Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2013 г. № Р-881/2013
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте».

 

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 5 декабря 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон определяет правовые и организационные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта и направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также проведения спортивных мероприятий  и участия в них спортсменов.

 

При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В соответствии с Конституцией человек, его права, свободы и гарантии их  реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные  в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).

 

Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59 Конституции).

 

1.1. В Законе система физической культуры и спорта определяется как совокупность взаимодействующих  субъектов, к которым относятся в том числе организации физической культуры и спорта, спортсмены, физические лица, занимающиеся физической культурой и спортом, иные физические  и юридические  лица, осуществляющие  деятельность в сфере физической культуры и спорта (статья 8); устанавливается, что организации физической культуры и спорта могут создаваться в качестве коммерческих и некоммерческих и осуществлять приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность в соответствии с законодательными актами (пункты 1 и 4 статьи 16).

 

Профессиональный спорт определяется как часть спорта, включающая предпринимательскую, трудовую и иную не запрещенную законодательством деятельность, направленную на достижение высоких спортивных результатов и связанную с получением вознаграждений (доходов) от организации спортивных мероприятий и (или) участия в них (пункт 1 статьи 55 Закона).

 

Конституционный Суд отмечает, что данное правовое регулирование основывается на положениях частей второй и четвертой статьи 13 Конституции, согласно которым государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

 

1.2. В Законе предусматривается возможность выполнения физическими лицами, являющимися субъектами системы физической культуры и спорта, своих обязанностей на основе трудовых договоров, в том числе трудовых договоров с профессиональными спортсменами, профессиональными тренерами, профессиональными судьями, иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере профессионального спорта. Особенности регулирования труда профессиональных спортсменов, профессиональных тренеров, заключения с ними трудовых договоров устанавливаются законодательством о труде (статьи 38, 39 и 57 Закона).

 

Конституционный Суд рассматривает указанные положения Закона как реализацию субъектами системы физической культуры и спорта конституционного права на труд как наиболее достойного способа самоутверждения человека, то есть права на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (часть первая статьи 41 Конституции).

 

1.3. Конституционный Суд отмечает также направленность отдельных положений Закона на создание условий развития физической культуры и спорта, выступающего одной из мер обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья (часть третья статьи 45 Конституции). Так, статьями 29–35 Закона предусматриваются утверждение Советом Министров Республики Беларусь Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь, занятия физической культурой по месту работы и по месту жительства, физическое воспитание обучающихся в учреждениях образования, физическая подготовка военнослужащих, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с инвалидами, а также проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

 

1.4. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), необходимым элементом которого является доступ к правосудию в независимом и беспристрастном суде.

 

Из содержания статьи 48 Закона следует, что спортивные споры субъектов физической культуры и спорта по поводу их прав и обязанностей, а также разногласия, возникающие из отношений, хотя и не являющихся отношениями в сфере спорта, но оказывающих влияние на права и обязанности этих лиц как субъектов физической культуры и спорта, могут разрешаться с использованием досудебных способов разрешения спортивных споров, в том числе посредством медиации и третейского разбирательства. Однако эти способы используются в качестве дополнительных средств правовой защиты, поскольку в Законе устанавливается, что спортивные споры в Республике Беларусь разрешаются в соответствии с законодательством судами (пункт 2 статьи 48). Данное положение Закона направлено на реализацию конституционной гарантии каждого на защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60 Конституции) и тем самым на утверждение принципа верховенства права.

 

2. Конституционный Суд в своих решениях неоднократно  обращал внимание на конституционно-правовую значимость принципа правовой определенности, который, являясь одним из необходимых элементов верховенства права, предполагает ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность правовых норм.

 

Конституционный Суд считает, что реализация указанного принципа в Законе проявляется в том числе в определениях основных применяемых терминов, которые даны в статье 1, а также других его статьях. Закрепление определений терминов на законодательном уровне будет способствовать однозначному пониманию правовых норм, исключению их различного толкования в правоприменительной практике. Принцип правовой определенности реализуется в Законе и через устранение пробелов в правовом регулировании. Так, в статьях 60 и 63 Закона определяется правовой статус (вопросы создания, аккредитации, аттестации и др.) детско-юношеских школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, которые не относятся к специализированным учебно-спортивным учреждениям, несмотря на то что осуществляют подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.

 

3. Содержание положений Закона согласуется с нормами международно-правовых актов, что отвечает конституционному положению о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции).

 

В частности, закрепление права каждого гражданина Республики Беларусь на занятие физической культурой и спортом, которое обеспечивается государством посредством создания условий для его реализации, закрепление норм о государственной политике в сфере физической культуры и спорта, осуществляемой в том числе с учетом принципа исключения дискриминации и насилия, регламентация вопросов олимпийского движения, определение мер по предотвращению допинга и борьбе с ним (пункты 1 и 2 статьи 4, статьи 6, 9–15, 18, 49, 50 Закона) идентичны соответствующим положениям Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной ЮНЕСКО в Париже 21 ноября 1978 года (далее – Хартия), Международной конвенции против апартеида в спорте от 10 декабря 1985 года, Конвенции против применения допинга от 16 ноября 1989 года и Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 года, участницей которых является Республика Беларусь.

 

Так, в Хартии установлено, что право развивать физические, интеллектуальные  и нравственные способности посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни (пункт 1.1 статьи 1); государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным; их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля (пункт 9.1 статьи 9). С данным положением согласуется норма статьи 9 Закона, предусматривающая, что основными направлениями государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются в том числе создание условий всем категориям и группам населения для занятия физической культурой и спортом, поддержка олимпийского, паралимпийского, дефлимпийского, специального олимпийского движения Беларуси, финансирование физической культуры и спорта за счет республиканского и (или) местных бюджетов, привлечение средств физических и юридических лиц.

 

В пункте 3 статьи 72 Закона определяется, что международное сотрудничество в сфере физической культуры и спорта осуществляется на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.

 

Приведенные положения Закона и международно-правовых актов дают Конституционному Суду основания для вывода о том, что Закон в целом направлен на содействие активной интеграции Республики Беларусь в мировые процессы в сфере физической культуры и спорта.

 

4. Статьей 69 Закона предусматривается, что педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта вправе осуществлять лица, имеющие среднее специальное или высшее образование в сфере физической культуры и спорта и допущенные к такой деятельности в порядке, установленном Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

 

Конституционный Суд считает, что закрепление указанных требований не искажает сущности гарантированного Конституцией права на труд и обусловлено тем, что данная деятельность сопряжена с выполнением воспитательной и учебно-тренировочной функций. Лица, допущенные к такой деятельности, должны обладать определенной квалификацией, чтобы надлежащим образом осуществлять названные функции, исключив возможные негативные последствия от их осуществления. Закрепленное в статье 49 Конституции право каждого на образование предопределяет роль и значение педагогических работников в обучении и воспитании учащихся и воспитанников. Применительно к конституционному праву каждого на охрану здоровья, обеспечиваемому в том числе путем развития физической культуры и спорта (статья 45 Конституции), с учетом социальной направленности государства и гарантирования им прав и свобод граждан Беларуси это означает необходимость создания таких условий, которые обеспечивали бы спортсменам и лицам, занимающимся физической культурой, достойное развитие, в том числе физическое.

 

В решениях Конституционного Суда обращалось внимание на то, что закрепляемые в законодательных актах квалификационные требования к работникам не являются ограничениями права на труд.

 

В частности, в решении от 29 июня 2012 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» Конституционный Суд исходил из того, что установление законодателем такого рода требований к управляющему при назначении его на должность направлено на обеспечение более эффективного проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства) и не ограничивает предусмотренное в части первой статьи 41 Конституции гарантированное гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

 

При этом, по мнению Конституционного Суда, вторжение законодателя в свободу выбора рода занятий и профессии должно быть минимальным и оправданным только в объеме необходимого обеспечения должной профессиональной подготовки работника.

 

5. Конституционный Суд отмечает, что отдельными положениями Закона устанавливаются ограничения прав и свобод личности.

 

5.1. Согласно части первой статьи 25 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Вместе с тем в статье 36 Закона предусматривается, что в целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения спортивно-массовых мероприятий сотрудники органов внутренних дел, выполняющие обязанности по охране общественного  порядка, вправе проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств (часть вторая пункта 2).

 

В связи с этим Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, выраженную в решении от 28 октября 2011 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Согласно данной позиции указанные меры ограничительного характера, закрепляемые в Законе, согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Данные меры не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в установленных Законом случаях, соразмерны защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам личности.

 

Конституционный Суд отмечает, что установление ограничений прав и свобод личности не исключается и нормами международных актов. Так, согласно пункту 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

 

Конституционный Суд полагает, что предусматриваемые Законом ограничения прав и свобод личности выступают средством правовой защиты общественного порядка и общественной безопасности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

5.2. Пунктом 8 статьи 69 Закона устанавливается перечень лиц, которые не могут осуществлять педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, в том числе лица, имеющие судимость.

 

В решении Конституционного Суда от 17 мая 2012 г. «О  соответствии  Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указано, что меры, связанные с запретом на занятие педагогической деятельностью лицами, совершившими преступления, являются в определенной степени ограничением гарантированного Конституцией права на труд и отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом (статья 22).

 

Возможность собственным трудом обеспечить себе и своим близким средства к существованию представляет собой естественное благо, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. Конституция в числе основных прав и свобод человека закрепляет право на труд, право на свободный выбор работы, гарантируя при этом их судебную защиту (статья 60).

 

Вместе с тем право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор профессии и рода занятий может быть ограничено с учетом требований части первой статьи 23 Конституции.

 

Применительно к рассматриваемому Закону введение соответствующих ограничений возможно в интересах защиты нравственности, здоровья, прав и свобод лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

 

Такие ограничения отвечают требованиям справедливости, адекватны социально необходимому результату, не являются чрезмерными, направлены на защиту прав и свобод других лиц и не затрагивают само существо конституционного права на труд, поскольку не ограничивают пределы и применение его основного содержания.

 

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что предусматриваемые Законом меры ограничительного характера в отношении лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, соответствуют  требованиям Конституции и необходимы для защиты прав и законных интересов других лиц.

 

Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что их содержание обеспечивает системное, соответствующее современным реалиям, логически последовательное правовое регулирование наиболее важных аспектов деятельности в сфере физической культуры и спорта, направленное на устранение пробелов в правовом регулировании и повышение устойчивости правоотношений в данной сфере. Основанный на нормах и принципах Конституции Закон создает правовые гарантии развития как физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, так и спорта высших достижений.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич