24 июня 2011 г. № Р-601/2011
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 25 мая
Положениями Закона вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», «Об основах государственного социального страхования», «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь».
Закон принят в целях согласования норм вышеуказанных законов с нормами Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и тем самым направлен на реализацию принципа правовой определенности.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Вносимое пунктом 2 статьи 1 Закона в Закон «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь» изменение, согласно которому государственные органы и иные организации создают гражданам в соответствии с законодательством необходимые условия для изучения белорусского и русского языков и совершенного владения ими, основывается на статье 17 Конституции, определяющей, что государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.
Указанное изменение, вносимое в Закон «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», обязывает государство создавать условия для изучения белорусского и русского языков не только гражданами Республики Беларусь, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории Республики Беларусь. Такой подход законодателя к регулированию сферы языковых отношений создает условия для более полной реализации гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод, предоставленных им Конституцией Республики Беларусь, а также способствует интеграции последних в белорусское общество.
Пунктом 7 статьи 1 Закона в часть первую статьи 24 Закона «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь» вносится дополнение, в соответствии с которым в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, обучение и воспитание наряду с белорусским и русским языками могут осуществляться также на других языках при получении образования не только иностранными гражданами, но и лицами без гражданства.
Вместе с тем в пункте 7 статьи 90 Кодекса Республики Беларусь об образовании, вступающего в силу с 1 сентября
Таким образом, согласно Кодексу об образовании образовательный процесс может осуществляться на иностранных языках на уровне послевузовского образования, в то время как в Законе «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь» установлена возможность осуществления образовательного процесса на языках, не являющихся государственными в Республике Беларусь, и на уровне высшего образования.
Конституционный Суд полагает, что данный подход к регулированию языковых отношений в сфере образования не в полной мере согласуется с принципом системности и комплексности правового регулирования общественных отношений (абзац седьмой статьи 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»), который основывается на конституционном принципе верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).
2. Согласно дополнениям и изменениям, вносимым статьей 2 Закона в Закон «Об основах государственного социального страхования», право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию предоставляется в том числе индивидуальным предпринимателям, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых и связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, обучаются в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или являются иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также частным нотариусам, которые одновременно с осуществлением нотариальной деятельности являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Данные положения основываются на нормах Конституции, в соответствии с которыми гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статья 47); иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11).
Конституционный Суд отмечает, что установление для указанных выше категорий лиц права участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию соответствует сущности социального государства, которым Республика Беларусь провозглашена в статье 1 Конституции.
Вместе с тем в части второй статьи 7 Закона «Об основах государственного социального страхования» с учетом изменений, вносимых статьей 2 Закона, предусматривается перечень лиц, имеющих право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию. Этот перечень включает соответствующие категории граждан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. В то же время в части третьей статьи 7 Закона «Об основах государственного социального страхования» установлено, что в случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию граждане, указанные в части второй данной статьи, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке. При этом как в Законе «Об основах государственного социального страхования», так и в проверяемом Законе обобщенный термин «граждане» для обозначения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства не применяется.
Конституционный Суд обращает внимание законодателя на то, что правовая неопределенность, выражающаяся в неоднозначности понимания термина «граждане», может повлечь противоречивую правоприменительную практику, связанную с произвольным распространением либо нераспространением положений статьи 7 Закона «Об основах государственного социального страхования» на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Указанное не влияет на общий вывод о конституционности Закона.
3. Изменение, вносимое в соответствии со статьей 3 Закона в Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», касается уточнения законодательства Республики Беларусь о статусе беженца, дополнительной и временной защите этой категории лиц. Данное изменение направлено на реализацию принципа правовой определенности, вытекающего из конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).
По форме нормативного правового акта Закон соответствует требованиям пункта 2 части первой статьи 97 и части первой статьи 104 Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда