8 июля 2013 г. № Р-845/2013
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» и других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 июня
Закон принят с целью совершенствования правового механизма заключения, вступления в силу, официального опубликования, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Беларусь.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с частью первой статьи 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году» отмечено, что верховенство права включает в себя ряд элементов, в том числе правовую определенность. Посредством обеспечения принципа правовой определенности в нормотворчестве создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.
Пунктом 1 статьи 1 Закона в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» (далее – Закон о международных договорах) вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми уточняются определения отдельных используемых в нем терминов. В частности, в связи с расширением перечня субъектов, обладающих правом заключать международные договоры, уточнено содержание таких терминов, как «международный договор Республики Беларусь», «двусторонний международный договор», «многосторонний международный договор», «депозитарий», «договаривающаяся сторона» и др.
Конституционный Суд полагает, что данные изменения и дополнения, вносимые в указанный Закон, будут способствовать определению правовой природы и места в правовой системе Республики Беларусь договоров, заключенных между Республикой Беларусь и субъектами международного права, которые не являются государствами и международными организациями, но обладают соответствующими полномочиями вступать в международные отношения. Такой подход законодателя согласуется с конституционным принципом верховенства права и вытекающим из него принципом правовой определенности.
2. Пунктом 11 статьи 1 Закона статья 22 Закона о международных договорах излагается в новой редакции, в соответствии с которой международный договор межведомственного характера, не вступивший в силу со дня подписания или иной даты, предусмотренной данным международным договором, подлежит утверждению, если иной способ выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора межведомственного характера не предусмотрен данным международным договором (часть первая).
Таким образом, устанавливаемым правовым регулированием уточняются условия утверждения международного договора межведомственного характера. Исходя из того, что выражение согласия государства на обязательность для него международного договора является важнейшей стадией заключения международного договора, от которой зависит вступление его в силу, Конституционный Суд считает, что уточнение условий утверждения международных договоров межведомственного характера соответствует принципу правовой определенности и направлено на выработку единообразной практики принятия актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров межведомственного характера.
3. Закон о международных договорах дополняется положениями, согласно которым предложения о ратификации международных договоров, об утверждении (принятии), а также о временном применении межгосударственных и межправительственных договоров должны содержать наряду с иными документами заключение Министерства иностранных дел Республики Беларусь о соответствии международного договора международным обязательствам Республики Беларусь (пункты 9, 10 и 15 статьи 1 Закона).
По мнению Конституционного Суда, указанные дополнения, вносимые в Закон о международных договорах, направлены на обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств Республики Беларусь и реализацию положений части первой статьи 8 Конституции, предусматривающей признание Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства. Кроме того, они отвечают принципу международного права рacta sunt servanda, закрепленному в статье 26 Венской конвенции Организации Объединенных Наций «О праве международных договоров» от 23 мая 1969 года, согласно которому каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
4. Пунктом 17 статьи 1 Закона определяется порядок вступления в силу для Республики Беларусь и официального опубликования поправки к международному договору, а также уточняются случаи, в которых необходимо выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправок к международным договорам.
Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое законодателем правовое регулирование порядка вступления в силу поправок к международным договорам отвечает конституционному принципу верховенства права и вытекающему из него принципу правовой определенности, имеет целью совершенствование договорной практики Республики Беларусь с зарубежными государствами и иными субъектами международного права.
Конституционный Суд также полагает, что закрепление Законом порядка опубликования поправок к международным договорам обеспечивает реализацию конституционного права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о международной жизни (часть первая статьи 34 Конституции). Такой подход законодателя, направленный на доведение до широкого круга лиц информации о том, что поправка к международному договору принята и подлежит применению, направлен в том числе на установление единообразной правоприменительной практики и усиление гарантий защиты конституционных прав и свобод.
5. В пункте 4 статьи 1 Закона закрепляется обязанность государственного органа Республики Беларусь, департамента государственного органа своевременно информировать Министерство иностранных дел Республики Беларусь в случае определения конкретного лица (группы лиц), уполномоченного(ых) на совершение соответствующих юридических действий по заключению межгосударственных и межправительственных договоров.
Конституционный Суд отмечает, что слово «своевременно» предполагает субъективную оценку указанного выше срока правоприменителем и может повлечь неодинаковые подходы, препятствующие выработке единообразной практики заключения межгосударственных и межправительственных договоров.
6. Конституционный Суд обращает внимание на правовую неопределенность, выражающуюся в отсутствии в Законе о международных договорах специальных положений об официальном опубликовании временно применяемых Республикой Беларусь международных договоров. Вместе с тем в таких международных договорах могут содержаться положения, непосредственно затрагивающие права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь.
Согласно части восьмой статьи 32 Закона о международных договорах международный договор или часть международного договора, временно применяемые Республикой Беларусь до его вступления в силу, подлежат исполнению в том же порядке, что и международные договоры Республики Беларусь, вступившие в силу.
Из анализа указанной нормы, по мнению Конституционного Суда, следует вывод о том, что временно применяемые Республикой Беларусь международные договоры являются составной частью ее правовой системы. В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость определения порядка официального опубликования временно применяемых Республикой Беларусь международных договоров.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич