Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее – ТК) непосредственно в суде, без рассмотрения в комиссиях по трудовым спорам, рассматриваются трудовые споры по заявлениям работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием (пункт 6 части второй статьи 241).
Необходимость соблюдения предварительного внесудебного разрешения дела была установлена в части третьей статьи 229 ТК (в редакции от 26 июля 1999 года), предусматривавшей, что при отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в специально уполномоченный государственный орган надзора и контроля, после чего – в суд.
В соответствии с внесенными в 2007 году в статью 229 ТК изменениями исключена обязанность работника соблюсти до обращения в суд предварительный внесудебный порядок разрешения спора при отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае или при несогласии с его содержанием.
Вместе с тем Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (далее – Правила), являющихся подзаконным актом, предусмотрено, что разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в течение трех лет с даты происшествия несчастного случая на производстве рассматриваются по их обращению государственным инспектором труда; при этом заключение государственного инспектора труда о несчастном случае на производстве может быть обжаловано в порядке подчиненности у начальника межрайонного отдела, главного государственного инспектора труда области или города Минска, Республики Беларусь (лиц, исполняющих их обязанности), после чего – в суде (пункты 78 и 80).
С учетом указанных положений Правил формируется практика рассмотрения судами споров, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве.
Анализ норм Конституции и законодательных актов свидетельствует о том, что установление необходимости соблюдения порядка предварительного внесудебного разрешения дела как обязательного условия реализации конституционного права на обращение за судебной защитой возможно лишь на уровне законодательных актов.
В связи с этим Конституционный Суд пришел к выводу о том, что Правительство Республики Беларусь, реализуя делегированное ему законодательными актами полномочие устанавливать порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, было не вправе осуществлять правовое регулирование вопросов судопроизводства, включая установление условий реализации конституционного права на обращение за судебной защитой.
Конституционный Суд отметил в решении, что регламентация в подзаконном акте вопросов, которые должны регулироваться на уровне законодательных актов, привело к неоднозначному пониманию и различному применению на практике правовых норм, определяющих порядок разрешения споров, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве.
В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, реализации конституционного права каждого на судебную защиту и устранения правовой неопределенности Совету Министров Республики Беларусь предложено обеспечить согласование Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, с нормами Трудового кодекса Республики Беларусь и иных законодательных актов Республики Беларусь в части правового регулирования порядка разрешения споров, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве.