В поступающих в Конституционный Суд обращениях указывается о том, что при признании граждан недееспособными вследствие психического расстройства не учитываются степень заболевания и их возможность самостоятельно распоряжаться пенсией и совершать мелкие бытовые сделки, направленные на удовлетворение своих разумных потребностей и не нарушающие права других лиц, чем, по мнению заявителей, ограничиваются конституционные права и законные интересы данной категории граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством; над ним устанавливается опека.
Законодательство, регламентирующее методологию диагностирования психического расстройства человека и проведения соответствующих экспертиз, не предусматривает дифференцированного подхода к выявлению того, в какой степени в зависимости от тяжести психического расстройства снижается интеллектуальная и волевая характеристики лица, страдающего таким расстройством, а предполагает однозначный вывод судебного эксперта о способности или неспособности гражданина по состоянию психического здоровья понимать значение своих действий или руководить ими.
В связи с этим не исключаются случаи, когда лица, страдающие психическими расстройствами, сохраняют либо восстановили способность в определенной мере понимать значение своих действий или руководить ими, но они ограничиваются в правах и свободах в большей степени, чем это необходимо для защиты их прав и свобод, обеспечения других конституционных ценностей, и становятся еще более социально уязвимыми.
Конституционный Суд пришел к выводу о том, что существующий правовой механизм, который не учитывает степень фактического снижения либо восстановления способности гражданина в определенной мере понимать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, свидетельствует о конституционно-правовом пробеле в законодательном регулировании общественных отношений, связанных с признанием гражданина недееспособным.
В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, конституционных гарантий прав и законных интересов граждан и устранения пробела в гражданском законодательстве признано необходимым внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс в части закрепления возможности ограничения дееспособности гражданина вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) в зависимости от степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими и признания ограниченно дееспособными гражданина, ранее признанного недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), в случае восстановления его способности понимать в определенной мере значение своих действий или руководить ими, а также закрепления гражданско-правовых последствий признания судом граждан, страдающих психическими расстройствами, ограниченно дееспособными.
Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить проект закона, предусмотрев соответствующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.