Новости
В Национальном пресс-центре 23 января 2014 г. состоялась пресс-конференция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П. на тему «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году»

В своем выступлении Председатель Конституционного Суда остановился на содержании принятого 21 января 2014 г. Конституционным Судом Послания Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году». При этом было отмечено следующее.

Послание Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году» принято в преддверии 20-летия Конституции Республики Беларусь.

1. Конституция, являющаяся по сути общественным договором, учреждающим устройство современного белорусского общества и государства, содержит фундаментальные положения, выступающие регуляторами системы политических, экономических и социальных отношений, служит правовой основой стратегии развития суверенной Беларуси.

Современная белорусская государственность, национальная правовая система, деятельность нормотворческих и правоприменительных органов основываются на верховенстве Конституции, закрепляющей основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений и обладающей высшей юридической силой.

Реализуя свои конституционные функции, Конституционный Суд утверждает верховенство Конституции в нормотворчестве и правоприменении, способствует выработке правовых механизмов развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей, ориентирует законодателя и правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционных положений и их реальное обеспечение.

Анализ дел и материалов, рассмотренных Конституционным Судом, свидетельствует о направленности усилий государственных органов и должностных лиц на поддержание должного уровня конституционной законности как режима неукоснительного соблюдения Конституции в нормотворчестве и правоприменении всеми субъектами права.

2. Конституционным Судом в 2013 году не было выявлено существенных нарушений конституционных положений в законотворческом процессе. Все законы, проверенные в порядке осуществления обязательного предварительного контроля, признаны соответствующими Конституции.

В решениях и правовых позициях Конституционного Суда, принятых по результатам проверки конституционности законов, отмечены положительные тенденции, свидетельствующие о развитии конституционных принципов и норм в правовом регулировании общественных отношений. Выявленные правовые пробелы и правовая неопределенность в законодательных актах не носят системного характера и могут быть устранены в процессе совершенствования законодательного регулирования.

3. В соответствии со статьей 116 Конституции Конституционный Суд осуществляет контроль конституционности вступивших в силу нормативных правовых актов по предложениям уполномоченных органов: Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Совета Министров, Верховного Суда (с 1 января 2014 г. Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд объединены в Верховный Суд).

В прошедшем году от уполномоченных субъектов такие предложения не поступали, что обусловлено рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. Наблюдается тенденция постоянного совершенствования нормотворческого процесса, в ходе которого уделяется должное внимание анализу соответствия Конституции нормативных положений еще на стадии подготовки проектов нормативных правовых актов, в том числе путем проведения юридических экспертиз и других правовых исследований в нормотворческих органах.

4. В порядке косвенного доступа к конституционному правосудию в 2013 году в уполномоченные органы поступило 88 инициативных обращений от граждан и юридических лиц, в которых ставились вопросы о необходимости проверки конституционности отдельных норм законов и подзаконных актов. Однако от уполномоченных органов предложений, основанных на таких обращениях, в Конституционный Суд не поступало, что в определенной мере связано с недостаточным правовым регулированием механизма косвенного доступа к конституционному правосудию.

В Конституционный Суд не поступали предложения от общих и хозяйственных судов на основании статьи 112 Конституции.

Отсутствие обращений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов, связанных с их применением, ограничивает возможности проверки конституционности правоприменительной практики судов и других правоприменительных органов.

5. Конституционным Судом в 2013 году реализовывались полномочия по принятию решений об устранении правовых пробелов и правовой неопределенности в нормативных правовых актах. Так, на основании обращений граждан и юридических лиц признано необходимым:

определить в Процессуально - исполнительном кодексе об административных правонарушениях порядок освобождения судом (судьей) физических лиц от уплаты государственной пошлины за подачу в суд жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, в том числе в связи с имущественным положением таких лиц;

закрепить в Гражданском кодексе правовой механизм ограничения дееспособности гражданина вследствие психического расстройства, учитывающий степень фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими;

приняты другие решения.

6. В 2013 году исполнено 11 решений Конституционного Суда.

Так, на основании решений Конституционного Суда Парламентом внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс, в соответствии с которыми:

к числу дискриминационных обстоятельств в сфере трудовых отношений отнесены возраст, место жительства и иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции работника (часть первая статьи 14 Кодекса);

устранена коллизия между нормами Трудового кодекса и Закона «О борьбе с коррупцией» в части установления дополнительного основания прекращения трудового договора с государственными должностными лицами в случаях неподписания или нарушения ими письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией (пункт 5 статьи 47 Кодекса);

установлена возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет родственнику, члену семьи ребенка, фактически осуществляющему за ним уход, в случаях, когда мать является индивидуальным предпринимателем, творческим работником, осуществляет ремесленную деятельность (статья 185 Кодекса) и т.д.

Изложенные в решениях Конституционного Суда правовые позиции учтены законодателем и в других нормативных правовых актах.

В заключительной части выступления Председателем Конституционного Суда были приведены некоторые выводы и предложения, изложенные в Послании.

1. Конституционализация общественных отношений предполагает прямое воздействие конституционных принципов и норм на социально-экономические и общественно-политические процессы посредством правовых механизмов обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия.

Достигнутый уровень государственного строительства и социально-экономического развития, современные интеграционные процессы обусловливают необходимость разработки комплексного документа – единой Концепции государственной правовой политики Республики Беларусь в целях надлежащего правового обеспечения государственных и общественных интересов, прав и свобод граждан в современных условиях.

2. При выработке стратегии правовой политики государства, совершенствовании правовой системы необходимо основываться на конституционно-правовой доктрине, представляющей собой теоретические положения и научные концепции, уяснение и понимание конституционных идей, ценностей и целей, реализацию и развитие, интерпретацию и доктринальное толкование конституционных принципов и норм как в научных источниках, так и в нормотворчестве и правоприменении.

Определенный вклад в формирование национальной конституционно-правовой доктрины вносит Конституционный Суд, который своими решениями и правовыми позициями посредством выявления конституционно-правового смысла норм законов утверждает верховенство Конституции, способствует выработке действенного механизма обеспечения прав и свобод человека.

3. Сохранение стабильности фундаментальных конституционных положений способствует поступательному развитию государства и общества, совершенствованию механизмов конституционно-правовой защиты прав и свобод граждан. Вместе с тем дальнейшее развитие общественных отношений не исключает возможности определенной корректировки отдельных норм Конституции в направлении дальнейшей оптимизации конституционно-правового регулирования, с учетом возникновения объективных обстоятельств.

Конституционный Суд обращает внимание на то, что с принятием в соответствии со статьей 109 Конституции законодательных актов, направленных на образование единой системы судов общей юрисдикции, объединением Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда в единый высший судебный орган – Верховный Суд, возникла объективная необходимость уточнения некоторых положений Конституции в целях устранения правовой неопределенности.

В связи с этим Конституционный Суд полагает, что, учитывая место и роль Верховного Суда в судебной системе Республики Беларусь, основываясь на конституционном принципе разделения властей, необходимо на конституционном уровне закрепить статус Верховного Суда как высшего судебного органа, возглавляющего систему судов общей юрисдикции.

При этом в целях расширения доступа к конституционному правосудию целесообразно наделить Генерального прокурора правом внесения предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов, а суды общей юрисдикции – правом преюдициального запроса в Конституционный Суд.

4. Воплощение в жизнь верховенства и прямого действия Конституции, утверждение конституционной законности обусловливают становление в Республике Беларусь конституционализма, важнейшими составляющими которого выступают верховенство права, неуклонное соблюдение конституционных предписаний всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами; установление баланса интересов личности, общества и государства на основе конституционных ценностей.

Во второй части пресс-конференции Председатель Конституционного Суда ответил на вопросы журналистов.