Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Сергеева О.Г. 12–14 декабря 2012 г. приняла участие в работе V Международного форума по правам человека на тему «Наука и техника, окружающая среда и права человека», который состоялся в г. Пекине.
Международный форум был организован Китайским фондом развития в сфере прав человека, который является национальной некоммерческой организацией, и Китайским обществом изучения прав человека – крупнейшей национальной неправительственной организацией в области прав человека в Китае, членом Конференции неправительственных организаций Организации Объединенных Наций.
В работе Форума приняли участие представители органов государственной власти и неправительственных организаций из 23 стран мира, международных организаций (ООН, Европейский Суд по правам человека, Европейский Институт омбудсмена и др.), ученые-правоведы.
На открытии Форума министр государственного Совета по информации Китая Ванг Чен и Президент Китайского общества изучения прав человека Луо Хаоцей отметили, что в современном мире активно развиваются экономика, наука и техника, которые оказывают не всегда благоприятное воздействие на окружающую среду; главной задачей государств является, поддерживая научно-технические открытия в любой сфере, обеспечить соблюдение прав человека при использовании таких достижений в том числе в области окружающей среды.
В выступлениях на пленарных заседаниях и тематических сессиях Международного форума обсуждались актуальные вопросы, касающиеся объема прав человека на благоприятную окружающую среду, их реализации и гарантий обеспечения. Подчеркивалась необходимость защиты прав человека в связи с развитием информационных технологий.
В своем выступлении на Форуме заместитель Председателя Конституционного Суда Сергеева О.Г. проинформировала его участников о законодательном регулировании отношений, связанных с окружающей средой, в Беларуси. Было отмечено, что данное регулирование основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, предусматривающих право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Прямое отношение к праву на благоприятную окружающую среду имеют закрепленные в Конституции право граждан Беларуси на получение информации о состоянии окружающей среды, здоровые и безопасные условия труда, а также гарантии права на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе мерами по оздоровлению окружающей среды. Немаловажно, что праву на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность государства осуществлять контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, охраны и восстановления окружающей среды.
В докладе было обращено внимание на то, что Конституция закрепляет в исключительной собственности государства недра, воды, леса и земли сельскохозяйственного назначения, что позволяет обеспечить наибольшую охрану, рачительное использование и целенаправленное восстановление данных природных ресурсов.
Отмечено также как необходимое условие для эффективного правового решения национальных и глобальных экологических проблем участие Республики Беларусь в международно-правовом сотрудничестве.
В выступлении подчеркнута роль Конституционного Суда в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции, прав человека и гражданина, одним из которых является право на благоприятную окружающую среду, представляющее собой важнейшую конституционную ценность. Заключения и решения Конституционного Суда, принятые в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов и последующего контроля конституционности нормативных правовых актов, положительно влияют на развитие правовой системы республики, позволяют упреждать вступление в силу законов, регулирующих отношения в сфере окружающей среды, которые противоречат Конституции, и содействовать более эффективной работе законодателя и правоприменению.
В ходе рабочих встреч с представителями международных и иных организаций обсуждались вопросы осуществления конституционного правосудия, особенности реализации права на благоприятную окружающую среду с учетом условий конкретной страны.