Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2012 г. № Р-789/2012
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 декабря 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

В Законе определяются направления государственной политики и компетенция государственных органов в сфере издательского дела, основные принципы, цели и задачи издательского дела, права и обязанности издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий, порядок их государственной регистрации, а также ответственность за нарушение законодательства об издательском деле.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В соответствии с Конституцией человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).

 

Согласно Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая статьи 13).

 

В Законе устанавливается, что государственная политика в сфере издательского дела направлена на развитие и поддержку национального книгоиздания и расширение рынков сбыта печатных изданий, развитие государственно-частного партнерства, создание условий для привлечения инвестиций (статья 4); предусматривается, что Президент определяет условия и порядок оказания государственной и иной поддержки издателям, изготовителям и распространителям, в том числе путем принятия мер экономического стимулирования (статья 11), в свою очередь издатели, изготовители и распространители печатных изданий вправе самостоятельно формировать свои производственные планы и определять масштабы своей деятельности (статья 17).

 

Принимая во внимание указанные нормы, Конституционный Суд приходит к выводу о направленности Закона на создание механизмов реализации в издательском деле приведенных выше конституционных положений, что будет способствовать обеспечению прав и законных интересов его субъектов.

 

2. Конституцией гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 33), а также право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34). Каждый имеет право на участие в культурной жизни, которое обеспечивается в том числе общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; государство содействует развитию культуры на благо общих интересов (части первая и четвертая статьи 51 Конституции).

 

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование учитывает необходимость реализации данных конституционных предписаний в издательском деле.

 

Так, в Законе в качестве одного из направлений государственной политики в сфере издательского дела закрепляется реализация конституционных прав и свобод граждан в области получения и использования информации (абзац второй пункта 1 статьи 4); к основным принципам издательского дела относятся гуманизм и ориентация на общечеловеческие ценности, утверждение и популяризация национальных ценностей (абзац второй статьи 5), к основным целям – обеспечение права на свободу взглядов и убеждений и их свободное выражение, повышение культурного, интеллектуального и образовательного уровня граждан (абзацы второй и четвертый пункта 1 статьи 6), а в качестве одной из основных задач определяется содействие развитию информационного общества (абзац второй пункта 2 статьи 6).

 

3. В соответствии с частью первой статьи 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Из данного принципа вытекает принцип правовой определенности, означающий, что правовое регулирование общественных отношений должно обеспечивать ясность, точность, непротиворечивость и взаимную согласованность норм. Формальная определенность правовых норм служит единообразному пониманию правовой нормы; положения закона, не отвечающие указанным требованиям, порождают противоречивую правоприменительную практику, создавая возможность их произвольного применения, и тем самым ведут к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан, гарантий их реализации.

 

В статье 1 Закона приводятся определения таких основных применяемых в нем терминов, как «издательская деятельность», «издательское дело», «издатель печатного издания», «выпуск в свет печатного издания», «государственная библиография» и др. Законодательное определение используемых терминов, как отмечалось в решениях Конституционного Суда, способствует однозначному их пониманию и формированию единообразной правоприменительной практики. Принципу правовой определенности соответствуют также положения статьи 34 Закона, закрепляющие для субъектов издательской и полиграфической деятельности, действующих на основе специальных разрешений (лицензий), возможность продолжения своей деятельности после вступления Закона в силу в течение установленного срока без государственной регистрации. Тем самым упрощается механизм реализации норм, подлежащих применению, и упреждается в правоприменительной практике конкуренция нормативных предписаний, связанных с возникновением и реализацией права на осуществление указанных видов деятельности.

 

4. Законом предусматривается порядок государственной регистрации и перерегистрации издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий в Государственном реестре издателей, изготовителей и распространителей (статьи 22–29). Осуществление издательской деятельности, полиграфической деятельности и распространение печатных изданий соответственно издателями, изготовителями и распространителями, которые подлежат государственной регистрации, без государственной регистрации запрещается (пункт 1 статьи 31 Закона). Право на осуществление этих видов деятельности возникает у издателей, изготовителей и распространителей со дня включения их в указанный Государственный реестр.

 

В отношении необходимости государственной регистрации субъектов, осуществляющих деятельность в издательской сфере, Конституционный Суд придерживается правовой позиции, изложенной в решении от 10 мая 2011 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур». Согласно данной позиции установление правила о необходимости включения субъектов издательского дела в Государственный реестр и выдачи им свидетельства о государственной регистрации в качестве условия, дающего право на занятие указанными видами деятельности, согласуется с закрепленными в Конституции положениями о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантировании равных условий для развития всех форм собственности; об осуществлении регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая и пятая статьи 13).

 

Предусматриваемые в статье 23 Закона регистрационные требования, в частности о наличии у издателя специалиста, ответственного за осуществление издательской деятельности, имеющего высшее образование и сдавшего квалификационный экзамен в порядке, установленном Министерством информации Республики Беларусь, призваны обеспечить надлежащее качество выполняемых работ и тем самым направлены на защиту прав и законных интересов лиц, являющихся потребителями печатных изданий.

 

5. В статьях 25 и 26 Закона, определяющих основания для отказа в принятии заявления о государственной регистрации субъектов издательского дела, а также основания для отказа в государственной регистрации (перерегистрации), предусматривается возможность обжалования принятого решения в порядке, установленном законодательством об административных процедурах. Такой подход будет способствовать реализации субъектами издательского дела закрепленных в Конституции права на обращение в государственные органы (статья 40) путем подачи жалобы в соответствии со статьями 30–32 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» и права на судебную защиту (статья 60).

 

Вместе с тем в Законе не предусматривается возможность судебного обжалования решений Министерства информации о приостановлении и прекращении действия свидетельства о государственной регистрации (статьи 32, 33). Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость при дальнейшем совершенствовании законодательства, регулирующего отношения в сфере издательского дела, закрепить гарантированное Конституцией право на судебную защиту и в таких случаях.

 

6. В преамбуле отмечается, что Законом определяются основы издательского дела. В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание законодателя на правовую позицию, сформулированную им в решении от 30 ноября 2009 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики». Согласно данной позиции принятие законов об основах правового регулирования общественных отношений оправданно на начальном этапе формирования правовой системы государства, когда имеются значительные пробелы в правовом регулировании общественных отношений и необходимо законодательное определение общих принципов и подходов такого регулирования. В настоящее время правовая система Республики Беларусь находится на качественно ином уровне и требует полного и конкретного законодательного регулирования в соответствии с принципами системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, установленными в статье 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и других законодательных актах Республики Беларусь. Конституционный Суд полагает, что в данный период сформировались условия для полного и конкретного правового регулирования издательского дела законом.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                   П.П.Миклашевич