27 декабря 2013 г. № Р-894/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря
Законом вносятся изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь (статья 1), изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (статья 2).
Принятие Закона обусловлено необходимостью уточнения видов деятельности, которые не относятся к предпринимательской деятельности, совершенствования правового регулирования налоговых отношений, а также согласования положений Налогового кодекса с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно Конституции государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56); каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы (статья 52); на территории Республики Беларусь проводится единая налоговая политика (часть вторая статьи 132); доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом (часть вторая статьи 133).
При оценке положений статьи 2 Закона Конституционный Суд учитывает правовые позиции, выраженные им в решениях, предметом рассмотрения которых являлись акты налогового законодательства, принятых в порядке осуществления последующего конституционного контроля, а также в порядке осуществления обязательного предварительного контроля.
Суть правовых позиций заключается в том, что конституционная обязанность платить налоги имеет особый публично-правовой характер, обусловленный публично-правовой природой государства и государственной власти; налоги, пошлины и сборы являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования (решения от 11 июня
Налоговые платежи выступают в качестве основного источника доходной части бюджета и важнейшей гарантии защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности. Только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно решать возложенные на него задачи и осуществлять свои функции. Конституционное право собственности и конституционная обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Налогообложение, ограничивающее право собственности, вытекает из полномочий государства по регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества, в том числе связанных с установлением налогов, и ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное сочетание (баланс) государственных, общественных и частных интересов (решения от 11 октября
1. Из содержания статьи 1 Закона, излагающей в новой редакции часть четвертую пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса, следует, что перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, расширяется за счет включения в него таких видов деятельности, как деятельность третейских судей, деятельность, осуществляемая в рамках временных научных коллективов, и др.
Кроме того, уточняются виды услуг, осуществляемых физическими лицами самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, оказание которых также не является предпринимательской деятельностью.
Такое правовое регулирование, основанное на положении Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), направлено на согласование норм Гражданского кодекса с соответствующими нормами Налогового кодекса и иных законодательных актов, в частности законов Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан», «О третейских судах», Указа Президента Республики Беларусь от 26 июня
2. Статьей 2 Закона в Налоговый кодекс вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми перечень особых режимов налогообложения, применяемых для плательщиков, дополняется новым видом – единым налогом на вмененный доход; корректируется порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин); из перечня плательщиков налогов, сборов (пошлин) исключаются хозяйственные группы; уточняется понятие бюджетной организации (пункты 1–4).
Пунктом 186 статьи 2 Закона Налоговый кодекс дополняется главой 411 «Единый налог на вмененный доход», в которой определяются плательщики единого налога на вмененный доход и общие условия его применения (статья 3251), объект налогообложения и налоговая база единого налога (статья 3252), ставка, налоговый период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты единого налога (статья 3253).
Конституционный Суд считает, что данное законодательное регулирование основывается на конституционных положениях об установлении налогов и сборов законом (статьи 97, 98 Конституции) и имеет целью реализацию одного из основных принципов налогообложения, предусматривающего обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком (пункт 1 статьи 2 Налогового кодекса).
2.1. На обеспечение надлежащего исполнения налогового обязательства и предупреждение совершения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых правонарушений направлены положения статьи 2 Закона, которыми вносятся изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса, регулирующие исполнение налогового обязательства (пункты 12, 13); определяющие порядок уплаты налогов, сборов (пошли), (пункт 18); устанавливающие обязанности банков по исполнению платежных инструкций на перечисление налогов, сборов (пошлин), пеней и решений о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, а также по передаче документов (пункт 19); предусматривающие порядок приостановления операций по счетам в банке (пункт 21), а также взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица) – организации (пункт 23) и др.
Так, согласно новой редакции части первой пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса и дополнению данного пункта после части первой новыми частями (пункт 19 статьи 2 Закона) платежная инструкция плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налога, сбора (пошлины), пеней или решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней с приложением платежного требования исполняются банком в тот день, когда они получены банком (часть первая); в случае отсутствия на счете плательщика (иного обязанного лица) достаточной суммы денежных средств на момент поступления таких платежной инструкции или решения с приложением платежного требования их исполнение осуществляется банком по мере поступления денежных средств на указанные счета в платежной инструкции плательщика (иного обязанного лица) или в решении и платежном требовании налогового органа (часть вторая); перечисление банками налогов, сборов (пошлин), пеней, принятых в кассу банка по платежным инструкциям плательщиков (иных обязанных лиц) наличными денежными средствами, производится не позднее банковского дня, следующего за днем приема указанных платежей (часть третья).
Статья 53 Налогового кодекса дополняется пунктом 21, в соответствии с которым в определенных этим пунктом случаях решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа.
Из анализа содержания указанных норм Закона следует, что они согласуются с нормами Конституции, предусматривающими, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая статьи 7); каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы (статья 52); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать все необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
2.2. На усиление налогового контроля направлены положения статьи 2 Закона, в соответствии с которыми в новой редакции излагается пункт 3 статьи 64 Налогового кодекса, регламентирующий вопросы проверки полноты уплаты в бюджет сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (пункт 29); данный Кодекс дополняется новыми статьями 641 и 783, согласно которым вводится налоговый контроль за крупными плательщиками и налоговые органы наделяются правом проводить наблюдение хронометражным методом (пункты 30 и 39).
Так, в пункте 1 статьи 641 Налогового кодекса устанавливается, что налоговыми органами в целях налогового контроля осуществляются изучение и анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, включенных в перечень крупных плательщиков, и иной информации о таких организациях, имеющейся в распоряжении налоговых органов.
В статье 783 Налогового кодекса определяется цель наблюдения хронометражным методом, а также использование полученных результатов для вынесения налоговым органом решения о корректировке плательщиком (иным обязанным лицом) налоговой базы по налогу на прибыль, налогу при упрощенной системе налогообложения, единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходному налогу с физических лиц. Соответственно пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса дополняется частью второй, предусматривающей, что при проведении проверок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, налоговые органы вправе применять хронометражный метод на условиях и в порядке, установленных статьей 783 данного Кодекса (пункт 35 статьи 2 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что указанные изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс, свидетельствуют о необходимости надлежащего исполнения плательщиком конституционной обязанности платить установленные налоги, пошлины и иные платежи, а также направлены на своевременное и полное поступление денежных средств в бюджет, что согласуется с требованиями статей 56 и 133 Конституции.
3. Согласно пункту 1 статьи 2 Налогового кодекса каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. В свою очередь, налог считается законно установленным в случае, если определены плательщики и все элементы налогообложения, а при установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам) (пункт 5 и часть первая пункта 6 статьи 6 Кодекса).
Основываясь на приведенных положениях, Конституционный Суд оценивает изменения и дополнения, вносимые статьей 2 Закона в Налоговый кодекс, направленные на совершенствование правового регулирования налоговых отношений, касающиеся как отдельных плательщиков налогов, сборов (пошлин), так и элементов налогообложения (объекта налогообложения, налоговой базы, ставки, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты) в отношении налога на добавленную стоимость (далее – НДС), акцизов, налога на прибыль, налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, налога на игорный бизнес, налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр, а также сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, оффшорного и консульского сборов, государственной и патентной пошлины.
3.1. Конституционный Суд обращает внимание на положения Закона, закрепляемые с целью упрощения условий и порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов.
Так, об упрощении налогообложения свидетельствуют нормы статьи 2 Закона, согласно которым расширяется перечень объектов, не признаваемых объектами налогообложения НДС (пункт 45); из состава подакцизных товаров исключаются легковые автомобили и микроавтобусы (абзац пятый пункта 56); совершенствуется порядок взимания налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (пункты 81–86); объектами экологического налога не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год (пункт 128); из приложения 6 к Налоговому кодексу исключаются положения о налогообложении выбросов загрязняющих веществ первого класса опасности и веществ без установленного класса опасности (пункт 195); устанавливается право на применение упрощенной системы налогообложения к нотариусам, осуществляющим нотариальную деятельность в нотариальном бюро, и адвокатам (пункт 161).
Такой законодательный подход согласуется с конституционным положением о государственном регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества и отвечает требованиям необходимости создания условий и механизмов формирования конституционной экономики.
3.2. Конституционный Суд отмечает, что Законом предусматривается повышение размера ставок по отдельным налогам, сборам (пошлинам), уточняется порядок определения налоговой базы отдельных налогов, вводятся новые объекты обложения государственной пошлиной.
Так, положениями статьи 2 Закона увеличиваются фиксированные ставки земельного налога с одновременным повышением кадастровой стоимости земельных участков жилой усадебной зоны на земли населенных пунктов (пункт 124), земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов (пункт 125).
В соответствии с пунктом 182 статьи 2 Закона расширяется объект обложения налогом на игорный бизнес за счет признания таковым положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок). Одновременно пунктом 183 статьи 2 Закона изменяются размеры ставок налога на игорный бизнес, а также устанавливается ставка по новому объекту налогообложения в размере 4 процентов.
Кроме того, статьей 2 Закона в новой редакции излагается ряд приложений к Налоговому кодексу, которыми повышаются ставки на подакцизные товары, ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (пункт 192; приложения 1–3 к Налоговому кодексу); ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы сточных вод, за захоронение, хранение отходов производств (пункт 195; приложения 6–8 к Налоговому кодексу); ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (пункт 196; приложение 10 к Налоговому кодексу); ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной и сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (пункт 197; приложения 102 и 11 к Налоговому кодексу); ставки консульских сборов (пункт 198; приложение 13 к Налоговому кодексу); базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах (пункт 207; приложения 25 и 26 к Налоговому кодексу).
В соответствии с пунктом 159 и пунктом 206 статьи 2 Закона предусматриваются унификация порядка уплаты патентной пошлины и переход на единую шкалу патентных пошлин для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, что сопряжено с увеличением размера ставок патентных пошлин для плательщиков – резидентов Республики Беларусь.
Пунктом 145 статьи 2 Закона вводятся новые объекты обложения государственной пошлиной, среди которых государственная регистрация и классификация маломерных судов, государственная регистрация изменений сведений, подлежащих внесению в судовую книгу для маломерного судна, выдача (обмен) удостоверения на право управления моторным маломерным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 кВт (пять лошадиных сил), дубликата такого удостоверения, а также выдача дубликата судового билета; выдача удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь; выдача сертификата профессионального бухгалтера, сертификата профессионального бухгалтера банка, внесение в них изменений и (или) дополнений, продление срока их действия, выдача их дубликата; выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. При этом приложение 22 к Налоговому кодексу дополняется пунктами 241–244, 107–112, определяющими размеры ставок госпошлины за перечисленные действия (пункт 205 статьи 2 Закона).
Кроме того, пункты 471 и 472 приложения 22 к Налоговому кодексу излагаются в редакции, предусматривающей повышенные ставки государственной пошлины за выдачу разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, внесение в него изменений и (или) дополнений, продление срока его действия и выдачу дубликата. Данное приложение дополняется пунктами 473–476, устанавливающими повышенные ставки госпошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, а также внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, продление срока действия специального разрешения (лицензии) и выдачу его дубликата.
Основываясь на соответствующих положениях Конституции, а также на изложенной в решении Конституционного Суда от 11 октября
4. Согласно части пятой статьи 13 Конституции государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Налоги, сборы и пошлины выполняют своеобразную роль экономического и социального регулятора, важнейшим элементом которого являются налоговые льготы.
В пункте 7 статьи 6 Налогового кодекса закреплено, что при установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком.
4.1. В нормы Налогового кодекса Законом вносятся изменения и дополнения, направленные на совершенствование порядка предоставления льгот в отношении ряда налогов, сборов и пошлин.
Конституционный Суд отмечает, что большинством норм статьи 2 Закона вводятся новые льготы либо совершенствуется порядок предоставления уже действующих льгот.
Так, Законом расширяются основания применения льготы по налогу на прибыль для производителей продукции животноводства путем отнесения для целей применения данной льготы к продукции животноводства не переработанной пищевой продукции животного происхождения; от налога на прибыль освобождается прибыль, полученная от реализации имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности, сведения о которых содержатся в государственном реестре прав на результаты научной и научно-технической деятельности, а также прибыль, полученная от реализации материальных объектов, относящихся к этим правам, если реализация имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности одновременно сопровождается передачей таких объектов (абзацы пятнадцатый и восемнадцатый пункта 75 статьи 2).
В соответствии с пунктом 114 статьи 2 Закона от налога на недвижимость освобождаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, принадлежащие на праве собственности общественному объединению «Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь»; совершенствуется порядок применения налоговой льготы по налогу на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), признаваемых материальными историко-культурными ценностями, путем ограничения ее применения в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), используемых организациями в предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме капитальных строений (зданий, сооружений) бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.
Пунктом 121 статьи 2 Закона совершенствуется порядок применения налоговой льготы по земельному налогу в отношении земельных участков, на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые материальными историко-культурными ценностями, путем ограничения ее применения в отношении земельных участков, на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), используемые организациями в предпринимательской деятельности, в том числе занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме земельных участков бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры, а также освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные общественному объединению «Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь».
Положениями Закона предусматривается внесение изменений в перечень налоговых льгот в сторону их расширения по подоходному налогу с физических лиц, а также увеличение размеров соответствующих налоговых вычетов по данному налогу (пункты 95–97 статьи 2).
4.2. Конституционный Суд также обращает внимание на льготы, устанавливаемые законодателем с целью усиления социальной защиты граждан, прежде всего лиц, нуждающихся в такой защите, что отвечает сущности Республики Беларусь как социального государства (статья 1 Конституции).
На реализацию социальных задач направлены положения статьи 2 Закона, согласно которым от налога на прибыль освобождается прибыль организаций (в размере не более 10 процентов валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь в установленном порядке учреждениям социального обслуживания, Белорусскому детскому фонду и Белорусскому детскому хоспису (абзац третий пункта 75); от налога на недвижимость освобождаются жилые помещения в многоквартирном жилом доме, принадлежащие на праве собственности одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей) (абзац тринадцатый пункта 114); совершенствуется порядок уплаты консульского сбора, а именно за совершение всех видов нотариальных действий применяются ставки консульского сбора в размере 50 процентов от установленной ставки при обращении за их совершением граждан Республики Беларусь, которые являются пенсионерами, инвалидами, а также законных представителей лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, действующих от их имени и в их интересах (за исключением нотариальных действий, за совершение которых предусмотрено их полное освобождение от консульского сбора) (пункт 140); увеличиваются суммы отдельных доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц (стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, и др.) (пункт 95); организации и физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в отношении транспортных средств, предназначенных для передвижения инвалидов (пункт 152).
Таким образом, изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс, имеющие целью совершенствование налоговой системы, упорядочение отношений, возникающих в процессе исполнения налогового обязательства, упрощение порядка исчисления и уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), а также совершенствование порядка предоставления налоговых льгот и осуществления налогового контроля, согласуются с положениями Конституции и направлены на дальнейшее развитие законодательства в сфере налогообложения.
С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку его принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич