Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 апреля 2012 г. № Р-703/2012
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 апреля 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 апреля 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Дополнения и изменения, предусматриваемые Законом, касаются вопросов выявления и учета историко-культурных ценностей, контроля их сохранения и использования, реставрационно-восстановительных работ на материальных историко-культурных ценностях, финансирования деятельности по сохранению историко-культурного наследия, а также прав и обязанностей собственника (владельца) материальной историко-культурной ценности.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Согласно статье 15 Конституции государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия. В статье 54 Конституции предусмотрена обязанность каждого беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

 

Данные конституционные положения выступают гарантиями реализации права каждого на участие в культурной жизни, а также обеспечения общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах (часть первая статьи 51 Конституции).

 

В международно-правовых актах, в том числе конвенциях Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «Об охране всемирного культурного и природного наследия» от 16 ноября 1972 года, «Об охране нематериального культурного наследия» от 17 октября 2003 года, а также Соглашении о вывозе и ввозе культурных ценностей от 28 сентября 2001 года, участницей которых является Республика Беларусь, вопросы охраны культурных ценностей регулируются с учетом того, что все культурные ценности – часть общего культурного наследия человечества и что каждое государство признает обязательства по выявлению, охране, популяризации и передаче будущим поколениям культурного и природного наследия, расположенного на его территории.

 

Анализ Закона в целом позволяет сделать вывод о его направленности на совершенствование законодательного регулирования отношений в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия, дальнейшее обеспечение общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, реализацию конституционного права каждого на участие в культурной жизни.

 

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8).

 

Конституционный Суд отмечает, что содержание норм Закона, определяющих в том числе порядок внесения предложений о включении историко-культурных ценностей в Список всемирного культурного и природного наследия, Список всемирного наследия, которое находится под угрозой, сохранения нематериальных историко-культурных ценностей, временного вывоза за пределы Республики Беларусь движимых материальных историко-культурных ценностей (пункты 2–4, 9, 19, 22 статьи 1), согласуется с положениями международных договоров Республики Беларусь в сфере охраны культурных ценностей.

 

2. В части второй статьи 44 Конституции предусматривается право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, а также положение о том, что неприкосновенность собственности охраняется законом.

 

Вместе с тем в части шестой указанной статьи Конституции установлено, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе, наносить вреда историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. С данной нормой согласуются устанавливаемые в Законе (пункты 3, 4, 27 статьи 1) ограничения права собственности. Эти ограничения связаны с выдачей разрешения на временный вывоз за границу Республики Беларусь движимых материальных историко-культурных ценностей, запретом собственнику (владельцу) материальной историко-культурной ценности, владельцу земельного участка, на котором размещен памятник археологии, допускать причинение вреда и изменение историко-культурной ценности, выполнять работы на этой историко-культурной ценности и (или) в зонах охраны недвижимой материальной историко-культурной ценности без разрешения Министерства культуры Республики Беларусь (за исключением работ по обеспечению надлежащего технического и санитарного состояния историко-культурной ценности), а также запретом отчуждать или передавать иным образом право собственности на историко-культурную ценность без согласования с областным (Минским городским) исполнительным и распорядительным органом.

 

Конституционный Суд считает допустимыми указанные ограничения как отвечающие требованиям статьи 23 Конституции, поскольку они предусмотрены законом, являются социально оправданными в связи с тем, что направлены на достижение конституционно значимых целей, связанных с обеспечением прав и свобод других лиц в сфере культурной жизни, и не искажают сущности конституционного права собственности.

 

3. Содержание норм Закона свидетельствует о том, что они основаны на конституционных положениях об ответственности государства за сохранение историко-культурного наследия, об обязанности каждого беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства, о конституционных гарантиях права собственности.

 

Вместе с тем Конституционный Суд отмечает, что отдельные положения Закона не отвечают требованиям правовой определенности как одному из элементов принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).

 

Пунктом 28 статьи 1 Закона статья 53 Закона Республики Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» дополняется пунктом 4, в котором предусматривается возможность принудительного прекращения права собственности (права владения) на бесхозяйственно содержимую материальную историко-культурную ценность. Такая историко-культурная ценность по решению суда может быть передана в государственную собственность в порядке, установленном законодательством.

 

Указанная норма Закона не в полной мере согласуется со статьей 49 Закона «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь», предусматривающей, что основания возникновения и порядок осуществления права собственности на историко-культурные ценности, порядок выкупа историко-культурных ценностей, содержимых бесхозяйственно, определяются данным Законом и гражданским законодательством, и статьей 241 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), устанавливающей, что бесхозяйственно содержимые культурные ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. Такая несогласованность правовых норм порождает неопределенность в регулировании и может приводить к противоречивой правоприменительной практике.

 

В части третьей пункта 2 статьи 3 ГК установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать этому Кодексу, а в случае расхождения указанных актов с данным Кодексом действует последний. Основываясь на требованиях приведенных норм, Конституционный Суд считает, что применение положений Закона о принудительном прекращении права собственности (права владения) на бесхозяйственно содержимую материальную историко-культурную ценность должно осуществляться с учетом норм статьи 241 ГК, и обращает внимание законодателя на необходимость обеспечения согласованности норм законов при дальнейшем совершенствовании законодательного регулирования этих отношений.

 

Согласно Конституции Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).

 

Таким образом, порядок принятия Закона соответствует положениям статей 97–100 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предоставленной им Конституцией.

 

Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон не противоречит Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у Закон Рэспублікі Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

Обратить внимание законодателя на необходимость обеспечения согласованности норм Закона Рэспублікі Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» в части принудительного прекращения права собственности (права владения) на бесхозяйственно содержимую материальную историко-культурную ценность с соответствующими положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь при дальнейшем совершенствовании законодательного регулирования отношений в области историко-культурного наследия.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

заместитель Председателя

Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                      О.Г.Сергеева