают развитие в ряде статей Кодекса, имеющих целью дальнейшее усиление гарантий конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, создание необходимых механизмов реализации статьи 46 Конституции, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья населения, соблюдение требований законодательства об охране и использовании вод (статьи 4, 6, 14, 17, 37). В частности, в статье 14 Кодекса закрепляются положения о разработке государственных, отраслевых и региональных программ, региональных мероприятий в области охраны и использования вод в целях рационального (устойчивого) использования водных ресурсов, сохранения и восстановления водных объектов. На водопользователей возлагаются обязанности рационально использовать воду, принимать меры по снижению потерь воды; соблюдать требования по охране и рациональному (устойчивому) использованию водных ресурсов, предусмотренные актами законодательства, в том числе техническими нормативными правовыми актами, и др. (статья 37 Кодекса).
В статье 3 Кодекса в качестве одного из основных принципов охраны и использования вод устанавливается принцип бассейнового управления водными ресурсами рек. Согласно статье 15 Кодекса он выражается в утверждении планов управления речными бассейнами на период от 5 до 10 лет, которые разрабатываются с учетом данных государственного водного кадастра, государственного кадастра недр, мониторинга поверхностных вод и мониторинга подземных вод, а также рекомендаций бассейновых советов.
К таким принципам относится также закрепляемый статьей 3 Кодекса приоритет использования подземных вод для питьевых нужд перед иным их использованием. Согласно части первой пункта 2 статьи 39 Кодекса использование подземных вод допускается для удовлетворения питьевых нужд, производства продуктов питания, лекарственных и ветеринарных средств, кормления, поения животных.
По мнению Конституционного Суда, данные нормы Кодекса направлены на реализацию конституционного требования рационального использования природных ресурсов.
Установление статьями 52–54 Кодекса минимальной ширины водоохранных зон и прибрежных полос для некоторых поверхностных водных объектов, а также режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях имеет целью сохранение благоприятной окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Положениями статьи 6 Кодекса определяются классы экологического состояния (статуса) поверхностных водных объектов (их частей), подлежащие отражению в государственном водном кадастре и размещению на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Экологическое состояние (статус) поверхностных водных объектов (их частей) классифицируется как отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое и очень плохое. Пользование гражданами и общественными объединениями официальным сайтом указанного Министерства, предоставляющее им возможность осуществлять право на получение экологической информации в области охраны и использования вод, предусмотренное статьей 17 Кодекса, выступает в качестве гарантии реализации конституционного права граждан на получение информации о состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34 Конституции).
Конституционный Суд считает, что по своему содержанию указанные нормы Кодекса имеют целью дальнейшее совершенствование законодательного регулирования общественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением водами и водными объектами, что свидетельствует о направленности правовой политики государства как исключительного собственника водных ресурсов на наиболее полное и эффективное выполнение им конституционной обязанности по осуществлению контроля за рациональным использованием природных ресурсов в целях охраны и восстановления окружающей среды.
2. В соответствии со статьей 13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (часть вторая); гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая); осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая).
Указанные конституционные положения получают развитие в ряде статей Кодекса, определяющих порядок водопользования. Так, предусматриваются сроки специального водопользования, порядок выдачи разрешения на специальное водопользование, предоставления права на обособленное водопользование поверхностными водными объектами (их частями), заключения договора аренды поверхностного водного объекта для рыбоводства (статьи 30–33). В частности, водные объекты могут предоставляться в пользование на срок от 1 года до 25 лет, в зависимости от вида водопользования.
Вместе с тем в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, защиты прав и законных интересов юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, право водопользования может быть ограничено или прекращено Президентом Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальными органами, иными государственными органами в случаях и порядке, определенных законодательными актами (пункт 1 статьи 34 Кодекса).
В частности, в пункте 2 статьи 34 Кодекса устанавливается, что право обособленного водопользования поверхностными водными объектами (их частями) для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны, право специального водопользования, а также право аренды поверхностных водных объектов для рыбоводства ограничиваются в случае: нарушения условий водопользования; несоблюдения условий, установленных разрешением на специальное водопользование или комплексным природоохранным разрешением, государственным актом на право обособленного водопользования; несоблюдения требований, установленных актами законодательства об охране и использовании вод, в том числе техническими нормативными правовыми актами; несоблюдения условий, установленных договорами аренды поверхностных водных объектов для рыбоводства.
Конституционный Суд отмечает правомерность указанного подхода в отношении осуществления права водопользования, который согласуется с частью первой статьи 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности в предусмотренных законом случаях в интересах национальной безопасности, защиты здоровья населения, прав и свобод других лиц, и отвечает принципу пропорциональности, поскольку устанавливаемые в Кодексе ограничительные меры соразмерны достигаемым конституционным целям.
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Кодекса, Конституционный Суд считает, что устанавливаемое им законодательное регулирование направлено на обеспечение баланса интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с осуществлением права водопользования, и интересов человека и общества в целом, а также на гарантирование каждому возможности реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Наряду с этим закрепление законодателем исчерпывающих перечней оснований ограничения и прекращения права водопользования создает условия для ведения хозяйственной и иной деятельности, исключения личного усмотрения, возможных проявлений субъективизма при выдаче разрешений на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешений, ограничении и прекращении права водопользования.
3. В Конституции установлено, что охрана природной среды – долг каждого (статья 55). Долг является в первую очередь морально-нравственной (этической) категорией. Будучи облеченным в конституционно-правовую форму, он наделяется качеством правового долженствования, приобретает юридическое значение общеобязательного веления объективно-субъективного характера, обеспечиваемого государством в целях создания надлежащих условий для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду. Указанная выше конституционная норма, также выступающая в качестве правового общеобязательного веления, не раскрывает содержания обязанности охраны природной среды, равно как и не устанавливает форм и способов ее реализации.
Исходя из выявленного Конституционным Судом смысла статьи 55 Конституции, реализация каждым человеком своего долга по охране окружающей среды может осуществляться прямо или косвенно, в различных формах и различными способами, в том числе правовыми. В экологических отношениях долг, занимая доминирующее положение в качестве этического требования (императива), побуждает человека к осуществлению экологических прав, направленных на охрану природы, в свою очередь, обеспечивающих, гарантирующих реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду. Закрепление законодателем экологических прав предполагает соответствующие действия граждан, направленные на их реализацию, что придает этическому требованию свойство правового общеобязательного веления.
Данное положение получает развитие и конкретизацию в статье 17 Кодекса, закрепляющей права граждан и общественных объединений в области охраны и использования вод, в частности права инициировать проведение в установленном порядке общественной экологической экспертизы, принимать участие в проведении мероприятий по охране и рациональному (устойчивому) использованию водных ресурсов, участвовать в работе бассейновых советов. В статье 19 Кодекса предусматривается, что бассейновые советы являются межведомственным и межтерриториальным консультативным органом. В состав этих советов включаются представители государственных органов, водопользователей, а также общественных объединений и научных организаций. Данные советы создаются в целях разработки рекомендаций по охране и рациональному (устойчивому) использованию водных ресурсов для бассейнов рек Днепр, Западная Двина, Западный Буг, Неман и Припять. Решения указанных советов имеют рекомендательный характер, учитываются при разработке планов управления речными бассейнами, а также программ в области охраны и использования вод в границах речного бассейна.
4. Согласно части первой статьи 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Частью первой статьи 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что международные договоры подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом.
Ряд положений Кодекса (статьи 6, 20–24, 47, 48, 52 и др.) согласуется с подходом, закрепленным в Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года (вступила в силу для Республики Беларусь 27 августа
Статьи Кодекса, предусматривающие создание бассейновых советов, введение принципа бассейнового управления и др., гармонизированы с нормами законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан – стран Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза, членом которых является Республика Беларусь, а также законодательства Европейского союза, устанавливающего определенные стандарты в области охраны и использования водных ресурсов, выступающие в качестве ориентира при совершенствовании национального законодательного регулирования соответствующих отношений.
Кодекс принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Кодекс соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 98–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Водный кодекс Республики Беларусь соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич