Новости
Конституционный Суд принял решение, касающееся законодательного определения термина «трудоспособное лицо»

 

Решение «О законодательном определении термина «трудоспособное лицо» для целей применения пункта «д» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (судья-докладчик Подгруша В.В.) принято Конституционным Судом Республики Беларусь 27 сентября 2011 г. по обращению Министерства юстиции Республики Беларусь относительно возможности зачета в стаж работы периода ухода за инвалидом I группы, престарелым, достигшим 80-летнего возраста, осуществляемого лицом, ограниченным в трудоспособности.

Поскольку в Законе о пенсионном обеспечении содержание термина «трудоспособное лицо» не раскрывается, то для определения указанного термина на практике используются другие нормы названного Закона, в частности содержащиеся в части третьей статьи 35 Закона и определяющие нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. На этом основании делается вывод о том, что при применении пункта «д» части второй статьи 51 этого же Закона к трудоспособным лицам следует относить лиц трудоспособного возраста (мужчин – от 16 до 60 лет, женщин – от 16 до 55 лет), не являющихся инвалидами.

Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь, Закона о пенсионном обеспечении и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд отметил, что гарантируя право на получение пенсии по возрасту и устанавливая возможность реализации указанного права с достижением лицом общеустановленного пенсионного возраста, законодатель не связывает возможность получения гражданами пенсии по возрасту с наличием или отсутствием у них трудоспособности.

Установление инвалидности также не всегда означает, что лицо утрачивает способность к труду. Об этом свидетельствует ряд положений законов «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О занятости населения Республики Беларусь» и Трудового кодекса Республики Беларусь, направленных на трудовую реабилитацию инвалидов и регулирование особенностей их труда.

Конституционный Суд пришел к выводу, что избирательный подход при решении вопроса о зачете периода указанного ухода в стаж работы в зависимости от трудоспособности (при котором такой период не засчитывается в стаж работы лиц при достижении ими общеустановленного пенсионного возраста или являющихся инвалидами, ограниченными в трудоспособности) противоречит принципам юридического равенства и недопущения дискриминации по признаку возраста или инвалидности, а также социальной справедливости.

Таким образом, Конституционный Суд установил наличие законодательного пробела в норме пункта «д» части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении, признав необходимым его устранение путем определения термина «трудоспособное лицо» для целей применения указанного пункта.

Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить соответствующий законопроект.