10 мая 2011 г. № Р-585/2011
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур».
Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 27 апреля
Законом вносятся дополнения и изменения в Водный кодекс Республики Беларусь, Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь и Воздушный кодекс Республики Беларусь, а также в законы Республики Беларусь «О патентах на сорта растений», «О семенах» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
Дополнения и изменения предусматривают иное по сравнению с существующим правовое регулирование отдельных общественных отношений в части совершенствования административных процедур, осуществляемых в различных областях, в отношении содержания процедур, сроков их осуществления, выдаваемых по результатам проведения процедуры документов; в части полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных государственных организаций в различных сферах (пункт 2 статьи 2, пункты 1, 4, 5 статьи 3, пункт 7 статьи 5, пункты 1, 5, 6 статьи 6 и др.). Законом обеспечивается также внутреннее согласование норм законов (пункты 1, 2, 4–6, 9, 15, 28, 32 статьи 1, пункты 1, 2, 5 статьи 3 и др.), уточнение терминов и понятий в целях достижения их однозначности (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 4, пункты 3, 5, 8 статьи 5).
При оценке конституционности указанных положений Закона Конституционный Суд исходит из закрепленных в Конституции положений, согласно которым человек, его права, свободы и гарантии их реализации объявлены высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства (часть первая статьи 21).
На конституционном уровне закреплена обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности; эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (статья 59 Конституции).
Согласно пункту 30 статьи 84 Конституции Президент Республики Беларусь осуществляет наряду с предусмотренными в данной статье иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 107 Конституции Правительство Республики Беларусь осуществляет полномочия, предусмотренные в данной статье, а также иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Беларусь.
Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством (статья 124 Конституции).
Указанные конституционные нормы находят развитие в Законе в части совершенствования правового регулирования некоторых общественных отношений, что способствует обеспечению гарантированных Конституцией прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, единообразию правового регулирования.
Конституционный Суд обращает внимание также на следующие отдельные положения Закона.
1. В соответствии со статьей 1 вносятся дополнения и изменения в Закон «О патентах на сорта растений» (далее – Закон о патентах):
1.1. Согласно изменениям, вносимым в часть вторую статьи 2 Закона о патентах, для лиц без гражданства и иностранных юридических лиц устанавливается более продолжительный срок – шесть лет (в отличие от общего срока в один год) до даты подачи заявки на выдачу патента на сорт растения в отношении древесных культур и винограда, ранее которого посадочный или плодовый материал сорта не должен продаваться или передаваться другим лицам для использования на территории Республики Беларусь, как условие для признания сорта новым (пункт 2).
Конституционный Суд отмечает, что указанное различие в правах граждан Республики Беларусь, юридических лиц Республики Беларусь и лиц без гражданства и иностранных юридических лиц не противоречит положениям статьи 11 Конституции, предусматривающим, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
1.2. В статье 34 Закона о патентах, излагаемой в новой редакции пунктом 26, закрепляется положение о том, что нарушение прав авторов сортов (селекционеров) влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Вместе с тем в части первой статьи 23 Конституции установлено, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом; основанием для таких ограничений служат в том числе интересы защиты прав и свобод других лиц.
Конституционный Суд считает, что установление Законом ответственности за нарушение прав авторов сортов (селекционеров), выразившееся в присвоении авторства, принуждении к соавторству, разглашении содержания заявки без согласия автора сорта (селекционера), обоснованно и соразмерно защищаемым правам автора сорта (селекционера). В то же время Конституционный Суд отмечает несоблюдение законодателем в полной мере принципа правовой определенности при установлении в Законе ответственности за нарушение прав авторов сортов (селекционеров), имея в виду отсутствие в Законе точного указания о наступлении ответственности в соответствии с законодательными актами.
Названный принцип, вытекающий из закрепленного в части первой статьи 7 Конституции принципа верховенства права в Республике Беларусь, предполагает точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм.
Неясность и неопределенность положений нормативных правовых актов, на что Конституционный Суд неоднократно обращал внимание в своих решениях, порождают неоднозначное понимание и применение правовых норм и, следовательно, могут привести к нарушениям прав и законных интересов граждан.
Принимая во внимание изложенное и исходя из приведенных конституционных требований, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что под законодательством в рассматриваемой норме Закона следует иметь в виду законодательные акты и данная норма должна применяться с учетом выявленного конституционно-правового смысла, поскольку недопустимо ограничение прав и свобод личности актами подзаконного уровня.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона право юридических и физических лиц на производство, заготовку семян для реализации, предусматриваемое в статье 21 Закона «О семенах», возникает после включения этих лиц в Государственный реестр производителей, заготовителей семян и получения паспорта на право производства, заготовки и реализации семян.
Конституционный Суд считает, что установление правила о необходимости включения в соответствующий реестр и получения юридическими и физическими лицами паспорта на право производства, заготовки и реализации семян в качестве условия, дающего право на занятие указанной деятельностью, согласуется с закрепленными в Конституции положениями о том, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равные условия для развития всех форм собственности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая и пятая статьи 13 Конституции).
3. Согласно части третьей статьи 51 Конституции интеллектуальная собственность охраняется законом.
На реализацию указанной конституционной нормы направлены пункты 1 и 5 статьи 4 Закона, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Положениями Закона конкретизируется порядок регистрации топологии и выдачи свидетельства на топологию, устанавливается меньший по сравнению с действующим срок осуществления патентным органом данной административной процедуры. Тем самым Закон способствует совершенствованию механизма предоставления правовой охраны топологий интегральных микросхем.
4. Из закрепленных в настоящее время в Кодексе внутреннего водного транспорта норм о лицензировании в области внутреннего водного транспорта и подтверждении соответствия транспортных работ и услуг в области внутреннего водного транспорта требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Законом исключаются положения о лицензировании и устанавливается лишь необходимость подтверждения соответствия транспортных работ и услуг в области внутреннего водного транспорта требованиям технических нормативных правовых актов (пункты 1, 2, 9 статьи 5).
Согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» целью технического нормирования и стандартизации является установление технических требований, связанных с безопасностью оказания услуг, отсутствием при оказании услуг недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.
Положениями Закона предусматриваются также исключение из Воздушного кодекса положений о лицензировании в области авиации и сохранение установленного данным Кодексом государственного регулирования в области авиации в виде сертификации в области гражданской авиации, разработки и утверждения авиационных правил, контроля за выполнением их требований (пункты 2 и 3 статьи 6).
Согласно Воздушному кодексу сертификация, подтверждающая соответствие организации или иного субъекта гражданского права – эксплуатанта воздушного судна установленным законодательством требованиям, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов – требованиям к летной годности и охране окружающей среды, а также сертификация уровня компетенции авиационного персонала гражданской авиации призвана в том числе обеспечивать безопасность полетов воздушных судов.
По мнению Конституционного Суда, наличие механизма контроля за безопасностью работ, услуг в области внутреннего водного транспорта и в области авиации в виде сертификации соответствующих работ, услуг, организаций, воздушных судов способствует обеспечению реализации конституционного права граждан на охрану здоровья (часть первая статьи 45 Конституции) и права каждого на благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 46 Конституции).
5. Конституционный Суд обращает внимание законодателя на неодинаковый подход в Законе к регламентации вопроса о месте правовых норм, касающихся налоговых отношений. Законом предусматривается исключение из Закона о патентах части третьей статьи 26 и статьи 37, из Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем» – статьи 15, касающихся вопросов уплаты патентной пошлины за поддержание патента в силе и за совершение юридически значимых действий, связанных с патентами, за подачу заявки, проведение экспертизы, регистрацию и выдачу свидетельства на топологию (пункты 18 и 29 статьи 1, пункт 6 статьи 4), однако при внесении дополнений и изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта и Воздушный кодекс положения об уплате государственной пошлины не исключены.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Республики Беларусь включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства, кроме Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, содержащих вопросы налогообложения, запрещается, если иное не установлено данным Кодексом или Президентом Республики Беларусь. Согласно пункту 2 статьи 6, пунктам 1, 2 статьи 7, статье 8 Налогового кодекса государственная пошлина и патентные пошлины отнесены к республиканским сборам (пошлинам), признаны обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь, поэтому вопросы их установления, уплаты должны регламентироваться только в актах налогового законодательства, и в статьях 249 и 262 Налогового кодекса предусматриваются объекты обложения государственной пошлиной и объекты обложения патентными пошлинами соответственно.
Закон в целом направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношений, являющихся предметом Водного кодекса Республики Беларусь, Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Воздушного кодекса Республики Беларусь, законов Республики Беларусь «О патентах на сорта растений», «О семенах», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», в том числе по вопросам осуществления административных процедур, а также согласование отдельных норм указанных кодексов и законов с положениями законодательных актов, принятых (изданных) позднее, в частности указов Президента Республики Беларусь от 26 апреля
Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по своему содержанию соответствует Конституции, направлен на дальнейшее развитие ее норм.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с компетенцией, предусмотренной пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Следовательно, внесение Законом изменений и дополнений в указанные кодексы и законы соответствует конституционным полномочиям Парламента Республики Беларусь.
Конституционный Суд считает, что Закон по форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич