Новости
Состоялась встреча Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. с судьями Конституционного Суда в преддверии 20-летия Конституции Республики Беларусь

 

Накануне 20-летнего юбилея Конституции нашей страны Глава государства 14 марта 2014 г. встретился с судьями Конституционного Суда.

А.Г.Лукашенко вручил государственные награды судьям Конституционного Суда за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, безупречное исполнение служебных обязанностей, значительный личный вклад в развитие судебной системы и укрепление конституционной законности. Медалью «За трудовые заслуги» награжден судья Чигринов Сергей Петрович. Почетное звание «Заслуженный юрист Республики Беларусь» присвоено судье Вороновичу Тадеушу Валентиновичу.

Благодарность Президента Республики Беларусь объявлена судье Изотко Владимиру Петровичу за многолетний плодотворный труд в госорганах, значительный личный вклад в становление и развитие национальной правовой системы.

В ходе встречи выступил Председатель Конституционного Суда Миклашевич П.П., который отметил следующее.

Конституция Республики Беларусь вобрала в себя многие базовые ценности, выработанные развитием человечества, определила общедемократические ориентиры для развития общества и государства.

На конституционной основе обеспечивается установление гражданского и общественного согласия, формирование демократического социального правового государства.

Накануне 20-летия Конституции Миклашевич П.П. обратил внимание на следующие конституционно-правовые аспекты.

Во-первых, стабильность Конституции как определяющее условие стабильности конституционного строя.

Прошедший период строительства суверенного белорусского государства показывает, что в его основе лежат ценностные установки, заложенные в преамбуле Конституции о неотъемлемом праве народа на самоопределение, осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества, желание обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, стремление утвердить права и свободы граждан.

Возникшие на начальном этапе конституционного развития проблемы, связанные с реализацией принципа разделения властей, были успешно разрешены конституционным путем на всенародном референдуме.

В настоящее время важно обеспечить дальнейшее конституционное развитие эволюционным путем, сохраняя и развивая конституционные ценности, последовательно осуществляя конституциализацию общественных отношений.

Закрепленные в Конституции нормы и принципы должны оставаться действенным ориентиром для всего общества. При этом необходимо формирование правосознания граждан, чтобы они могли себя идентифицировать не с абстрактным правом и государством, а с государством, принимающим все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

На этой основе формируется конституционный патриотизм, когда граждане не только проявляют любовь и уважение к своей стране, народу, Отечеству, но и пользуясь в полной мере конституционными правами, ответственно исполняют конституционные обязанности, стремятся внести свой вклад в достижение конституционных целей, проявляют должное уважение к Основному Закону своей страны.

Во-вторых, системная реализация регулятивного потенциала Конституции.

Развитие общественных отношений, динамика общественной жизни обуславливают необходимость увязывать конституционное развитие с толкованием, законодательным развитием и реализацией принципов и норм Конституции.

Развивающий потенциал Конституции следует реализовывать путем и более глубокого осмысления и понимания, истолкования и осуществления конституционных положений.

В своих решениях Конституционный Суд, формулируя правовые позиции, проводит интерпретацию конституционных норм и принципов к конкретным правоотношениям, ориентирует законодателя на дальнейшее их развитие, а правоприменителей – на недопущение искажения конституционно-правового смысла правового регулирования.

Регулятивный потенциал Конституции следует более активно раскрывать и Парламенту путем использования своего права на толкование Конституции, комплексное внедрение конституционных норм и принципов в законодательство.

Конституциализация общественных отношений предполагает прямое воздействие конституционных принципов и норм на социально-экономические и общественно-политические процессы посредством правовых механизмов обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия.

Достигнутый уровень государственного строительства и социально-экономического развития, современные интеграционные процессы обусловливают необходимость разработки комплексного документа – единой Концепции государственной правовой политики Республики Беларусь в целях надлежащего правового обеспечения государственных и общественных интересов, прав и свобод граждан в современных условиях.

В-третьих, эффективность предварительного конституционного контроля.

Своей деятельностью Конституционный Суд обеспечивает юридическую охрану верховенства Конституции.

С 2008 года Конституционным Судом осуществлен предварительный контроль конституционности более 600 законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики, до подписания их Президентом.

При проверке конституционности норм законов практически в каждом решении формулировались правовые позиции положительного содержания, в которых указывалось на развитие конкретных конституционных норм и принципов в законодательном регулировании общественных отношений.

Вместе с тем было изложено более 100 правовых позиций, в которых указывалось на правовые пробелы, правовую неопределенность в некоторых законодательных нормах.

В целом, говоря об эффективности предварительного контроля, можно утверждать, что Конституционный Суд, с одной стороны, подтверждает, что в принятых законах развиваются конституционные положения, с другой стороны – нацеливает законодателя на дальнейшее совершенствование законодательных актов в целях выработки действенного правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан.

В-четвертых, состояние конституционной законности.

В Послании Конституционного Суда, направленном палатам Национального собрания и Президенту Республики Беларусь, дан анализ состояния конституционной законности за прошедший год и сделан объективный вывод о направленности усилий государственных органов и должностных лиц на поддержание должного уровня конституционной законности как режима неукоснительного соблюдения Конституции в нормотворчестве и правоприменении.

При этом Конституционный Суд обратил внимание, что утверждение во всех сферах государственной и общественной жизни конституционной законности, обеспечение конституциализации общественных отношений, формирование конституционной культуры являются обязанностью всех государственных и общественных институтов, должностных лиц и граждан.

Становление человека и гражданина как носителя конституционных прав, свобод и обязанностей, активного участника конституционных отношений происходит через осмысление и реализацию конституционных положений.

В-пятых, развитие конституционного правосудия.

Учитывая роль и значимость конституционного контроля в утверждении верховенства права, формировании демократического правового государства, последовательно совершенствуется нормативно-правовое регулирование деятельности Конституционного Суда.

Вступающие в силу в апреле 2014 года законодательные акты направлены на уточнение функций Конституционного Суда, совершенствование конституционного судопроизводства.

Вместе с тем требуют дальнейшей проработки вопросы регламентации доступа граждан к конституционному правосудию, реального участия судов общей юрисдикции в инициировании проверки конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении конкретных судебных дел. И в конечном итоге – обеспечение действенного механизма проверки конституционности правоприменительной практики судов и других правоприменительных органов.

В заключение Миклашевич П.П. подчеркнул, что Конституционный Суд в современных условиях будет всемерно повышать эффективность судебного конституционного контроля в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Республики Беларусь.