29 апреля 2010 г. № Р-444/2010
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Сергеевой О.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 9 апреля
Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее – соответственно УК, УИК). Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования ряда положений данных кодексов и согласования их норм с терминологией других законодательных актов Республики Беларусь.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности; ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (часть первая статьи 25).
С учетом указанных конституционных норм и принципов Конституционный Суд оценивает изменения и дополнения, вносимые в УК и УИК.
1. Так, положениями Закона в новой редакции излагаются название и абзац первый части 1 статьи 161 «Неоказание медицинской помощи больному лицу» УК, в которой уточняются признаки преступного деяния и субъекта, относящегося к категории медицинского работника, а также конкретизируются признаки иного субъекта данного преступления. Кроме того, вместо ранее предусматриваемой уголовной ответственности в отношении лица, обязанного оказывать такую помощь «в соответствии с законом или со специальным правилом», такая ответственность устанавливается в отношении лица, обязанного оказывать медицинскую помощь «в соответствии с законодательством Республики Беларусь».
При выявлении конституционно-правового смысла нормы, содержащейся в части 1 статьи 161 УК, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что в общем виде противоправность запрещенного этой статьей общественно опасного деяния и обязанность оказывать медицинскую помощь определяются законом, то есть данной нормой Особенной части УК, а признаки конкретных лиц, которые должны оказывать такую помощь, устанавливаются законодательством.
В связи с этим Конституционный Суд полагает, что возложение законодательством на гражданина обязанности оказывать медицинскую помощь больному лицу согласуется с положением статьи 58 Конституции, в соответствии с которым никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь.
2. Изменения и дополнения, вносимые Законом в УИК, в частности, более детально регламентируют порядок применения к лицам, осужденным к аресту, мер поощрения и взыскания. При этом статья 61 «Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к аресту, и порядок их применения» УИК дополняется предписанием о том, что «осужденный не может быть подвергнут взысканию, не получив возможности высказаться и дать письменное объяснение в свое оправдание. Должностные лица, применяющие к осужденным меры взыскания, должны всесторонне и полно учитывать обстоятельства совершения нарушения, степень вины осужденного, его оправдания и налагать взыскание после личной беседы с ним».
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич