27 декабря 2013 г. № Р-898/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правовых и организационных основ деятельности по профилактике правонарушений, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», повышения эффективности участия государственных органов, иных организаций и граждан в этой деятельности.
Положениями Закона, в частности, конкретизируется перечень субъектов профилактики правонарушений и более четко распределяются полномочия между ними; уточняются и расширяются их отдельные обязанности, в том числе в сфере социальной адаптации и реабилитации граждан, отбывших уголовное наказание; предусматриваются новые меры общей и индивидуальной профилактики, включая меры, соответствующие международному опыту предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 25).
В Конституции устанавливается также, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
С учетом указанных и иных конституционных принципов и норм Конституционный Суд оценивает конституционность Закона.
2. Согласно статье 1 Закона индивидуальная профилактика правонарушений определяется как деятельность субъектов профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лицо без гражданства в целях недопущения совершения правонарушений, осуществляемая в соответствии с данным Законом и другими актами законодательства.
В то же время наряду с устанавливаемыми в Законе мерами индивидуальной профилактики правонарушений, а также обязанностями граждан, в отношении которых осуществляются такие меры, законодатель допускает применение иных мер и возложение дополнительных обязанностей, предусмотренных другими законодательными актами (статья 23, часть вторая статьи 32).
В связи с этим Конституционный Суд полагает возможным отметить, что отдельные меры индивидуальной профилактики правонарушений могут быть сопряжены с определенными ограничениями прав, свобод и законных интересов граждан. В равной степени это относится и к возложению юридической обязанности как меры должного и властно предписанного поведения субъекта правоотношения, поскольку неисполнение данной обязанности влечет применение со стороны государства определенных санкций (мер принуждения).
С учетом изложенного Конституционный Суд обращает внимание правотворческих органов на то, что меры индивидуальной профилактики правонарушений, которые выражаются в каком-либо ограничении прав и свобод граждан, в том числе возложении на них юридических обязанностей, должны быть закреплены только в законе, что вытекает из требований Конституции (часть первая статьи 23, статья 58). При этом иные индивидуально-профилактические мероприятия, направленные на предотвращение антиобщественного поведения лица, не связанные с вышеназванными мерами ограничительного характера, могут быть предусмотрены другими законодательными актами.
3. Нормами Закона (статьи 5 и 9) уточняются наименования органов и организаций, участвующих в деятельности по предупреждению правонарушений, и перечень осуществляемых ими мероприятий, расширяется круг субъектов профилактики правонарушений, а также более четко распределяются полномочия между ними.
Конституционный Суд считает, что такие подходы к законодательной реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений способствуют укреплению правопорядка в стране и создают необходимые условия для обеспечения конституционных прав и свобод человека, что отвечает положениям Конституции, в соответствии с которыми государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).
4. Статьей 7 Закона уточняются полномочия Президента Республики Беларусь, в соответствии с которыми наряду с определением государственной политики в сфере профилактики правонарушений Президент Республики Беларусь осуществляет контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь.
Конституционный Суд считает, что указанное положение Закона направлено на реализацию закрепленных в частях первой и второй статьи 79 Конституции полномочий Президента Республики Беларусь.
В статье 8 Закона устанавливается, что Совет Министров Республики Беларусь реализует государственную политику в сфере профилактики правонарушений, осуществляет контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, разрабатывает совместно с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь государственные программы по борьбе с преступностью и коррупцией и вносит их на утверждение республиканскому координационному совещанию по борьбе с преступностью и коррупцией.
Указанная норма Закона, по мнению Конституционного Суда, направлена на реализацию полномочий Правительства Республики Беларусь, предусмотренных в статье 107 Конституции, в соответствии с которой данный орган в том числе принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
5. Законом расширяется перечень мер общей профилактики, который дополняется указанием на разработку и утверждение местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведению профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений (статьи 10 и 11).
Согласно Конституции местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (статья 120).
По мнению Конституционного Суда, принятие региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведению профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений отвечает интересам государства и общества, в том числе местного населения, и позволяет в максимальной степени учитывать специфику конкретного региона страны и особенности криминогенной ситуации на его территории. Это создает необходимые условия для более эффективного использования имеющихся в распоряжении местных исполнительных и распорядительных органов сил, средств и материальных ресурсов, а также способствует осуществлению более действенной профилактики правонарушений.
6. В соответствии с Законом меры индивидуальной профилактики правонарушений дополняются новой мерой – вынесением защитного предписания, которое выражается в установлении гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий (статья 23).
На основании защитного предписания данному гражданину запрещается: предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье, если он находится в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье; посещать места нахождения пострадавшего от насилия в семье, если он временно находится вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание; общаться с пострадавшим от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (части первая и четвертая статьи 31 Закона).
Кроме того, устанавливаемое Законом защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего лица, пострадавшего от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшим от насилия в семье жилое помещение и предусматривает запрет распоряжаться общей совместной собственностью (часть пятая статьи 31).
Указанные запреты и обязанность устанавливаются руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от трех до 30 суток со дня объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно вынесено, и могут быть прекращены руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению совершеннолетнего лица, пострадавшего от насилия в семье (части одиннадцатая и двенадцатая статьи 31 Закона).
По мнению Конституционного Суда, защитное предписание как мера индивидуальной профилактики правонарушений представляет собой определенное ограничение прав и свобод личности. Однако, исходя из анализа конституционно-правового смысла нормы, предусматривающей данное предписание, оно является правомерным, так как предусмотрено Законом для защиты жизненно важных интересов лиц, пострадавших от насилия в семье, является социально оправданным и отвечает требованиям справедливости. Кроме того, указанная мера не посягает на само существо конституционных прав и свобод граждан и не приводит к утрате их основного содержания, поскольку соразмерна защищаемым Конституцией ценностям и целям и носит временный характер.
Положение Закона, обязывающее гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшим от насилия в семье жилое помещение, также согласуется с конституционным положением о том, что никто не может быть произвольно лишен жилья (часть третья статьи 48 Конституции).
Оценивая в целом правовое регулирование Законом защитного предписания, Конституционный Суд констатирует, что предусматриваемые им меры вытекают из обязанности государства защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств (часть вторая статьи 24 Конституции), а устанавливаемые им ограничения соответствуют требованиями части первой статьи 23 Конституции, согласно которым допускается ограничение прав и свобод личности в случаях, предусмотренных законом, в том числе в интересах национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц.
По мнению Конституционного Суда, нормы Закона направлены на повышение активизации деятельности соответствующих государственных органов, иных организаций и граждан по профилактике правонарушений.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу, что проверяемый Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич