Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 октября 2012 г. № Р-776/2012
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму».

 

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 8 октября 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 10 октября 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК), а также в законы Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремизму», Военную доктрину Республики Беларусь, утвержденную Законом Республики Беларусь от 3 января 2002 года.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

В статье 8 Конституции установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

 

Республика Беларусь присоединилась к наиболее важным международно-правовым актам в сфере предотвращения терроризма, в том числе к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 года (вступила в силу для Республики Беларусь 31 октября 2001 года), Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года (вступила в силу для Республики Беларусь 6 октября 2004 года), Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года (вступила в силу для Республики Беларусь 7 июля 2007 года), и др.

 

Кроме того, в Резолюции 61/171 Генеральной Ассамблеи ООН «Защита прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом», принятой 19 декабря 2006 года, безоговорочно осуждающей все акты, методы и практику терроризма во всех его формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались, независимо от их мотивации, в качестве преступных и не подлежащих оправданию, вместе с тем обращается внимание на абсолютную необходимость того, чтобы в условиях борьбы с терроризмом все государства прилагали усилия по обеспечению уважения и защиты достоинства людей и их основных свобод, а также демократической практики и законности.

 

Конституционный Суд отмечает, что нормы Закона направлены на реализацию и развитие приведенных конституционных и международно-правовых норм и принципов.

 

2. В соответствии с Законом (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 4) законы «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии экстремизму» дополняются новыми терминами, обозначающими различные проявления терроризма и экстремизма, и их определениями, а также уточняются некоторые основные термины, применяемые в указанных законах. Наряду с этим вносятся изменения в отдельные нормы УК, содержащие признаки составов преступлений террористической направленности (статья 1 Закона).

 

Конституционный Суд полагает, что дальнейшее совершенствование законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности путем конкретизации наиболее существенных признаков названных общественно опасных явлений соответствует требованиям статьи 7 Конституции об установлении принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности. Соблюдение принципа правовой определенности, предполагающего ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность юридических норм, упреждает неоднозначное понимание и, следовательно, их неправомерное применение, влекущее нарушение прав и законных интересов граждан.

 

3. Ряд статей УК (статьи 124, 126, 289, 359) излагается в новой редакции, в том числе дополняется примечаниями, предусматривающими освобождение от уголовной ответственности лица, участвовавшего в приготовлении к актам терроризма, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом предотвратило совершение преступления (пункты 2, 3, 7 статьи 1 Закона).

 

Указанные законоположения направлены на дальнейшее развитие уголовно-правового института деятельного раскаяния, предусматривающего меры поощрительного характера, стимулирующие лиц, причастных к актам терроризма, к положительному послепреступному поведению. Конституционный Суд считает, что поиски разумного компромисса между государством и таким лицом, выражающегося в отказе от уголовного преследования этого лица в обмен на его добровольные действия с целью предотвращения наступления тяжких последствий актов терроризма, в том числе чреватых гибелью людей, юридически допустимы и социально оправданны, а также согласуются с конституционным положением о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

 

4. Закон «О борьбе с терроризмом» дополняется рядом новых норм, имеющих целью обеспечение адекватного реагирования на современные угрозы этого особо опасного социального явления. Так, данный Закон дополняется статьей 111, согласно которой в исключительных случаях к участию в проведении контртеррористической операции могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь. При этом Законом устанавливается, что на военнослужащих Вооруженных Сил, привлеченных к участию в проведении контртеррористической операции, распространяются положения законодательных актов Республики Беларусь о внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь в части условий и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники (пункт 9 статьи 2).

 

Конституционный Суд отмечает, что распространение на военнослужащих Вооруженных Сил законодательных актов, регулирующих деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел в указанной сфере, обеспечивает создание общего правового режима, при котором единообразно регламентируется использование всех войсковых сил и средств в целях успешного проведения контртеррористической операции, осуществляемой в рамках закона, гарантирующего соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

 

Статьей 2 Закона часть четвертая статьи 10  Закона «О борьбе с терроризмом» излагается в новой редакции, согласно которой положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией утверждается Президентом Республики Беларусь (пункт 7); по решению Президента Республики Беларусь допускается привлечение сил и средств Вооруженных Сил для решения иных задач при проведении контртеррористической операции (пункт 9).

 

Конституционный Суд считает, что указанные положения Закона обеспечивают реализацию закрепленных в частях первой и второй статьи 79 Конституции полномочий Президента Республики Беларусь, согласно которым он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность.

 

5. Законом вносится ряд изменений и дополнений в Закон «О противодействии экстремизму», предусматривающих принятие профилактических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности, а также на предупреждение и пресечение такой деятельности.

 

5.1. Положениями Закона расширяется перечень государственных органов, осуществляющих противодействие экстремизму. Наряду с органами государственной безопасности, внутренних дел и прокуратуры, являющимися в настоящее время субъектами противодействия экстремизму, к числу указанных субъектов законодатель дополнительно относит органы пограничной службы, таможенные органы, орган государственной охраны, Следственный комитет Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации (пункт 2 статьи 4 Закона).

 

Конституционный Суд полагает, что вносимые Законом изменения и дополнения имеют целью повышение эффективности деятельности государственных органов в области противодействия экстремизму в пределах своей компетенции, принятия ими профилактических мер, направленных на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности, а также осуществления уголовного преследования и иных полномочий в соответствии с законодательством.

 

5.2. В Законе определяются основание и порядок признания наряду с деятельностью организаций, представительств иностранной или международной организации деятельности индивидуального предпринимателя экстремистской и ее прекращения. При этом устанавливается, что деятельность индивидуального предпринимателя признается экстремистской и прекращается на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь. Заявление о признании деятельности индивидуального предпринимателя экстремистской и ее прекращении подается в Верховный Суд Генеральным прокурором Республики Беларусь (пункт 6 статьи 4 Закона).

 

Конституционный Суд отмечает, что судебный порядок  признания деятельности индивидуального предпринимателя экстремистской является гарантией соблюдения прав и свобод человека, предусмотренной статьей 60 Конституции, и соответствует международно-правовым стандартам в области отправления правосудия (статья 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), при соблюдении которых обеспечиваются демократическая практика и законность.

 

6. Статьей 3 Закона вносится изменение в абзац четвертый пункта 8 главы 1 Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденной Законом Республики Беларусь от 3 января 2002 года.

 

Применительно к порядку принятия указанного изменения Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, изложенную им в решении от 27 декабря 2008 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного и мобилизационного материальных резервов». В соответствии с данной правовой позицией положения о внесении изменений и дополнений в программные законы должны приниматься в виде отдельных законов.

 

Конституционный Суд в решении от 27 декабря 2008 г. отметил, что согласно Конституции законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат Парламента (часть четвертая статьи 104).

 

Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость безусловного соблюдения требований Конституции, поскольку внесение изменений и дополнений в программные законы законами, нормы которых предусматривают также внесение изменений и дополнений в иные законы, требующие их принятия простым большинством голосов от полного состава палат Парламента, может привести к правовым коллизиям, если такие нормы фактически будут приняты простым большинством голосов.

 

Вместе с тем, учитывая, что Закон фактически был принят более чем двумя третями голосов от полного состава палат Парламента, основания для признания порядка принятия этого Закона не соответствующим Конституции отсутствуют.

 

Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на дальнейшее повышение эффективности борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму, а также обеспечивает формирование законодательной базы в этой сфере, основанной на нормах и принципах Конституции. Ограничение прав и свобод личности, допускаемое данным Законом, отвечает принципу пропорциональности и соразмерно защищаемым конституционным ценностям и целям.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

заместитель Председателя 

Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                  О.Г.Сергеева