26 декабря 2013 г. № Р-888/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря
Законом вносятся дополнения и изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – соответственно КоАП и ПИКоАП).
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно статье 1 Конституции Республика Беларусь – правовое государство (часть первая); Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья).
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции). В Конституции предусмотрено, что гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы (статья 52).
Положения Закона направлены на реализацию указанных конституционных принципов и норм.
1. Законом (пункты 2, 3, 5 статьи 1) вносятся изменения, в соответствии с которыми уточняются санкции статей КоАП, предусматривающих административную ответственность за совершение отдельных составов административных правонарушений (в частности, за клевету, оскорбление, нарушение срока постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов); отменяется нижний предел административного взыскания в виде штрафа при привлечении лица к административной ответственности за указанные правонарушения и наложении на него административного взыскания в виде штрафа.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование согласуется с положениями части 2 статьи 6.5 КоАП, закрепляющей общие критерии установления минимальных размеров штрафа.
Дополнением, вносимым Законом (пункт 1 статьи 1) в часть 7 статьи 6.5 КоАП, устанавливается запрет на применение административного взыскания в виде низшего предела штрафа (при условии признания нарушителем своей вины) за административные правонарушения, санкции которых предусматривают применение административного ареста. Данное дополнение позволит исключить случаи неоправданного избежания ответственности физическими лицами, совершившими административные правонарушения, повлекшие значительные вредные последствия.
Конституционный Суд полагает, что указанные положения Закона направлены на решение задач по защите человека, его прав и свобод, законных интересов, общественного порядка и имеют своей целью применение справедливого административного взыскания в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, поскольку административное взыскание должно налагаться с учетом характера и вредных последствий совершенного правонарушения, иных обстоятельств, предусмотренных КоАП, отвечает целям воспитания лиц, совершивших такие правонарушения, предупреждения совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими лицами, что является необходимым условием выполнения государством обязанности по обеспечению законности и правопорядка.
2. Законом (пункт 6 статьи 1) излагаются в новой редакции статьи 24.9 и 24.10 КоАП, устанавливающие административную ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве. В качестве самостоятельного состава административного правонарушения Законом выделяется, в частности, уклонение должника от выплаты подлежащих взысканию с него денежных средств, выразившееся в непредставлении информации или в представлении заведомо недостоверной информации об имеющемся у него имуществе, о месте нахождения его имущества, об изменении места работы или жительства, о дополнительном заработке (в том числе за работу по совместительству) и иных доходах, а в качестве одной из санкций за совершение указанного деяния устанавливается административный арест (часть 1 статьи 24.10 КоАП).
Таким образом, усилена административная ответственность за деяние, влекущее вредные последствия, нарушающие права и законные интересы лиц, в пользу которых выдан исполнительный документ на причитающиеся им денежные средства, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение, степени его вины и других обстоятельств, указанных в части 2 статьи 7.2 КоАП.
Конституционный Суд считает, что своевременное исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов является важным элементом защиты прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых они вынесены, и направлено на повышение эффективности мер, предпринимаемых государством по созданию внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав, свобод и законных интересов граждан, поскольку именно на стадии исполнения происходит их реальное восстановление.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона в ПИКоАП устанавливается альтернативная подведомственность рассмотрения отдельных категорий дел об административных правонарушениях, в соответствии с которой должностные лица органов внутренних дел наделяются правом рассматривать дела по отдельным составам административных правонарушений (в частности, мелкое хищение, мелкое хулиганство, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения), за исключением составов названных правонарушений, за совершение которых в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрен административный арест, в силу пункта 4 части 1 и части 3 статьи 6.2 КоАП налагаемый только судом.
При этом на обеспечение конституционной гарантии права каждого на защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (часть первая статьи 60 Конституции) направлено положение Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 2), в соответствии с которым дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 10.5 КоАП (мелкое хищение) и статьей 17.1 КоАП (мелкое хулиганство), подлежат направлению в суд во всех случаях, если лицо не признало себя виновным в совершении административного правонарушения.
Конституционный Суд полагает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование, имеющее целью оптимизацию рассмотрения указанной категории дел об административных правонарушениях, не лишает лиц, в отношении которых ведется административный процесс по этой категории дел, права на судебную защиту, направлено на совершенствование правовых и организационных основ функционирования органов внутренних дел в рамках ПИКоАП и обеспечение тем самым дополнительных гарантий их деятельности в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая статьи 7 Конституции).
4. Положениями Закона (абзацы пятнадцатый – двадцатый пункта 4 статьи 2) в ПИКоАП устанавливаются случаи и сроки обязательного составления мотивировочной части постановлений по делам об административных правонарушениях.
Так, закрепляется норма, в соответствии с которой при поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение десяти суток со дня получения копии мотивировочной части постановления (пункт 6 статьи 2 Закона). Тем самым при указанных обстоятельствах изменяется порядок исчисления срока на обжалование постановления без ухудшения при этом правового положения названных лиц, поскольку им предоставляется такой же по продолжительности срок на обжалование, как и иным участникам административного процесса. Данное положение Закона направлено на реализацию в рамках административного процесса конституционного принципа равенства всех перед законом и права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
5. Исходя из конституционного принципа верховенства права и вытекающего из него принципа правовой определенности Законом (пункт 4 статьи 2) регламентируется содержание постановления по делу об административном правонарушении. В частности, определяется структура такого постановления, включающая вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части, закрепляются реквизиты, обязательные для каждой части. Уточнение Законом (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 2) редакции некоторых норм КоАП и ПИКоАП в части применения термина «судебное постановление» имеет целью достижение единообразного понимания и применения соответствующих правовых норм, обеспечение реализации прав и надлежащего исполнения обязанностей в рамках административного и административного процессуально-исполнительного законодательства.
Таким образом, по мнению Конституционного Суда, вносимые Законом изменения и дополнения в КоАП и ПИКоАП направлены на совершенствование законодательства об административных правонарушениях и административного процессуально-исполнительного законодательства, защиту прав и свобод человека, общественного порядка, а также установленного правопорядка от административных правонарушений, согласуются с конституционными предписаниями об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности и гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией; об обязанности каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, соблюдать ее Конституцию и законы.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич