Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 апреля 2011 г. № П-258/2011
О позиции Конституционного Суда Республики Беларусь по Закону Республики Польша «О Карте поляка»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании подпункта 1.5 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в судебном заседании предложение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь об изложении позиции Конституционного Суда Республики Беларусь о соответствии Закона Республики Польша «О Карте поляка» общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь в своем предложении указала, что 29 марта 2008 г. вступил в силу Закон Республики Польша «О Карте поляка», действие которого распространяется на все республики бывшего Союза ССР, в том числе Республику Беларусь, включая ее граждан.

 

По мнению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Закон Республики Польша «О Карте поляка» противоречит нормам международного права и принципу добрососедства, а именно:

 

1) предоставление на территории Республики Польша владельцам Карты поляка прав, касающихся получения долгосрочной польской визы, трудоустройства, осуществления предпринимательской деятельности, получения различных форм образования, пользования медицинским обслуживанием при чрезвычайных обстоятельствах, и других прав, предусмотренных статьями 5 и 6 названного Закона, в результате чего иностранные граждане на территории Республики Польша, в том числе граждане Республики Беларусь, имеющие Карту поляка, будут не равны в правах с иностранными гражданами, не имеющими Карту поляка, – таким основополагающим международным документам в области прав человека, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года и Конвенция относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 года, а также Договору между Республикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве от 23 июня 1992 года;

 

2) положения части 2 статьи 12, частей 1 и 4 статьи 18, согласно которым органом, уполномоченным выдавать Карту поляка, является консул Республики Польша в соответствии с местом жительства заявителя, – положениям пункта «m» статьи 5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, статей 26 и 29 Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Польша от 2 марта 1992 года;

 

3) правилам отдельных двусторонних договоров между Республикой Беларусь и Республикой Польша (Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о взаимном трудоустройстве граждан от 27 сентября 1995 года и Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о взаимных поездках граждан, заключенное путем обмена нотами 20 декабря 2007 года), поскольку Закон Республики Польша «О Карте поляка» предусматривает иные правила, чем те, которые содержатся в этих двусторонних договорах, а также положениям статьи 1 Договора между Республикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве от 23 июня 1992 года, устанавливающим, что Республика Беларусь и Республика Польша строят свои отношения как дружелюбные государства в духе взаимного уважения, добрососедства и партнерства, руководствуются принципами суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела.

 

Палата представителей полагает, что реализация норм Закона Республики Польша «О Карте поляка», принятого без учета мнения Республики Беларусь, затрагивает интересы Республики Беларусь, так как применение данного Закона на территории Беларуси может повлиять на гражданское согласие и стабильность в белорусском обществе.

 

В ходе подготовки вопроса к рассмотрению Конституционный Суд получил письменные заключения государственных органов Республики Беларусь: Совета Республики Национального собрания, Государственного секретариата Совета Безопасности, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Уполномоченного по делам религий и национальностей, а также Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, в которых содержится вывод о том, что отдельные нормы Закона Республики Польша «О Карте поляка» затрагивают интересы Республики Беларусь и приняты без учета некоторых общепризнанных принципов и норм международного права.

 

Конституционным Судом подвергался анализу текст Закона Республики Польша от 7 сентября 2007 года «О Карте поляка» (Ustawa z dnia 7 września 2007 r. o Karcie Polaka (Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej z 2007 r. Nr 180, poz. 1280, z 2008 r. Nr 52, poz. 305, Nr 214, poz. 1348, Nr 216, poz. 1367).

 

При рассмотрении Закона Республики Польша «О Карте поляка» (далее – Закон) Конституционный Суд исходит из того, что субъектами регулируемых Законом отношений признаются в том числе граждане Республики Беларусь, которым Республика Беларусь как суверенное государство в соответствии с частью первой статьи 10 Конституции Республики Беларусь гарантирует защиту и покровительство на территории Беларуси и за ее пределами.

 

Одними из целей принятия Закона, как следует из его преамбулы, являются укрепление связей, объединяющих поляков на Востоке с Родиной, а также поддержка их усилий по сохранению польского языка и культивированию национальных традиций. В Законе определены лица, которым может быть выдана Карта поляка (статьи 2 и 16), права обладателя Карты поляка (статьи 5 и 6), условия и порядок выдачи, прекращения действия и аннулирования Карты поляка, срок ее действия (статьи 2, 12–20), а также компетенция и порядок деятельности различных органов (лиц) по вопросам, связанным с Картой поляка (статьи 9, 12, 13, 15, 18 и др.). Согласно части 2 статьи 2 Закона Карта поляка может быть выдана лицу, являющемуся на день подачи заявления о выдаче Карты поляка гражданином определенной страны, в том числе Республики Беларусь, либо обладающему в одном из этих государств статусом лица без гражданства. Органом, принимающим решения о выдаче Карты поляка, отказе в ее выдаче или аннулировании Карты поляка, является консул Республики Польша в соответствующей стране (статьи 12, 13, 17–19 Закона).

 

При анализе Закона в части его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Основные принципы международного права закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций (далее – Устав ООН) и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, одобренной резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года № 2625 (XXV) (далее – Декларация о принципах международного права). Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года (далее – Заключительный акт СБСЕ 1975 года), другие международные правовые акты дополняют перечень основных принципов международного права, предусмотренных в указанных международных правовых актах.

 

В настоящее время общепризнанными принципами международного права являются прежде всего суверенное равенство государств, добросовестное выполнение международных обязательств, мирное урегулирование международных споров, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, невмешательство во внутренние дела государств, сотрудничество государств, равноправие и самоопределение народов, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, уважение прав человека и его основных свобод.

 

Наряду с общепризнанными принципами в систему международного права включаются и нормы международного права. Эти нормы являются правилами поведения, принятыми в результате согласования позиций государств и устанавливающими их права и обязанности в сфере международного сотрудничества. Нормы международного права содержатся как в решениях и резолюциях международных организаций, в том числе таких универсальных, как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), в которые входит большинство государств мира, так и в международных договорах.

 

Таким образом, Конституционный Суд при рассмотрении Закона в части его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права исходит из Устава ООН, Декларации о принципах международного права, Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (далее – Пакт о гражданских правах), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года (далее – Пакт об экономических правах), Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (далее – Венская конвенция), других международных актов, Договора между Республикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве от 23 июня 1992 года (далее – Договор о добрососедстве) и иных двусторонних международных договоров между Республикой Беларусь и Республикой Польша, предусматривающих как общепризнанные принципы и нормы, лежащие в основе международных отношений, так и положения, конкретизирующие содержание этих принципов и норм применительно к условиям двустороннего сотрудничества.

 

2. В Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 года № 47/135, развивающей общие принципы и нормы Пакта об экономических правах и Пакта о гражданских правах, которые предусматривают равенство всех перед законом и права меньшинств, закреплено, что лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты с другими членами своей группы и с лицами, принадлежащими к другим меньшинствам, а также контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами (пункт 5 статьи 2).

 

Согласно Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, подписанной государствами – членами Совета Европы 1 февраля 1995 года, Стороны обязуются не препятствовать осуществлению прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, устанавливать и поддерживать свободные и мирные контакты через границы с лицами, на законных основаниях находящимися на территории других государств, в частности с лицами, с которыми они имеют общую этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность или общее культурное наследие (пункт 1 статьи 17).

 

С учетом указанного Конституционный Суд отмечает, что государства, не препятствуя установлению контактов между лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, в соответствии с международными принципами и нормами могут поощрять такие контакты путем предоставления привилегий национальным меньшинствам, проживающим в других странах, исходя из этнического родства. Предоставление таких привилегий находится в пределах суверенной компетенции государства, основанной на праве каждого государства в соответствии с Декларацией о принципах международного права свободно выбирать и развивать свои социальные, экономические и культурные системы и в соответствии с Заключительным актом СБСЕ 1975 года – устанавливать свои законы и административные правила.

 

В конституциях ряда европейских стран (например, Венгрии, Македонии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Украины, Хорватии) закреплена обязанность государства поддерживать своих соотечественников, проживающих за рубежом.

 

На уровне закона поддержка, особая опека и защита страной происхождения своих соотечественников, проживающих в иностранных государствах, предусмотрены, в частности, в Австрии, Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Македонии, России, Румынии, Словакии, Словении, Украине, Хорватии, Чехии.

 

В числе законодательных мер поддержки соотечественников значатся упрощенные процедуры натурализации и иммиграции в государство происхождения, различные льготы при получении образования, проведении научных исследований, посещении музейных учреждений, пользовании транспортом, получении медицинских услуг, трудоустройстве, приобретении недвижимости и др.

 

Конституционный Суд в связи с этим отмечает, что пунктом 9 плана подготовки законопроектов на 2011 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2011 г. № 10, предусмотрено внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона Республики Беларусь «Аб беларускіх суайчынніках замежжа», в котором предполагается предусмотреть соответствующие привилегии для белорусов, проживающих за рубежом.

 

Следовательно, принятие законодательных актов государством происхождения, устанавливающих какие-либо привилегии для соотечественников, проживающих за рубежом, согласуется с нормами международного права и является достаточно распространенной международной практикой.

 

Однако при этом возможность установления государством определенных привилегий и льгот по признаку этнического происхождения для граждан иностранных государств связывается с необходимостью соблюдения принципов суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных обязательств, соблюдения дружественных отношений между государствами, уважения прав и основных свобод человека, запрета дискриминации.

 

Согласно заключительной части доклада, принятого на 48-й пленарной сессии Комиссии Совета Европы «За демократию через право», состоявшейся 19–20 октября 2001 года (далее – доклад Венецианской комиссии), исполнение указанных принципов требует соблюдения в том числе особенностей в отношении льготного режима, который:

 

может быть предоставлен лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в области образования и культуры, если он преследует обоснованную цель укрепления культурных связей и соразмерен данной цели;

 

не может быть предоставлен в областях, не относящихся к образованию и культуре, за исключением особых случаев, когда он преследует законную цель и соразмерен данной цели.

 

В Законе одним из критериев, которым должны соответствовать лица, претендующие на получение Карты поляка, установлено определенное условие – «активное участие в деятельности на благо польского языка и польской культуры или польского национального меньшинства в течение не менее трех последних лет», подтвержденное соответствующей справкой (пункт 3 части 1 статьи 2); одним из оснований отказа в выдаче Карты поляка – поведение заявителя в ущерб базовым интересам Республики Польша (пункт 6 статьи 19); одним из оснований аннулирования Карты поляка – поведение обладателя Карты поляка, порочащее Польшу или поляков (пункт 1 части 1 статьи 20).

 

Следовательно, возможность выдачи, отказа в выдаче или аннулирования Карты поляка на территории Республики Беларусь связана с необходимостью определенного поведения (выполнения фактически определенных обязанностей) граждан Республики Беларусь, причем не только польской национальности, перед Республикой Польша, что не согласуется с общепризнанными принципами уважения прав человека и его основных свобод и недискриминации. Наличие в Законе указанных норм статей 2, 19 и 20 создает предпосылки для дискриминационных проявлений на практике, когда различия в подходах к гражданам Республики Беларусь, желающим получить Карту поляка, связываются с поведением гражданина, его жизненными взглядами и гражданской позицией, что также в определенной мере несовместимо и с обязанностями граждан Республики Беларусь, в том числе находящихся на государственной службе.

 

В Законе (статья 5, пункты 1 и 2 части 1 статьи 6) установлены иные правила освобождения от платы за выдачу визы на пребывание, предусматривающей многократный въезд на территорию Республики Польша, или возмещения этой платы, чем те, которые были закреплены в статье 18 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о взаимных поездках граждан от 26 августа 2003 года, действовавшего на момент принятия Закона, и содержатся в статье 15 ныне действующего Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о взаимных поездках граждан, заключенного путем обмена нотами 20 декабря 2007 года, а также иные правила трудоустройства граждан Республики Беларусь в Республике Польша, чем предусмотренные в статье 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о взаимном трудоустройстве граждан от 27 сентября 1995 года.

 

В Декларации о принципах международного права одним из общепризнанных принципов провозглашен принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН. Согласно статьям 26 и 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года договоры должны исполняться и толковаться добросовестно. В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что отдельные нормы Закона, принятого Республикой Польша без учета мнения Республики Беларусь, которые касаются прав граждан Республики Беларусь в области визового режима и трудоустройства на территории Республики Польша, отличаются от правил в этих областях, закрепленных в двусторонних международных договорах. Тем самым при установлении в Законе таких норм не соблюден принцип добросовестного выполнения договоров.

 

Кроме того, визовый режим, трудоустройство, осуществление предпринимательской деятельности не относятся к сфере образования и культуры, поэтому предоставление обладателям Карты поляка привилегий и льгот в этих областях (статья 5, пункты 1 и 2 части 1 статьи 6) выходит за рамки целей принятия Закона, а также несоразмерно указанным целям. Привилегии и льготы в данных сферах могут быть предоставлены только в исключительных случаях, когда это обосновано подлинной целью поддержания связей с государствами происхождения или соответствует ей, на что обращено внимание в докладе Венецианской комиссии.

 

3. В Декларации о принципах международного права одними из основных принципов международного права, которыми призваны руководствоваться государства в своей международной деятельности и на основе строгого соблюдения которых они призваны развивать свои взаимоотношения, названы принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства, а также принцип суверенного равенства государств.

 

Принцип невмешательства во внутренние дела предполагает, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Вследствие этого все формы вмешательства, направленные против правосубъектности государства, являются нарушением международного права.

 

Принцип суверенного равенства государств включает следующие элементы: юридическое равенство государств; пользование государством правами, присущими полному суверенитету; обязанность уважения правосубъектности других государств; неприкосновенность территориальной целостности и политической независимости государства; право государства свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, а также обязанность каждого государства выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона одним из условий получения Карты поляка является представление лицом справки от польской или полонийной организации, работающей в том числе в Республике Беларусь, подтверждающей его активное участие в деятельности в пользу польского языка и культуры или польского национального меньшинства в течение, по крайней мере, последних трех лет. Конституционный Суд считает, что в контексте указанной статьи данная норма предполагает выдачу общественной организацией справки именно для цели получения Карты поляка.

 

Конституционный Суд отмечает, что в пункте 3 части 1 статьи 2 Закона установлено правомочие общественных объединений, зарегистрированных и действующих на территории Республики Беларусь, выдавать гражданам Республики Беларусь документ, имеющий юридическое значение для получения Карты поляка в консульских учреждениях Республики Польша в соответствии с административными процедурами, урегулированными законодательством Республики Польша.

 

Прямое возложение государственным органом Республики Польша правомочий на субъектов права, в том числе на общественные объединения, зарегистрированные и действующие на территории Республики Беларусь в соответствии с ее законодательством, предусмотрено также частью 4 статьи 13 Закона, согласно которой Председатель Совета Министров Республики Польша объявляет в правительственном вестнике Республики Польша «Монитор польски» (Dzennik Urzęndowy Rzeczypospolitej Polskiej «Monitor Polski») перечень польских и полонийных организаций, уполномоченных выдавать указанные выше справки.

 

Приведенные нормы Закона свидетельствуют о распространении его положений не только на субъектов права, находящихся под юрисдикцией Республики Беларусь, но и на ее территорию, поскольку указанные субъекты управомочиваются осуществлять юридически значимые действия на территории Республики Беларусь в целях обеспечения юридических процедур, предусмотренных законодательством Республики Польша.

 

В одном из выводов, содержащихся в докладе Венецианской комиссии, подчеркивается, что никакая квазиофициальная функция не может быть закреплена государством в отношении неправительственных общественных объединений, зарегистрированных в другом государстве. Любая форма свидетельства на месте должна быть получена через консульские власти в рамках их полномочий, полученных в обычном порядке.

 

Конституционный Суд считает, что нормы, содержащиеся в пункте 3 части 1 статьи 2 и части 4 статьи 13 Закона, не согласуются с такими общепризнанными принципами международного права, как принцип суверенного равенства государств и принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства.

 

4. Согласно части 2 статьи 12 Закона органом, уполномоченным выдавать Карту поляка, является консул Республики Польша в соответствии с местом жительства заявителя. В части 6 статьи 13 Закона установлено, что в отношении заявителя, имеющего особые заслуги перед Польшей, консул может принять решение о выдаче Карты поляка без обязательного представления документов, указанных в части 3 статьи 13 данного Закона. В частях 1 и 4 статьи 18 Закона предусмотрено, что лицу, которому может быть выдана Карта поляка, соответствующий документ вручает консул или уполномоченное им лицо; в случае утраты или уничтожения Карты поляка консул по заявлению обладателя Карты выдает ее дубликат. В Законе определены также основания для принятия решения консула об отказе в выдаче Карты поляка или ее аннулировании (статьи 19 и 20).

 

Конституционный Суд отмечает, что основным международным правовым актом, регулирующим общественные отношения, касающиеся выполнения консульских функций, является Венская конвенция. Перечень консульских функций, закрепленный в статье 5 данной Конвенции, не носит исчерпывающего характера, и в соответствии с пунктом «m» этой статьи на консульское учреждение представляемым государством может быть возложено выполнение других функций, которые не запрещены законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.

 

В Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Польша от 2 марта 1992 года конкретизированы консульские функции на территории обоих государств, в частности предусмотрено, что консульское должностное лицо имеет право выдавать визы, документы, дающие право на въезд в представляемое государство, а также выдавать, возобновлять, погашать паспорта граждан представляемого государства (статья 29). В указанной Консульской конвенции подтверждены положения Венской конвенции о том, что консульское должностное лицо имеет право исполнять иные официальные консульские обязанности, кроме определенных данной Конвенцией, если они не противоречат законодательству государства пребывания или когда государство пребывания не возражает против этого (пункт 1 статьи 26).

 

Из анализа полномочий консульского должностного лица в соответствии с Консульской конвенцией между Республикой Беларусь и Республикой Польша следует, что право этого должностного лица на принятие решений по поводу выдачи (отказа в выдаче, аннулирования) Карты поляка в данной Конвенции не предусмотрено. Иные двусторонние международные договоры между Республикой Беларусь и Республикой Польша, устанавливающие функции консульских должностных лиц Республики Польша по выдаче Карты поляка, не заключены.

 

Конституционный Суд обращает внимание на то, что со стороны Республики Беларусь – государства пребывания консульского должностного лица Республики Польша в полном соответствии с вышеназванными международными соглашениями польской стороне были направлены предложения, свидетельствующие о наличии возражений Республики Беларусь против применения Закона в отношении граждан Республики Беларусь. Это, в частности, проект Меморандума по итогам консультаций между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Министерством иностранных дел Республики Польша относительно Закона Республики Польша «О Карте поляка», переданный Республике Польша в мае 2008 г., предложения Министерства иностранных дел Республики Беларусь о введении моратория на применение Закона в отношении граждан Беларуси. Тем самым выдача на территории Республики Беларусь консулом Республики Польша каких-либо документов, предоставляющих отдельным гражданам Беларуси права на привилегии и льготы, Республикой Беларусь должным образом не санкционирована.

 

Кроме того, наделение Законом консула Республики Польша полномочиями по решению в Республике Беларусь вопросов, связанных с Картой поляка, следует рассматривать как не согласующееся с Договором о добрососедстве, предусматривающим проведение политики двустороннего сотрудничества.

 

Таким образом, по мнению Конституционного Суда, реализация на территории Республики Беларусь норм статей 12, 13 и 18 Закона о принятии решения и выдаче Карты поляка консулом Республики Польша на территории Республики Беларусь не согласуется с положениями статей 5 и 73 Венской конвенции, статей 26 и 29 Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Польша.

 

С учетом общепризнанного принципа суверенного равенства государство пользуется полным суверенитетом, или юрисдикцией, в пределах своей территории. Никакое другое государство не может осуществлять юрисдикцию на территории государства без его согласия.

 

На основании изложенного Конституционный Суд Республики Беларусь считает, что Закон Республики Польша «О Карте поляка» затрагивает интересы Республики Беларусь и его отдельные нормы не соответствуют некоторым общепризнанным принципам и нормам международного права, а именно:

 

нормы пункта 3 части 1 статьи 2 и части 4 статьи 13 Закона Республики Польша «О Карте поляка» в части установления правомочий определенных общественных объединений, зарегистрированных и действующих на территории Республики Беларусь, на решение вопросов, связанных с выдачей Карты поляка, как свидетельствующие о распространении действия данных норм на субъектов права, находящихся под юрисдикцией белорусского государства, и на территорию Республики Беларусь не соответствуют общепризнанным принципам суверенного равенства государств и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, предусмотренным в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, одобренной резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года № 2625 (XXV), и других основополагающих международных правовых актах;

 

нормы части 2 статьи 12, частей 5 и 6 статьи 13, частей 1 и 4 статьи 18 Закона Республики Польша «О Карте поляка», касающиеся вопросов выдачи Карты поляка гражданам Республики Беларусь консулом Республики Польша, осуществляющим консульские функции на территории Республики Беларусь, не соответствуют положениям статей 5 и 73 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, статей 26 и 29 Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Польша от 2 марта 1992 года, поскольку их реализация на территории Республики Беларусь приводит к нарушению указанных статей этих конвенций, предусматривающих необходимость отсутствия возражений Республики Беларусь на выполнение консульским должностным лицом Республики Польша функций, не установленных в данных конвенциях, а также положениям Договора между Республикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве от 23 июня 1992 года о выстраивании отношений между государствами в духе взаимного уважения, добрососедства и партнерства;

 

нормы статьи 5, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 6 Закона Республики Польша «О Карте поляка» в части предоставления гражданам Республики Беларусь, обладающим Картой поляка, льготного визового режима и привилегий в области трудоустройства как не отвечающие заявленным в указанном Законе целям и установленные в одностороннем порядке, без согласования с Республикой Беларусь, не соответствуют положениям статьи 15 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о взаимных поездках граждан, заключенного путем обмена нотами 20 декабря 2007 года, а также статьи 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о взаимном трудоустройстве граждан от 27 сентября 1995 года как нарушающие общепризнанный принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, предусмотренный в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, одобренной резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года № 2625 (XXV), и в статьях 26 и 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.

 

При этом Конституционный Суд Республики Беларусь обращает внимание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на возможность с целью защиты интересов Республики Беларусь учета изложенной в настоящем решении позиции Конституционного Суда Республики Беларусь при совершенствовании норм законов «О государственной службе в Республике Беларусь», «Об общественных объединениях», «О гражданстве Республики Беларусь», а также при законодательном регулировании соответствующих отношений, касающихся белорусских соотечественников за рубежом.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич