Решение «О законодательном определении термина «трудоспособное лицо» для целей применения пункта «д» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (судья-докладчик Подгруша В.В.) принято Конституционным Судом Республики Беларусь 27 сентября 2011 г. по обращению Министерства юстиции Республики Беларусь относительно возможности зачета в стаж работы периода ухода за инвалидом I группы, престарелым, достигшим 80-летнего возраста, осуществляемого лицом, ограниченным в трудоспособности.
Поскольку в Законе о пенсионном обеспечении содержание термина «трудоспособное лицо» не раскрывается, то для определения указанного термина на практике используются другие нормы названного Закона, в частности содержащиеся в части третьей статьи 35 Закона и определяющие нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. На этом основании делается вывод о том, что при применении пункта «д» части второй статьи 51 этого же Закона к трудоспособным лицам следует относить лиц трудоспособного возраста (мужчин – от 16 до 60 лет, женщин – от 16 до 55 лет), не являющихся инвалидами.
Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь, Закона о пенсионном обеспечении и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд отметил, что гарантируя право на получение пенсии по возрасту и устанавливая возможность реализации указанного права с достижением лицом общеустановленного пенсионного возраста, законодатель не связывает возможность получения гражданами пенсии по возрасту с наличием или отсутствием у них трудоспособности.
Установление инвалидности также не всегда означает, что лицо утрачивает способность к труду. Об этом свидетельствует ряд положений законов «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О занятости населения Республики Беларусь» и Трудового кодекса Республики Беларусь, направленных на трудовую реабилитацию инвалидов и регулирование особенностей их труда.
Конституционный Суд пришел к выводу, что избирательный подход при решении вопроса о зачете периода указанного ухода в стаж работы в зависимости от трудоспособности (при котором такой период не засчитывается в стаж работы лиц при достижении ими общеустановленного пенсионного возраста или являющихся инвалидами, ограниченными в трудоспособности) противоречит принципам юридического равенства и недопущения дискриминации по признаку возраста или инвалидности, а также социальной справедливости.
Таким образом, Конституционный Суд установил наличие законодательного пробела в норме пункта «д» части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении, признав необходимым его устранение путем определения термина «трудоспособное лицо» для целей применения указанного пункта.
Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить соответствующий законопроект.