Новости
В Национальном пресс-центре 23 января 2013 г. состоялась пресс-конференция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П. на тему «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году»

В своем выступлении Председатель Конституционного Суда остановился на содержании принятого 22 января 2013 г. Конституционным Судом Послания Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году». При этом было отмечено следующее.

Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, что по существу определяет содержание политических, экономических, социальных и правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией.

В Конституции определены и такие ценности, как демократическое социальное правовое государство, демократия и верховенство права, справедливость и равенство, парламентаризм, конституционная экономика, которые находятся в системной взаимосвязи и требуют обеспечения необходимого баланса при демократическом развитии общества и государства.

При этом конституционные ценности оказывают организующее воздействие на соответствующие сферы общественных отношений, выступают в качестве ориентиров, стандартов, установок для государственных органов и должностных лиц, граждан и общества в целом.

Парламентом в прошедшем году принят ряд законов, регулирующих отношения в экономической сфере, в их числе – о государственной инновационной политике и инновационной деятельности, о коммерческой тайне, об экономической несостоятельности (банкротстве); жилищной, социальной и культурной сферах (здесь прежде всего следует отметить новый Жилищный кодекс). Ряд законов направлен на совершенствование правоохранительной и судебной деятельности, обороны, борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Реализуя свои конституционные функции и полномочия, Конституционный Суд Республики Беларусь в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина при рассмотрении дел и материалов через призму конституционных ценностей обеспечивал верховенство и непосредственное действие Конституции, утверждал конституционную законность в нормотворчестве и правоприменении.

1. Конституционный Суд в 2012 году в порядке осуществления обязательного предварительного контроля проверил конституционность 113 законов, принятых Палатой Представителей и одобренных Советом Республики, до их подписания Президентом Республики Беларусь.

Все законы признаны соответствующими Конституции. При этом на основании конституционных положений Суд сформулировал в решениях более 20 правовых позиций, направленных на уточнение конституционно-правового смысла отдельных норм, выработку действенного законодательного механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Правовые позиции Конституционного Суда ориентируют государственные органы на последовательную и систематическую реализацию в своей деятельности конституционных принципов и норм, развитие и защиту конституционных ценностей.

2. В 2012 году уполномоченные субъекты, определенные в статье 116 Конституции Республики Беларусь (Президент Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров) в Конституционный Суд с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов не обращались.

Это свидетельствует как о достигнутом должном взаимодействии между субъектами нормотворческой деятельности, так и о процессе конституциализации общества и государства, когда соблюдение Конституции становится правилом, нормой жизни, в том числе под влиянием правовых позиций, высказываемых Конституционным Судом.

3. В 2012 году в государственные органы, уполномоченные непосредственно обращаться в Конституционный Суд, поступило 73 обращения: 68 – от граждан и 5 – от организаций. Уполномоченные субъекты посчитали, что вопросы, которые ставились гражданами, не содержат достаточных оснований для подготовки предложений в Конституционный Суд.

Общими судами также не принимались решения на основании части второй статьи 112 Конституции, согласно которой если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, то он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

По мнению Конституционного Суда, для обеспечения более полной реализации права граждан и организаций на косвенный доступ к конституционному правосудию, необходимо соответствующее регулирование порядка рассмотрения и принятия решений по инициативным обращениям граждан и организаций к уполномоченным субъектам.

В настоящее время Президентом Республики Беларусь в Парламент внесен проект Закона «О конституционном судопроизводстве», которым предусмотрен определенный процессуальный порядок косвенного доступа граждан к конституционному правосудию.

4. В прошедшем году в Конституционный Суд поступило 772 обращения граждан и юридических лиц. На основании некоторых обращений Конституционным Судом приняты решения, направленные на устранение правовой неопределенности, пробелов и коллизий в правовом регулировании с целью упреждения возможных нарушений прав и свобод граждан, обеспечения их реализации и защиты.

Так, в решениях указывалось на необходимость:

устранения конституционно-правового пробела в законодательном регулировании путем закрепления права выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту;

исключения правовой неопределенности в регулировании отношений, связанных с защитой имущественных интересов кредитора, денежными средствами которого неправомерно пользовался должник;

устранения коллизии в правовом регулировании порядка и размеров возмещения работникам расходов по проезду при служебных командировках и др.

5. В течение 2012 года исполнено 13 решений Конституционного Суда, изложенные в них правовые позиции учтены законодателем:

в Жилищном кодексе закреплены права граждан Республики Беларусь, в том числе постоянно проживающих за ее пределами, приобретать квартиры (дома) по договору купли-продажи в любых населенных пунктах Беларуси независимо от постоянного места жительства; установлено правовое регулирование порядка сдачи на краткосрочный период гражданами внаем жилых помещений на систематической основе;

в Законе «О пенсионном обеспечении» определен более длительный срок действия доверенности на получение денежных средств со счета гражданина в банке, на который перечисляется его пенсия;

в Законе «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» урегулированы вопросы очередности погашения возникающих в процессе ликвидации должника и непосредственно связанных с ним расходов.

Нашло дальнейшую реализацию и решение от 7 апреля 2011 года «О позиции Конституционного Суда Республики Беларусь по Закону Республики Польша «О Карте поляка». На законодательном уровне установлены ограничения для депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, которые не вправе получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

В целом государственными органами Республики Беларусь проводится последовательная работа по исполнению решений Конституционного Суда путем принятия новых нормативных правовых актов, а также внесения необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство.

Оценивая состояние конституционной законности в 2012 году, Конституционный Суд установил, что в законотворческом процессе не было допущено существенных нарушений конституционных принципов и норм. При этом на законодательном уровне вырабатывались и совершенствовались правовые механизмы, обеспечивающие более полную реализацию конституционных прав и свобод граждан во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Конституционный Суд отмечает, что конституционные ценности и цели становятся правовыми стандартами и главными ориентирами в законодательной деятельности.

В Послании Конституционного Суда обращено внимание на необходимость обеспечения в законодательной политике принципа предсказуемости как важнейшего условия уверенности участников общественных отношений в стабильности своего правового статуса, формирования доверия к законодательным актам и их безусловного исполнения. В целях повышения эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечения надлежащего качества нормативных правовых актов и их реализации необходимо внедрение правового мониторинга как системной деятельности государственных и иных организаций по оценке эффективности национального законодательства.

Важнейшими составляющими основ конституционного строя и в то же время фундаментальными конституционными ценностями являются права и свободы человека, справедливость и равенство. Гарантии их реализации и обеспечения представляют собой важнейшую конституционную цель, а также обязанность государства.

Права и свободы человека, будучи главным ориентиром в жизнедеятельности общества, выступают в качестве его основы, что обусловливает необходимость повышения уровня правосознания, формирования конституционной культуры, конституциализации общественных отношений.

Исходя из этого, Конституционный Суд полагает, что в укрепление конституционной законности должны вносить свой вклад не только государственные органы и должностные лица, ответственные за создание конституционного правопорядка, но и граждане, организации, а также институты гражданского общества, что обеспечит верховенство права во всех сферах жизни общества и государства, последовательное развитие Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

Во второй части пресс-конференции Председатель Конституционного Суда ответил на вопросы журналистов.