Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 декабря 2009 г. № Р-410/2009
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

 

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 декабря 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с применением электронного документа и электронной цифровой подписи в публично-правовой и частно-правовой сферах.

 

Указанными целями обусловлено принятие Закона, в связи с чем действующий Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «Об электронном документе» признается утратившим силу.

 

По сравнению с действующим Законом «Об электронном документе» в Законе уточняются определения терминов «электронный документ», «электронная цифровая подпись», приводятся определения ряда новых терминов («подлинный электронный документ», «сертификат открытого ключа», «целостность электронного документа»). В Законе уточняется также содержание ряда норм, регулирующих обращение электронных документов и электронной цифровой подписи; конкретизируются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров, Национального банка и иных государственных органов и организаций Республики Беларусь применительно к сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи; предусматриваются требования, предъявляемые к электронному документу; определяются его структура и формы представления, порядок пользования личным ключом электронной цифровой подписи; устанавливается Государственная система управления открытыми ключами и порядок их распространения.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

С учетом современного развития информационных технологий, которое создает новые возможности использования электронных коммуникаций для оптимизации деятельности государственных органов, организаций и граждан при обмене юридически значимыми документами, в Законе устанавливаются правовые основы для широкого применения электронного документа и электронной цифровой подписи.

 

Принимая меры по развитию электронного документооборота в различных областях деятельности (например, в торговле, налоговом и таможенном декларировании, при совершении административных процедур на основе заявительного принципа одного окна), государство тем самым реализует свою конституционную обязанность по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь (часть первая статьи 59 Конституции).

 

Вместе с тем Конституционный Суд полагает необходимым обратить внимание на следующее.

 

В соответствии с принципами правовой определенности и полноты правового регулирования нормативные положения должны быть в том числе ясными, точными, логически согласованными между собой и не допускающими пробелов в правовом регулировании. Термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными (часть третья статьи 23 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

 

Однако отдельные термины и другие нормативные положения Закона сформулированы неоднозначно. Так, в абзаце пятом статьи 1 Закона дается определение термина «организация, оказывающая услуги по распространению открытых ключей» как поставщика услуг. В соответствии с частью четвертой статьи 26 Закона издание и подпись сертификата открытого ключа осуществляется поставщиками услуг. Положениями Закона предусмотрено, что указанная выше организация может быть аккредитована в Государственной системе управления открытыми ключами (статьи 28 и 29). В то же время, согласно части четвертой статьи 27 Закона, оказание услуг по распространению открытых ключей осуществляется не только поставщиками услуг, но и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями. При такой правовой регламентации аккредитации для осуществления деятельности в качестве поставщика услуг утрачивается ее правовое значение.

 

В части четвертой статьи 23 Закона предусматривается возможность применения электронной цифровой подписи в качестве аналога оттиска печати или штампа, но случаи такого применения не устанавливаются. Также не определено, какую юридическую силу может иметь электронный документ, воспроизведенный не на бумажном, а на ином материальном носителе (часть третья статьи 18 и статья 22).

 

Такие законодательные подходы, по мнению Конституционного Суда, не обеспечивают однозначного понимания и единообразного правоприменения норм Закона.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                П.П.Миклашевич