26 декабря 2013 г. № Р-887/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны сортов растений».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны сортов растений» и других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны сортов растений» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря
Законом в новой редакции излагается Закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений» (далее – Закон о патентах на сорта растений), а также вносятся изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Закон принят в целях совершенствования правововых механизмов охраны права на сорт растения, а также гармонизации законодательства Республики Беларусь о патентах на сорта растений с международно-правовыми актами.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В пункте 8 статьи 8 Закона о патентах на сорта растений сохраняется требование о регистрации наименования сорта растения в Государственном реестре охраняемых сортов растений Республики Беларусь (далее – Государственный реестр) одновременно с регистрацией в нем сорта растения. В отличие от действующей редакции нормы указанного Закона, в соответствии с которой форму Государственного реестра и состав регистрируемых в нем сведений устанавливает патентный орган, в новой редакции определяется, что порядок ведения Государственного реестра устанавливается Советом Министров Республики Беларусь (пункт 1 статьи 17).
Конституционный Суд отмечает, что определение Советом Министров порядка ведения Государственного реестра согласуется с закрепленным в Конституции статусом Совета Министров как центрального органа государственного управления, осуществляющего исполнительную власть в Республике Беларусь, и его полномочиями (статьи 106, 107).
Конституционный Суд также считает, что конкретизация требований к наименованию сорта растений, установление обязательности его регистрации и законодательное закрепление на более высоком уровне порядка ведения Государственного реестра защищает интересы автора (соавторов) сорта растения и обладателя прав на него и тем самым признаются и охраняются объекты интеллектуальных прав, обеспечиваются экономические интересы граждан и государства в целом. Данные положения согласуются с положениями Конституции, предусматривающими, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); интеллектуальная собственность охраняется законом (часть третья статьи 51).
2. В статье 21 Закона о патентах на сорта растений устанавливается, что автору (соавторам) сорта растений принадлежат личные неимущественные и связанные с ними имущественные права (пункт 1); право авторства (право признаваться автором (соавторами) сорта растения) является личным неимущественным правом и охраняется бессрочно; право авторства неотчуждаемо и непередаваемо (часть первая пункта 2). Согласно статье 32 указанного Закона присвоение авторства, принуждение к соавторству, отказ от выплаты вознаграждения автору (соавторам) сорта растения влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Конституционный Суд полагает, что установление Законом ответственности за совершение указанных деяний является обоснованным, поскольку оно направлено на защиту прав автора (соавторов) сорта растения, предусмотренных в статье 21 Закона о патентах на сорта растений. Закрепление в статье 32 указанного Закона нормы об ответственности основывается на конституционных положениях о том, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
3. Законом о патентах на сорта растений предусматриваются направление патентным органом заявителю решения, принятого по результатам патентной экспертизы заявки (пункт 8 статьи 13); публикация в официальном бюллетене сведений о патенте (статья 18).
Законодателем изменяется также порядок обжалования решения патентного органа по результатам предварительной или патентной экспертиз заявки. Если по действующей редакции Закона о патентах на сорта растений заявитель при несогласии с решениями предварительной или патентной экспертиз заявки вправе обжаловать их в Апелляционный совет при патентном органе, то в соответствии с новой редакцией заявитель вправе обжаловать такое решение как в указанный Апелляционный совет, так и (или) в суд (пункт 1 статьи 15); патентообладателем в судебном порядке может быть обжаловано и решение патентного органа о досрочном прекращении действия патента (пункт 3 статьи 26).
По мнению Конституционного Суда, закрепление указанных норм в Законе о патентах на сорта растений направлено на обеспечение гарантированных Конституцией прав граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов (часть первая статьи 34), а также защиты их прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (часть первая статьи 60).
4. Пунктом 2 статьи 3 Закона о патентах на сорта растений предусматривается, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора.
В статьях 21, 24, 35 Закона о патентах на сорта растений устанавливаются соответственно права автора (соавторов) сорта растения, регламентируются вопросы исчерпания исключительного права на сорт растения, закрепляется право на охрану сорта растения в иностранных государствах. Положения данных статей направлены на согласование норм Закона о патентах на сорта растений с нормами Международной конвенции об охране новых сортов растений от 2 декабря 1961 года.
Конституционный Суд отмечает, что данное правовое регулирование согласуется с частью первой статьи 8 Конституции, предусматривающей, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, а также с общепризнанным принципом международного права рacta sunt servanda, закрепленным в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, согласно которому каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
5. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции). Конституционный Суд в своих решениях неоднократно отмечал, что верховенство права включает в себя ряд элементов, в том числе правовую определенность, предполагающую ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм. Посредством обеспечения принципа правовой определенности в нормотворчестве создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.
В статье 1 Закона о патентах на сорта растений устанавливаются определения основных терминов, применяемых в данном Законе, предусматриваются новые термины и конкретизируются закрепленные ранее. В частности, уточняется содержание понятия «автор (соавторы) сорта растения», которым является физическое лицо (физические лица), творческим трудом которого (которых) не только создан, но также выявлен либо усовершенствован сорт растения.
Кроме того, Законом (абзац шестой пункта 2 статьи 2) вносятся изменения в ГК. В частности, в части второй пункта 1 статьи 1003 ГК путем указания новых признаков конкретизируется определение селекционного достижения в растениеводстве.
Приведение в Законе о патентах на сорта растений и ГК содержательно полных и непротиворечивых терминов, системно связанных с иными актами законодательства, отвечает принципу правовой определенности и направлен на формирование единообразной правоприменительной практики, обеспечению прав авторов сортов растений.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны сортов растений» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич