26 января 2010 г. № Р-430/2010
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., рассмотрев в судебном заседании вопрос о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году, руководствуясь статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей,
РЕШИЛ:
1. Утвердить Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году» (прилагается).
2. Опубликовать Послание Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году» в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, газетах «Звязда» и «Народная газета», а также в журнале «Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь».
Президенту
Республики Беларусь
Палате представителей
Национального собрания
Республики Беларусь
Совету Республики
Национального собрания
Республики Беларусь
ПОСЛАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2009 ГОДУ
В прошедшем 2009 году отмечен 15-летний юбилей Конституции Республики Беларусь, закрепившей основы конституционного строя, важнейшие принципы устройства общества и государства, основные права, свободы и обязанности граждан, конституционные ценности и цели.
На основе Конституции осуществляются дальнейшее укрепление суверенной белорусской государственности, правовой системы, формирование государства для народа, достигаются общественное согласие и социально-политическая стабильность в стране.
Деятельность Конституционного Суда как органа судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов направлена на обеспечение верховенства Конституции, реализацию конституционных норм и принципов в нормотворчестве и правоприменении, утверждение конституционной законности.
Принимая решения и формулируя правовые позиции, Конституционный Суд посредством реализации предоставленных ему полномочий осуществляет защиту таких фундаментальных конституционных ценностей, как демократическое социальное правовое государство, права и свободы человека, верховенство права, справедливость и равенство, парламентаризм, правовая экономика, поддерживая их конституционно-правовой баланс в современных условиях.
I
Осуществление Конституционным Судом на основании Конституции и в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня
Конституционный Суд в 2009 году в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов рассмотрел 104 закона, в том числе 44 закона о ратификации международных договоров Республики Беларусь.
В решениях Конституционного Суда отмечались развитие в принятых законах основополагающих принципов и норм Конституции, определяющих ориентиры и содержательную направленность законодательного регулирования важнейших общественных отношений; закрепление механизма реализации конституционных прав и свобод граждан, гарантий обеспечения равенства всех перед законом; допустимость ограничения прав и свобод только в случаях, предусмотренных законом.
В решениях, принимаемых при осуществлении обязательного предварительного контроля конституционности законов, Конституционный Суд формулировал правовые позиции, которые представляют собой результат оценки выявления конституционно-правового смысла норм законов. При помощи правовых позиций, выработанных на основе положений Конституции и в целях обеспечения ее верховенства, уяснялось смысловое значение нормативного содержания статей законов с учетом баланса закрепленных в них конституционных ценностей и установления системных связей и взаимозависимости норм права. В правовых позициях содержались выводы не только о реализации и развитии в проверяемых законах норм и принципов Конституции, но и о допущенных пробелах правового регулирования, коллизиях правовых норм, их внутренней несогласованности, следствием которых может быть неоднозначное понимание и применение правовых положений на практике.
Конституционный Суд реализовывал предоставленные ему полномочия по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности принятых Парламентом законов, не вторгаясь при этом в законотворческий процесс.
При проверке конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля Конституционным Судом использовались такие критерии конституционности, как соответствие норм закона нормам и принципам Конституции, общепризнанным принципам международного права; соразмерность устанавливаемых в законе ограничений прав и свобод граждан иным ценностям и целям, защищаемым Конституцией, и соблюдение пределов таких ограничений; правовая определенность, которая предполагает ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность норм законов, возможность в последующем их единообразного применения на практике.
1. В ряде решений, принятых по результатам проверки конституционности законов, Конституционный Суд формулировал правовые позиции положительного содержания, сущность которых заключалась в констатации в проверяемых законах положений, направленных на закрепление и дальнейшее развитие конституционных норм и принципов, а также выводе о том, что законодательное регулирование должным образом обеспечивает гарантии реализации и защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.
Правовая позиция положительного содержания, отражающая соответствие норм закона Конституции, изложена Конституционным Судом в решении от 26 июня
При анализе Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и о признании утратившим силу Закона Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» (решение от 24 декабря
На реализацию в законе статей 3, 37, 60, 117, 118, 120–123 Конституции указано в решении Конституционного Суда от 28 декабря
Вместе с тем в ряде решений Конституционный Суд формулировал правовые позиции в отношении отдельных нормативных положений законов, направленные на уяснение конституционно-правового смысла этих положений и недопущение их искажения при правоприменении.
В решении Конституционного Суда от 28 декабря
Таким образом, Конституционный Суд, формулируя в решениях, принятых по результатам обязательного предварительного контроля конституционности законов, правовые позиции положительного содержания, подтверждает реализацию в законах конституционных ценностей. Такая констатация соблюдения конституционных норм и принципов, а в ряде случаев и правовые позиции о подходах к соблюдению нормативных положений законов способствуют обеспечению верховенства Конституции, утверждению ее норм и принципов в законотворчестве и правоприменении, защите прав и свобод граждан, формированию конституционного мышления.
2. При оценке конституционности законов Конституционный Суд проверяет их и по такому критерию, как соразмерность устанавливаемых в законах ограничений прав и свобод граждан, то есть соблюден ли при этом в законах принцип пропорциональности, вытекающий из норм статьи 23 Конституции и предполагающий соблюдение соразмерности между государственными и общественными интересами и необходимостью защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций при введении законодательных ограничений. Цель таких ограничений прав и свобод граждан должна быть действительно общественно значимой, важной и достигаться при минимальном ограничении указанных прав и свобод. Одновременно устанавливается, соблюдены ли в законах положения статей 7 (принцип верховенства права), 8 (приоритет общепризнанных принципов международного права) и 22 (равенство всех перед законом) Конституции.
При проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О государственной охране» (решение от 4 мая
При выявлении конституционно-правового смысла статьи 3 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» в решении от 24 декабря
Основываясь на положениях статей 25, 29 и 56 Конституции, Конституционный Суд в решении от 23 декабря
Конституционный Суд полагает, что вопросы о возможностях и пределах ограничения прав и свобод личности являются актуальными прежде всего в практическом аспекте, включая законодательные подходы к их разрешению на основе принципа пропорциональности.
В соответствии с Конституцией ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 23). С учетом принципа пропорциональности правовые ограничения, какими бы ни были основания для их установления, должны обеспечивать должный баланс интересов граждан и государства. Ограничения конституционных прав должны быть юридически допустимы, социально оправданны, отвечать требованиям справедливости и являться адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты других конституционно значимых ценностей. В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодательно установить ограничения прав и свобод, эти ограничения не должны искажать реальную сущность конституционных прав и свобод.
Конституционный Суд на основе правовых позиций, сформулированных с учетом выявленного конституционно-правового смысла норм законов, устанавливает обоснованность ограничений прав и свобод личности, исходя из их соответствия Конституции, или признает законы (их отдельные положения) противоречащими Конституции. Задача Конституционного Суда как единственного специализированного органа конституционного контроля в стране состоит в обеспечении верховенства Конституции, а также недопущении установления необоснованных ограничений прав и свобод личности, произвольного их применения на практике.
3. При проверке законов в порядке обязательного предварительного конституционного контроля в качестве одного из критериев конституционности применяется принцип правовой определенности, вытекающий из конституционного принципа верховенства права (статья 7 Конституции). Его соблюдение особенно важно при установлении юридической ответственности, регулировании правоотношений, касающихся прав и свобод граждан, гарантий их реализации. Конституционный Суд неоднократно обращал внимание на необходимость достижения ясности и однозначности нормативных правовых актов, точности и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений в целях обеспечения в последующем единообразного понимания и применения нормативных положений на практике.
Правовая позиция положительного содержания сформулирована Конституционным Судом в решении от 29 октября
В решении Конституционного Суда от 22 декабря
Соблюдение принципа правовой определенности обусловливает также необходимость своевременного приведения актов законодательства в соответствие с актами, принятыми позднее, либо актами, определяющими государственную политику и обеспечивающими комплексное регулирование соответствующих отношений.
В решении от 29 октября
Несмотря на наличие в ряде законов норм, не в полной мере согласующихся с принципом правовой определенности, что Конституционный Суд отмечал в принятых решениях, законы по данному основанию не были признаны неконституционными, поскольку выявленные при этом недостатки правового регулирования не затрагивают основополагающих подходов к законодательному регулированию и могут быть преодолены на практике с учетом правовых позиций Конституционного Суда.
4. Конституционным Судом признаны соответствующими Конституции все законы о ратификации международных договоров Республики Беларусь, рассмотренные в порядке обязательного предварительного конституционного контроля. Указанные законы по их форме, содержанию закрепленных в них норм, с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами, а также по порядку принятия и подписания согласуются с нормами статей 97, 98 и 100 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд, формулируя при осуществлении обязательного предварительного конституционного контроля правовые позиции, определяет соответствие нормативных положений законов Конституции, выявляет конституционно-правовой смысл правовых норм либо устанавливает наличие пробела, коллизии в правовом регулировании. Правовые позиции выражают понимание Конституционным Судом конституционных норм и принципов, общепризнанных принципов международного права, а равно уяснение им конституционно-правового смысла нормативных положений законов, содержат подходы к разрешению конституционно-правовых проблем и служат правовым основанием для итоговых выводов Конституционного Суда о конституционности законов.
II
В соответствии со статьей 116 Конституции Конституционный Суд дает заключение о конституционности нормативных правовых актов в порядке последующего конституционного контроля в случае, если предложение о проверке нормативного правового акта внесено одним из субъектов, указанных в части четвертой этой статьи, – Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь.
Внесение предложений уполномоченными субъектами – это не только законное основание для выполнения Конституционным Судом его конституционной функции по осуществлению контроля за конституционностью нормативных правовых актов, но и, в силу части второй статьи 59 Конституции, в определенной мере обязанность указанных государственных органов и лиц.
За прошедший со времени образования Конституционного Суда пятнадцатилетний период им вынесено 73 заключения о конституционности нормативных правовых актов, в 47 из которых нормативные правовые акты или их отдельные положения были признаны не соответствующими Конституции и актам более высокой юридической силы. Своими решениями Конституционный Суд оказывает положительное влияние на развитие правовой системы Республики Беларусь. Подтверждение конституционности нормативного правового акта или, наоборот, признание такого акта неконституционным, равно как и формулируемые при этом Судом правовые позиции о необходимости совершенствования актов законодательства и правоприменительной практики, способствуют дальнейшему совершенствованию законодательства и в целом формированию правового государства. Однако в последние годы, на что Конституционный Суд неоднократно обращал внимание, снизилась активность органов, которые, согласно статье 116 Конституции, имеют право обращаться в Конституционный Суд с предложениями о проверке конституционности нормативного правового акта (последнее предложение о проверке конституционности нормативного правового акта было внесено в Конституционный Суд в 2007 году).
Отсутствие у уполномоченных субъектов собственных предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционном Суде может быть восполнено реализацией предоставленного гражданам и организациям частью третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей права обращаться с инициативой о такой проверке к органам и лицам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта, то есть обращением в Конституционный Суд в опосредованной форме. Кроме того, для граждан, не обладающих в настоящее время правом на непосредственное обращение в Конституционный Суд с предложением о проверке конституционности нормативного правового акта – правом на конституционную жалобу, инициирование такой проверки перед уполномоченными органами и лицами является одним из способов реализации статьи 60 Конституции, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и интересов. Конституционный Суд последовательно отстаивает позицию о необходимости неукоснительного выполнения положений указанной статьи Конституции и обеспечения права каждого на доступ к правосудию, в том числе конституционному.
В 2009 году гражданами и организациями было направлено более 100 обращений в уполномоченные органы с просьбой внести в Конституционный Суд предложение о проверке конституционности нормативных правовых актов. В обращениях отмечалось несоответствие, по мнению заявителей, Конституции отдельных положений нормативных правовых актов, которые могли бы стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде.
В сложившихся условиях особое значение приобретает наличие четкой, нормативно закрепленной процедуры действий уполномоченных субъектов при получении ими от граждан и организаций обращений с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта. Исходя из этого, Конституционный Суд в решениях от 26 марта
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Совет Министров постановлением от 26 августа
Эффективный механизм, предусматривающий порядок рассмотрения органами и лицами, обладающими правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта, обращений граждан и организаций с инициативой о проверке конституционности акта, позволит гражданам и организациям надлежащим образом реализовывать право опосредованного доступа к конституционному правосудию и стать реально действующими участниками конституционного процесса, что будет способствовать повышению уровня защиты конституционных прав и свобод и укреплению конституционной законности.
III
На основании части первой статьи 116 Конституции и в соответствии с частью восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.
В целях выполнения возложенных на Конституционный Суд задач по обеспечению верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории Республики Беларусь, соответствия нормативных правовых актов государственных органов Конституции, по утверждению конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении он призван принимать в рамках своих полномочий решения, направленные на совершенствование законодательства, устранение выявленных в актах законодательства пробелов и коллизий.
В 2009 году Конституционным Судом принято 10 решений по результатам анализа правовых проблем, имеющих значимость для реализации конституционных норм и принципов, в том числе указанных в обращениях граждан и организаций.
Всего в Конституционный Суд в 2009 году поступило 1274 обращения, в том числе 1217 обращений граждан (из них 53 коллективных за подписью 5320 человек) и 51 – организаций. Обращения граждан и организаций являются важным источником информации о деятельности государственных органов по соблюдению норм Конституции и защите прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, позволяют оценивать эффективность правового регулирования общественных отношений, делать выводы о степени правовой защищенности различных категорий граждан.
В связи с обращениями граждан принято, например, решение Конституционного Суда от 18 февраля
В соответствии с указанным Положением молодые специалисты, зачисленные в учреждения образования Республики Беларусь на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня, освобождались от возмещения затраченных на обучение средств, в то время как молодые специалисты, зачисленные на таких же условиях в учреждения образования Российской Федерации, этим правом не пользовались.
Конституционный Суд признал, что поскольку законодательство предусматривает необходимость обеспечения доступности и равных прав граждан в получении образования, в том числе высшего, то эти права должны быть в полной мере учтены при реализации и предоставлении гарантий защиты иных прав и обязанностей в сфере образования. По результатам рассмотрения вопроса Совету Министров было предложено в установленном порядке уточнить соответствующие нормы Положения о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста.
В решении от 5 марта
На недопустимость ограничения гарантий реализации конституционного права на труд Конституционный Суд указал в решении от 17 июля
В решении Конституционного Суда от 16 декабря
На совершенствование практики применения нормативных положений, предупреждение и устранение при этом нарушений законодательства направлены и иные решения Конституционного Суда.
Конституционный Суд, оценивая состояние конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении, обращает внимание на то, что в настоящее время возрастают требования к качеству законодательства, которое обеспечивает необходимую правовую стабильность и создает правовые условия для развития различных сфер жизни общества. В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что реализация прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, полнота их защиты судом возможны только при неукоснительном соблюдении всеми государственными органами, иными организациями, должностными лицами и гражданами закрепленных в Конституции норм и принципов.
IV
Существенным критерием оценки состояния конституционной законности, важным признаком конституционного мышления должностных лиц, одним из способов обеспечения правовой стабильности и правопорядка является исполнение решений Конституционного Суда.
Конституционный Суд отмечает, что в последнее время государственные органы Республики Беларусь последовательно реализуют в нормативных правовых актах содержащиеся в решениях Конституционного Суда правовые позиции, предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Всего в течение 2009 года реализованы правовые позиции и предложения по совершенствованию законодательства, сформулированные в 22 решениях Конституционного Суда.
С учетом решения Конституционного Суда от 24 мая
В Указе Президента Республики Беларусь от 16 ноября
В целях обеспечения гарантий осуществления конституционного права граждан на труд, полноты правового регулирования в сфере трудовых отношений Законом Республики Беларусь от 28 декабря
На основании решения Конституционного Суда от 10 апреля
В нормах Закона Республики Беларусь от 28 декабря
В Законе Республики Беларусь от 29 декабря
Основываясь на положениях статьи 121 Конституции, Конституционный Суд в ряде решений сформулировал правовую позицию о необходимости закрепления основных элементов налогообложения, в том числе предельных размеров ставок по каждому виду местных налогов и сборов, на уровне закона. Данная правовая позиция получила реализацию в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, в которой для каждого местного налога и сбора установлены предельные размеры ставок.
Решение Конституционного Суда от 18 февраля
С принятием постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 января
Во исполнение решения Конституционного Суда от 28 августа
В постановлениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 апреля
Исполнены также решения Конституционного Суда, содержащие правовые позиции по вопросам обеспечения равных прав отдельных категорий граждан, уточнения правового регулирования в отношении депутатов местных Советов депутатов, и др.
В целом положительно оценивая исполнение решений, Конституционный Суд обращает внимание на необходимость более полной и своевременной реализации государственными органами и должностными лицами правовых позиций и предложений Конституционного Суда, направленных на совершенствование законодательства, защиту прав и свобод граждан.
V
Конституционный Суд, оценивая состояние конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году, отмечает, что на него влияют как качество и последовательность законодательства, законность и справедливость правоприменения, так и конституционное мышление должностных лиц, общественное правосознание.
По результатам осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов все проверенные законы по своему содержанию признаны соответствующими Конституции. В правовых позициях Конституционный Суд констатировал, что в принятых в прошлом году законах нашли закрепление и дальнейшее развитие соответствующие конституционные нормы и принципы, общепризнанные принципы международного права. Законодательное регулирование должным образом обеспечивает гарантии реализации и защиты прав и свобод граждан, иных конституционных ценностей. Вводимые на законодательном уровне правовые ограничения с учетом принципа пропорциональности обеспечивают должный баланс интересов личности и государства, соразмерность защищаемым Конституцией ценностям и целям.
Достигнутый на основе Конституции уровень законотворчества является результатом политической и социальной стабильности в обществе и государстве, взаимодействия и скоординированной работы органов государственной власти, всех участников законотворческого процесса.
Качество принимаемых законов должно определяться их полнотой, системностью, комплексностью законодательного регулирования с учетом объективных факторов современного развития. Наличие пробелов и коллизий вследствие несоблюдения принципа правовой определенности влечет не только неоднозначное понимание законов (их отдельных норм), но и их неправомерное применение, что не способствует обеспечению должного уровня конституционной законности.
Отмечая наличие в некоторых законах определенных недостатков, Конституционный Суд посредством правовых позиций, основанных на выявленном конституционно-правовом смысле законодательных норм, ориентировал государственные органы и иные организации, должностных лиц и граждан на конституционно выверенный подход к применению норм законов на практике с учетом требований Конституции и правовых позиций Конституционного Суда.
Парламентом продолжается принятие законов об основах регулирования общественных отношений в отдельных сферах. Конституционный Суд считает, что такой законодательный подход был оправдан на первоначальном этапе становления национальной правовой системы, когда при отсутствии законодательной базы законодатель определял основные начала, направления правового регулирования. Современному этапу развития общества и государства должны отвечать современные законы, полно, ясно и конкретно регулирующие важнейшие общественные отношения, содержащие надлежащие механизмы реализации прав и свобод граждан. Законами должны обеспечиваться как решение насущных социально-экономических задач, устойчивость государственного и общественного развития, так и достижение конституционных целей и защита фундаментальных конституционных ценностей, дальнейшая демократизация и гуманизация общественных отношений. Приоритет законов в правовом регулировании – важнейшая составляющая правового государства.
Необходимы своевременное приведение положений актов законодательства в соответствие с новыми нормами, устанавливающими иные подходы к правовому регулированию сходных отношений, полное и последовательное исключение из законодательства актов (норм), фактически утративших силу.
Важнейшая задача на современном этапе – стабильность законодательства. Большинство принимаемых Парламентом законов вносят изменения и дополнения в ранее принятые законы, причем в ряде случаев изменения и дополнения не носят сущностного характера, а обусловлены необходимостью терминологической корректировки. По мнению Конституционного Суда, достижение стабильности законодательного регулирования является важнейшим и необходимым условием стабильного развития общества и государства.
При этом процесс совершенствования законодательства должен продолжаться с учетом необходимости более полной реализации конституционных норм и принципов, создания дополнительных правовых механизмов и правовых процедур с целью надлежащего обеспечения прав и свобод граждан и гарантий их реализации, защиты иных охраняемых Конституцией ценностей.
На достижение качественно более высокого уровня конституционной законности должно быть направлено и правоприменение. О доступе к правосудию, в том числе конституционному, свидетельствует не констатация формальной гарантированности каждому защиты его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, а осуществление правосудия в строгом соответствии с Конституцией, провозглашенными ею ценностями и целями. Реальное обеспечение реализации гражданами права на судебную защиту, включая опосредованный доступ к конституционному правосудию, является необходимым условием повышения уровня гарантированности их конституционных прав и свобод, прав и законных интересов организаций.
Укрепление конституционной законности, обеспечение защиты конституционных ценностей и целей путем их законодательного развития и практической реализации – обязанность не только Конституционного Суда, но и всех государственных органов и должностных лиц.
Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 26 января 2010 года.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич