27 мая 2010 г. № Р-450/2010
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей
в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений
с участием представителей:
Верховного Суда Республики Беларусь – Федорцова А.А., первого заместителя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
Генеральной прокуратуры Республики Беларусь – Горошко Ю.И., начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Республики Беларусь;
Министерства внутренних дел Республики Беларусь – Никеля С.Ю., начальника управления надзорно-исполнительной деятельности Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Красикова В.С., начальника штаба Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь,
рассмотрел в судебном заседании вопрос о порядке реализации права на обжалование в суд осужденными к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лицами, содержащимися под стражей, мер взыскания, наложенных должностными лицами администрации исправительных учреждений и мест содержания под стражей, правомочными применять взыскания, за нарушение установленного порядка отбывания наказания и невыполнение установленных обязанностей, а административно арестованными – дисциплинарных взысканий, наложенных должностными лицами специальных учреждений, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста, за невыполнение установленных обязанностей.
Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК), Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 года «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, Конституционный Суд установил следующее.
1. В соответствии с Конституцией человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).
Ограничения прав и свобод граждан могут быть связаны, в частности, с применением по приговору суда установленных законом наказаний, содержанием лиц под стражей, применением административного взыскания в виде административного ареста.
2. Особенность наказания как принудительной меры уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, заключается в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Права и обязанности осужденных, а также их ограничение определяются исходя из порядка и условий исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности.
Основные обязанности осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению определены в статье 9 УИК, Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20 октября
Обязанности лиц, содержащихся под стражей, и меры взыскания за их невыполнение (предупреждение, выговор, водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте) установлены Законом «О порядке и условиях содержания лиц под стражей».
Административное взыскание в виде административного ареста состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до 15 суток (часть 1 статьи 6.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Согласно статье 18.4 ПИКоАП административно арестованные должны выполнять обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь об исполнении административных взысканий в отношении порядка и условий отбывания наказания, а также законные требования администрации специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста. Помимо этого обязанности административно арестованных определяются Правилами внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста, утвержденными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 8 августа
За невыполнение установленных обязанностей к административно арестованным могут применяться дисциплинарные взыскания, предусмотренные в статье 18.10 ПИКоАП: выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений и территории учреждения, водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте.
Применение мер взыскания, в частности к лицам, отбывающим наказание, может повлечь существенные правовые последствия при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, применении амнистии или помилования и др., в связи с чем возрастает значение строжайшего соблюдения законности при применении к указанным лицам мер взыскания.
3. В соответствии с Конституцией государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).
Статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Согласно статье 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года закреплена обязанность каждого участвующего в данном Пакте государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (подпункт «а» пункта 3 статьи 2), а также развивать возможности судебной защиты (подпункт «b» пункта 3 статьи 2).
Исходя из данных положений Конституции и международно-правовых актов, участницей которых является Республика Беларусь, в специальных законах закреплено право осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению (часть 3 статьи 61, часть 11 статьи 113, часть 7 статьи 173 УИК), лиц, содержащихся под стражей (часть пятая статьи 34 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»), и административно арестованных (часть 6 статьи 18.11 ПИКоАП) на обжалование в суд примененных к ним мер взыскания, что является важной гарантией защиты нарушенных прав данной категории лиц, обеспечения законности при исполнении уголовного наказания, административного ареста и содержании лиц под стражей.
4. На основании решений Конституционного Суда от 2 апреля
В Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году» Конституционный Суд указал, что соблюдение принципа правовой определенности, вытекающего из конституционного принципа верховенства права (статья 7 Конституции), особенно важно при установлении юридической ответственности, регулировании правоотношений, касающихся прав и свобод граждан, гарантий их реализации, а наличие пробелов и коллизий вследствие несоблюдения принципа правовой определенности влечет не только неоднозначное понимание законов (их отдельных норм), но и их неправомерное применение, что не способствует обеспечению должного уровня конституционной законности.
В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание на наличие пробела в правовом регулировании порядка рассмотрения в судах жалоб не только осужденных к лишению свободы, но и осужденных к аресту, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, и административно арестованных на применение к ним мер взыскания, что не в полной мере обеспечивает реализацию конституционного права граждан на доступ к правосудию.
5. В условиях фактического лишения свободы осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и административно арестованных между ними и представителями администрации учреждений, исполняющих наказание или административное взыскание в виде ареста, а также мест содержания под стражей существуют отношения подчиненности, установленные УИК, ПИКоАП и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Так, должностные лица исправительных учреждений и мест содержания под стражей, указанные в статье 115 УИК и статье 34 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», наделены правом применения к осужденным мер поощрения и взыскания. Аналогичные полномочия по наложению дисциплинарных взысканий в отношении административно арестованных имеют представители администрации специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста (статья 18.11 ПИКоАП). В свою очередь, осужденные, лица, содержащиеся под стражей, и административно арестованные в числе основных обязанностей должны выполнять законные требования администрации учреждения (часть 1 статьи 9 УИК, статья 18.4 ПИКоАП), вежливо относиться к работникам органов и учреждений, исполняющих наказание (часть 2 статьи 9 УИК).
Таким образом, по мнению Конституционного Суда, меры взыскания, применяемые к осужденным к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лицам, содержащимся под стражей, и административно арестованным за нарушение установленного режима, следует рассматривать в качестве мер дисциплинарной ответственности, особенность которой в данном случае заключается в том, что она вытекает из административно-правовых отношений, возникающих между лицами, фактически лишенными свободы, и уполномоченными должностными лицами, обеспечивающими режим отбывания наказания, административного ареста либо пребывания под стражей.
6. Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, определен в главе 29 ГПК. Законодатель предусматривает возможность рассмотрения в этом порядке помимо категорий дел, указанных в статье 335 ГПК, также иных дел, возникающих из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.
В связи с изложенным Конституционный Суд считает, что, исходя из статьи 60 Конституции во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 61, части 11 статьи 113, части 7 статьи 173 УИК, части пятой статьи 34 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», части 6 статьи 18.11 ПИКоАП, предусматривающими право осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, и административно арестованных на судебное обжалование наложенных взысканий, главу 29 ГПК необходимо дополнить нормами, определяющими порядок и особенности рассмотрения в судах жалоб данной категории лиц с учетом их правового положения.
На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. В целях реализации конституционного права каждого на судебную защиту признать необходимым законодательно определить порядок и особенности рассмотрения в судах жалоб осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, и административно арестованных на применение к ним мер дисциплинарного взыскания.
2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич