Новости
Принято Послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году».

26 января 2010 г. принято Послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году».

В 2009 году Конституционный Суд осуществлял контроль конституционности нормативных правовых актов, в пределах своей компетенции предпринимал меры по реализации конституционных принципов и ценностей, обеспечивал верховенство и непосредственное действие Конституции Республики Беларусь в целях защиты конституционного строя, прав и свобод граждан.

Обязательный предварительный контроль конституционности законов

Конституционным Судом в 2009 году в порядке предварительного контроля проверена конституционность 104 законов, в том числе 44 законов о ратификации международных договоров, принятых Национальным собранием Республики Беларусь, перед подписанием Президентом Республики Беларусь. В их числе законы, регулирующие правоотношения в сфере банковского, финансового, земельного, транспортного законодательства, в области государственного строительства и конституционных прав граждан, по вопросам совершенствования судопроизводства, обороны и безопасности, борьбы с преступностью, экологической безопасности, социальной сферы и др.

По результатам осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов все проверенные законы по своему содержанию признаны соответствующими Конституции. В правовых позициях Конституционный Суд констатировал, что в принятых в прошлом году законах нашли закрепление и дальнейшее развитие соответствующие конституционные нормы и принципы, общепризнанные принципы международного права. Законодательное регулирование должным образом обеспечивало гарантии реализации и защиты прав и свобод граждан, иных конституционных ценностей. Вводимые на законодательном уровне правовые ограничения с учетом принципа пропорциональности обеспечивали должный баланс интересов личности и государства, соразмерность защищаемым Конституцией ценностям и целям.

Последующий контроль конституционности нормативных правовых актов

За прошедший со времени образования пятнадцатилетний период Конституционным Судом вынесено 73 заключения о конституционности нормативных правовых актов, в 47 из которых нормативные правовые акты или их отдельные положения были признаны не соответствующими Конституции и актам более высокой юридической силы. Поскольку в последние годы уполномоченные субъекты с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд не обращались, в марте 2009 г. Конституционный Суд принял несколько решений, направленных на развитие механизма опосредованного доступа граждан к конституционному правосудию. В августе 2009 г. Совет Министров внес необходимые изменения и дополнения в свой Регламент. Палаты Парламента подтвердили наличие процедурной возможности реализации инициатив граждан в конституционном процессе.

Устранение пробельности и коллизий в законодательстве

Всего в Конституционный Суд в 2009 г. поступило 1274 обращения, в том числе 1217 обращений граждан, из них 53 коллективных и 51 – от организаций. В 95% обращений содержались вопросы, касающиеся применения законодательства судами и другими государственными органами. В 2009 году Конституционный Суд по результатам рассмотрения обращений государственных органов, организаций и граждан принял 10 решений, направленных на устранение пробелов регулирования, коллизий отдельных положений нормативных правовых актов.

В их числе решение от 17 июля 2009 г., в котором Конституционный Суд отметил, что включение нанимателями в предложения о свободных рабочих местах (вакансиях) требований, касающихся возраста, места жительства и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, создает предпосылки для нарушения конституционных прав граждан. В связи с этим Совету Министров было предложено в установленном порядке подготовить проект закона о внесении соответствующих дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с целью исключения исчерпывающего характера перечня дискриминационных обстоятельств, а также его расширения указаниями на такие обстоятельства, как возраст и место жительства.

Конституционным Судом также принимались решения, направленные на обеспечение равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации в вопросах получения образования, единообразия правовых норм, регулирующих выплату выходного пособия, а также разрешение коллизии между нормами законодательных актов, предусматривающих дополнительное основание прекращения трудового договора, и др.

Исполнение решений Конституционного Суда

В 2009 году исполнено 22 решения Конституционного Суда, что значительно превышает показатели прошлых лет. В числе нормативных правовых актов, в которых нашли отражение правовые позиции Конституционного Суда, следует отметить Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2009 г. № 543, предоставивший право трудоспособным совершеннолетним членам семьи нанимателя жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда заключать бессрочный договор найма этого жилого помещения в случае его смерти, Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь», которым статья 520 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь дополнена положением, предусматривающим включение доходов от ремесленной деятельности в перечень доходов, приравненных к заработной плате, и др.

Оценка уровня конституционной законности

Конституционный Суд, оценивая состояние конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году, отмечает, что на ее уровень влияют как качество и последовательность законодательства, законность и справедливость правоприменения, так и конституционное мышление должностных лиц, общественное правосознание.

Важнейшая задача на современном этапе – стабильность законодательства. Большинство принимаемых Парламентом законов вносят изменения и дополнения в ранее принятые законы, причем в ряде случаев эти изменения и дополнения не носят сущностного характера, а обусловлены необходимостью терминологических изменений. По мнению Конституционного Суда, достижение стабильности законодательного регулирования является важнейшим и необходимым условием стабильного развития общества и государства на современном этапе.

При этом процесс совершенствования законодательства должен продолжаться с учетом необходимости более полной реализации конституционных принципов и норм, создания дополнительных правовых механизмов и правовых процедур, направленных на более полное обеспечение прав и свобод граждан и гарантий их реализации, защиту иных охраняемых Конституцией ценностей.

На достижение качественно более высокого уровня конституционной законности должно быть направлено и правоприменение. О доступе к правосудию, в том числе конституционному, свидетельствует не констатация формальной гарантированности каждому защиты его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, а осуществление правосудия в строгом соответствии с Конституцией, провозглашенными ею ценностями и целями.