Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 декабря 2013 г. № Р-911/2013
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве».

 

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон направлен на законодательное регулирование вопросов конституционного судопроизводства в соответствии с компетенцией Конституционного Суда, определенной в статье 116 Конституции и на ее основе – в иных законодательных актах.

 

При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Согласно части первой статьи 60 Конституции каждому гарантируется защита  его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. В соответствии с Конституцией судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам (часть первая статьи 109).

 

Конституция устанавливает, что контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом; компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом (части первая и седьмая статьи 116 Конституции).

 

Данные конституционные положения получили развитие в Кодексе Республики Беларусь  о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс), согласно которому Конституционный Суд является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (часть первая статьи 5); порядок конституционного судопроизводства определяется законом (часть первая статьи 23).

 

С учетом изложенного Конституционный Суд отмечает, что Закон основан на статье 116 Конституции, в соответствии с которой осуществление конституционного контроля в Республике Беларусь возложено на Конституционный Суд.  

 

В Законе определяются принципы конституционного судопроизводства; права и обязанности судей Конституционного Суда и участников конституционного судопроизводства; общие правила конституционного судопроизводства и процессуальные сроки; особенности рассмотрения дел в порядке обязательного предварительного контроля, последующего контроля и иных дел, рассмотрение которых входит в компетенцию Суда. Законом предусматриваются порядок принятия и вступления в силу заключений и решений Конституционного Суда, их юридическая сила, а также сроки исполнения государственными органами, иными государственными организациями, должностными лицами заключений и решений Конституционного Суда.

 

2. В статье 5 Закона независимость судей Конституционного Суда определяется в качестве одного из принципов конституционного судопроизводства. Так, судьи Конституционного Суда при осуществлении своих полномочий независимы и подчиняются только закону (часть первая), принимают решения в условиях, исключающих какое-либо постороннее воздействие на свободу формирования их внутреннего убеждения и волеизъявления (часть третья). По мнению Конституционного Суда, указанные положения Закона последовательно развивают положения статьи 110 Конституции о том, что судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону; какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

 

Одновременно Конституционный Суд считает, что закрепление Законом таких принципов конституционного судопроизводства, как законность, коллегиальность, гласность, состязательность и равенство сторон (статьи 4, 6–9), направлено на обеспечение при отправлении конституционного правосудия создания дополнительных гарантий реализации конституционных положений о коллегиальном рассмотрении дел в судах, открытом разбирательстве дел, осуществлении правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе (статьи 113–115 Конституции).

 

Определение в Законе принципов конституционного судопроизводства свидетельствует об установлении на законодательном уровне основных подходов к осуществлению конституционного правосудия, неукоснительное соблюдение которых будет способствовать принятию Конституционным Судом справедливого, беспристрастного, законного и обоснованного заключения или решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, что, в свою очередь, направлено на обеспечение верховенства Конституции, реализацию и защиту провозглашенных ею прав и свобод человека и гражданина.

 

На реализацию принципа гласности при рассмотрении дела направлены положения Закона о возможности участия в закрытом судебном заседании, кроме сторон, их представителей, полномочных представителей и иных лиц (часть третья статьи 7), использования при письменной форме судопроизводства элементов устной формы судопроизводства, в том числе участия в судебном заседании полномочных представителей (часть четвертая статьи 11), направления запросов (статья 39), назначения экспертизы (статья 40); о праве участников судебного заседания в открытом судебном заседании фиксировать ход судебного заседания, а с разрешения Конституционного Суда вести кино- и фотосъемку, звуко- и видеозапись, прямую радио- и телетрансляцию (часть пятая статьи 45); об оглашении в судебном заседании заключения, решения Конституционного Суда, принятых по итогам рассмотрения дела с использованием устной формы конституционного судопроизводства (часть первая статьи 78); о направлении заключения, решения в государственные органы, иные организации, должностным лицам (статья 79); об опубликовании заключения, решения (статья 84).

 

Конституционный Суд отмечает, что согласно части третьей статьи 11 Закона при письменной форме судопроизводства Конституционный Суд осуществляет рассмотрение дела на основании письменных документов и иных материалов, представленных ему и (или) запрошенных им в процессе подготовки дела к рассмотрению, как правило, без вызова сторон, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, иных лиц в судебное заседание.

 

В статье 101 Закона предусматривается, что рассмотрение дела о проверке конституционности закона, принятого Парламентом Республики Беларусь, осуществляется Конституционным Судом в порядке обязательного предварительного контроля с использованием письменной формы судопроизводства в соответствии с порядком осуществления конституционного судопроизводства, определенным Законом, с учетом особенностей рассматриваемого дела. Исключение составляет производство по делу о проверке конституционности закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь в порядке обязательного предварительного контроля, рассмотрение которого осуществляется  Конституционным Судом с использованием устной формы судопроизводства (статья 102 Закона). Согласно Закону с использованием письменной формы судопроизводства Конституционным Судом осуществляется также производство по делам о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства (статья 142), об официальном толковании декрета или указа Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан (статья 145), и о некоторых других вопросах (статьи 145, 151 и 156).

 

Конституционный Суд считает, что закрепление в Законе принципов конституционного судопроизводства и механизмов их реализации предопределено природой конституционного судопроизводства и имеет целью надлежащее осуществление Конституционным Судом как судебным органом конституционного контроля предоставленных ему полномочий.

 

3. В Законе (статьи 26–29) определяется порядок направления инициативных обращений уполномоченным органам для внесения соответствующего предложения в Конституционный Суд и их рассмотрения данными органами. В частности, устанавливаются требования к содержанию инициативного обращения, среди которых обязательность обоснования выводов и предложений; инициативное обращение должно содержать вопросы, рассмотрение которых входит в компетенцию Конституционного Суда; по результатам рассмотрения данного обращения уполномоченным органом устанавливается основание для внесения этим органом соответствующего предложения в Конституционный Суд.

 

Конституционный Суд обращает внимание уполномоченных органов на то, что они, принимая решение о внесении соответствующего предложения в Конституционный Суд либо об отказе в его внесении, не вправе подменять Конституционный Суд и рассматривать конституционность  нормативного правового акта или его отдельных положений, а должны решать вопрос о наличии оснований для внесения в Конституционный Суд  соответствующего предложения, когда имеются сомнения в конституционности правовых норм. Проверка конституционности нормативного правового акта в силу положений статьи 116 Конституции относится только к компетенции Конституционного Суда.

 

4. Законом закрепляется коллегиальность рассмотрения Конституционным Судом в правомочном составе дел в качестве одного из принципов конституционного судопроизводства (статья 6) и предусматривается, что заключение, решение Конституционного Суда считаются принятыми при условии, если за них проголосовало большинство от состава судей Конституционного Суда, участвующих в судебном заседании (часть восьмая статьи 75).

 

Вместе с тем в статье 76 Закона устанавливается, что судья, не согласный с принятыми заключением, решением Конституционного Суда, имеет право изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела. В особом мнении судьи Конституционного Суда может быть выражено его несогласие как с заключением, решением Конституционного Суда в целом, так и с их мотивировочной частью. Особое мнение оформляется судьей Конституционного Суда одновременно с принятием заключения, решения Конституционного Суда и публикуется  вместе с заключением, решением Конституционного Суда в качестве приложения к ним.

 

Конституционный Суд считает, что приведенные положения Закона об особом мнении судьи Конституционного Суда направлены на реализацию конституционного принципа независимости судей при отправлении правосудия, не противоречат такому провозглашенному статьей 5 Закона принципу конституционного судопроизводства, как принцип независимости судей Конституционного Суда.

 

5. Согласно частям первой и второй статьи 85 Закона заключение, решение Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат; заключение, решение действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами.

 

При оценке данных норм Закона Конституционный Суд отмечает, что юридическая сила заключений и решений Конституционного Суда обусловливается особым правовым статусом данного органа как среди государственных органов в целом, так и в системе судебной власти. В Конституции Конституционный Суд определен как единственный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных  актов в государстве (часть первая статьи 116); правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы (часть третья статьи 7); нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом (часть пятая статьи 116).

 

Основываясь на приведенных положениях статей 7 и 116 Конституции, Конституционный Суд констатирует, что заключения и решения Конституционного Суда, в том числе о признании нормативного правового акта соответствующим (не соответствующим) Конституции, являются окончательными и обязательными для нормотворческих органов и правоприменителей.

 

6. На положениях статей 7 и 116 Конституции основываются закрепляемые в статье 86 Закона предписания, предусматривающие сроки и порядок исполнения государственными органами, иными государственными организациями и должностными лицами заключений и решений Конституционного Суда.

 

Закрепление этих норм в Законе имеет целью достижение правовой определенности и установление единой правоприменительной практики исполнения актов Конституционного Суда, а также в целом обеспечение их надлежащей и своевременной реализации.

 

Конституционный Суд констатирует, что необходимость своевременного исполнения заключений и решений Конституционного Суда вытекает из содержания конституционного принципа верховенства права, соблюдение которого обеспечивает верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь.

 

7. С частью четвертой статьи 116 Конституции, устанавливающей компетенцию Конституционного Суда по проверке соответствия законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, а также в соответствующих случаях нормативным актам большей юридической силы, согласуются нормы раздела VI Закона, регламентирующие вопросы производства по делу о проверке конституционности нормативного правового акта в порядке последующего контроля. В частности, в статьях 114–117 этого раздела определяются общие требования к содержанию  предложения о проверке конституционности нормативного правового акта, перечень документов, прилагаемых к такому предложению, пределы проверки конституционности акта, а в других статьях – процессуальные особенности ее проведения в зависимости от вида акта, в отношении которого проводится проверка.

 

8. Принципу правовой определенности, основанному на конституционном принципе верховенства права, отвечают положения статьи 164 Закона, предусматривающие  признание утратившими силу Закона Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и ряда иных законодательных актов (их отдельных положений), связанных с внесением в данный Закон изменений и дополнений, что будет способствовать обеспечению комплексности и единовременности изменения правового регулирования конституционного судопроизводства.

 

Конституционный Суд полагает, что законодательное регулирование конституционного судопроизводства направлено на повышение эффективности деятельности Конституционного Суда, усиление его роли в защите конституционных ценностей, обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                     П.П.Миклашевич