26 декабря 2013 г. № Р-890/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря
Положениями Закона вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), направленные на совершенствование порядка проведения процедур банкротства и согласование ряда норм указанного Закона с нормами иных законодательных актов.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции Республика Беларусь провозглашена социальным правовым государством (часть первая статьи 1). В статье 13 Конституции предусмотрено, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая); гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая); осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая).
В решении Конституционного Суда от 29 июня
Законом (пункт 5 статьи 1) в статью 127 Закона о банкротстве, регламентирующую вопросы продажи имущества должника после принятия хозяйственным судом решения о санации должника, вносится дополнение, согласно которому имущество должника, являющееся предметом торгов, может быть продано не только единственному участнику, подавшему заявление для участия в торгах, но и единственному участнику, явившемуся для участия в них (далее – претендент на покупку). Кроме того, указанная статья дополняется положениями, детализирующими порядок снижения стоимости имущества должника. В частности, устанавливается, что начальная цена имущества должника, выставляемого на повторные торги, может быть снижена по ходатайству управляющего хозяйственным судом: не более чем на 10 процентов – без согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении первых повторных торгов; не более чем на 50 процентов – с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении вторых и третьих повторных торгов; более чем на 50 процентов – с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении четвертых и последующих повторных торгов.
Конституционный Суд считает, что положения Закона, уточняющие правила проведения торгов по продаже имущества должника в процедуре конкурсного производства, направлены на реализацию указанных норм Конституции и законодательных актов, обеспечивающих всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, для возможно более полного удовлетворения требований всех кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника.
2. В Конституции установлено, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34).
Реализации конституционного права на информационное обеспечение по вопросам экономической несостоятельности (банкротства), как отмечено Конституционным Судом в решении от 29 июня
В соответствии с изменением, вносимым Законом в статью 127 Закона о банкротстве, в извещениях о проведении торгов по продаже предмета торгов, впервые выставляемого на торги, при проведении повторных торгов указывается информация о возможности в случае признания несостоявшимися торгов, проводимых в форме аукциона, продажи предмета аукциона претенденту на покупку при его согласии по начальной цене, увеличенной на пять процентов, либо о возможности в случае признания несостоявшимися торгов, проводимых в форме конкурса, и при соответствии предложений претендента на покупку условиям конкурса продажи предмета конкурса этому претенденту на предложенных им условиях.
Конституционный Суд подтверждает изложенный в решении от 29 июня
3. Согласно Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (части первая и вторая статьи 44); государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13).
В качестве одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, в статье 126 Закона о банкротстве предусматривается продажа предприятия должника как имущественного комплекса.
Законом (пункт 8 статьи 1) вносятся изменения и дополнения в статью 130 Закона о банкротстве, регулирующую порядок продажи предприятия должника как имущественного комплекса. Так, из состава имущественного комплекса предприятий-должников исключается кредиторская задолженность в целях реализации в конкурсном производстве исключительно активов, принадлежащих должнику. Кроме того, указанная статья Закона о банкротстве дополняется положением о том, что при продаже предприятия в его состав не включаются платежные обязательства должника, обязательства должника, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, а также требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью.
Пунктом 10 статьи 1 Закона в новой редакции излагается часть седьмая статьи 140 Закона о банкротстве, предоставляющая кредиторам право принимать решения в ликвидационном производстве о реализации без проведения торгов только движимого имущества должника балансовой стоимостью не более ста базовых величин.
По мнению Конституционного Суда, такое правовое регулирование отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, направлено на поддержание стабильности имущественного оборота, определение точного состава имущества должника в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), создание необходимых условий для преодоления неплатежеспособности должника и для возможно более полного удовлетворения требований всех кредиторов, что, по существу, направлено на предоставление им равных правовых возможностей при реализации экономических интересов.
4. В соответствии с частью первой статьи 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Из данного принципа вытекает принцип правовой определенности, означающий, что правовое регулирование общественных отношений должно обеспечивать ясность, точность, непротиворечивость и взаимную согласованность норм в целях их единообразного понимания и применения на практике.
Вносимые Законом изменения и дополнения в Закон о банкротстве направлены на согласование норм указанного Закона с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 10 января
Изменениями, вносимыми в статьи 28, 35, 116, 133 и 142 Закона о банкротстве, содержащиеся в этих статьях нормы согласовываются с нормами Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в части указания на книгу учета доходов и расходов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (пункты 2–4, 9 и 11 статьи 1 Закона).
С учетом закрепленного в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» определения термина «инвестиции» соответствующее изменение вносится в абзац четвертый части второй статьи 17 Закона о банкротстве, определяющей меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).
В целом Закон направлен на совершенствование правового регулирования проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства) в целях повышения их эффективности.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку его принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич