26 марта 2009 г. № Р-317/2009
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей
в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие в государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений рассмотрел в судебном заседании Регламент Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс), Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Конституционный Суд установил:
1. Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (подпункт 1.1 пункта 1) Конституционному Суду предоставлено полномочие осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов до их подписания Президентом Республики Беларусь. В соответствии с частью восьмой статьи 24 Кодекса Конституционный Суд, проверяя конституционность нормативного правового акта, устанавливает соответствие его Конституции, в том числе по порядку принятия.
Одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность законодательного органа, является его регламент. Регламент Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Регламент) принят Постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. на основании статьи 105 Конституции. Регламент определяет порядок деятельности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Палата представителей), ее органов и депутатов Палаты представителей. Значительная часть статей Регламента регулирует законотворческий процесс, от которого во многом зависит качество законов.
2. Согласно части четвертой статьи 116 Конституции и части второй статьи 22 Кодекса Палата представителей наряду с Президентом Республики Беларусь, Советом Республики, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Советом Министров Республики Беларусь обладает правом обращения в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений по вопросам конституционности нормативных правовых актов.
В соответствии с частью третьей статьи 22 Кодекса другие государственные органы, общественные объединения, организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта.
Общие положения о внесении Палатой представителей в Конституционный Суд предложений о даче заключений по вопросам конституционности нормативных правовых актов содержатся в главе 34 «Обращение в Конституционный Суд Республики Беларусь» (статьи 234–236) Регламента. Однако в Регламенте не определен порядок рассмотрения Палатой представителей обращений субъектов, указанных в части третьей статьи 22 Кодекса, содержащих инициативу о проверке конституционности нормативного правового акта.
В соответствии с частью первой статьи 116 Конституции контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве осуществляется Конституционным Судом. Закрепленное в части третьей статьи 22 Кодекса право государственных органов, общественных объединений, организаций, граждан обращаться с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта, предполагает обязанность указанных органов и лиц рассматривать такую инициативу по существу.
Таким образом, право, закрепленное в части третьей статьи 22 Кодекса, по своей юридической природе фактически является правом подачи в орган конституционного контроля обращения в опосредованной форме. Правомерность опосредованной формы реализации данного права вытекает из конституционных положений. В соответствии с частью первой статьи 3 Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно и опосредованно – через представительные и иные органы. В части первой статьи 37 Конституции также установлено, что граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, то есть опосредованно.
Поскольку Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предусмотрено, что рассмотрение вопросов о конституционности нормативных правовых актов осуществляется в порядке конституционного судопроизводства, то обращения на основании части третьей статьи 22 Кодекса не могут быть рассмотрены в соответствии с законодательством об обращениях граждан, а требуют особого порядка их разрешения.
В части второй статьи 59 Конституции определено, что государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Конституционный Суд считает, что закрепление в Регламенте правового механизма рассмотрения обращений, содержащих инициативу о проверке конституционности акта, будет способствовать более полному осуществлению прав и свобод граждан, а также других субъектов, станет дополнительной юридической гарантией надлежащей реализации их прав и свобод.
По мнению Конституционного Суда, рассмотрение обращений по вопросам конституционности нормативных правовых актов должно осуществляться соответствующей комиссией Палаты представителей. При принятии комиссией Палаты представителей решения о необходимости поддержки инициативы о направлении предложения о проверке конституционности акта в Конституционный Суд данный вопрос мог бы выноситься руководителем комиссии на заседание Палаты представителей для принятия окончательного решения.
3. В решении от 27 декабря 2008 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного и мобилизационного материальных резервов» Конституционный Суд, исходя из части четвертой статьи 104 Конституции, сформулировал правовую позицию о необходимости установления особого порядка внесения изменений и дополнений в программные законы. Данный порядок предполагает принятие законов о внесении изменений и дополнений в программные законы большинством не менее двух третей голосов от полного состава палат Парламента в виде отдельных законов.
В Регламенте определен только особый порядок принятия программных законов – большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей (статья 203). Вместе с тем в Регламенте не урегулирован порядок принятия законов о внесении изменений и дополнений в программные законы. Подтверждая вышеуказанную правовую позицию, Конституционный Суд полагает, что в Регламенте должны содержаться правовые нормы, закрепляющие особый порядок внесения изменений и дополнений в программные законы.
4. Вышеназванным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 (подпункт 1.5 пункта 1) установлено, что Конституционный Суд по предложениям Палаты представителей и ряда других высших государственных органов излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
Однако в Регламенте не установлен порядок инициирования Палатой представителей вышеуказанных предложений.
Конституционный Суд считает, что в целях реализации принципов полноты и определенности правового регулирования в Регламенте целесообразно закрепить порядок внесения Палатой представителей в Конституционный Суд предложений об изложении им позиции о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными и международными субъектами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью восьмой статьи 22, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать необходимым в целях обеспечения надлежащего осуществления прав и законных интересов граждан и организаций, реализации конституционных принципов верховенства права, полноты и определенности правового регулирования определить в Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь порядок:
рассмотрения обращений, содержащих инициативу о проверке конституционности нормативных правовых актов;
принятия законов о внесении изменений и дополнений в программные законы;
инициирования предложений об изложении Конституционным Судом Республики Беларусь позиции о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными и международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
2. Предложить Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь внести в Регламент Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь соответствующие изменения и дополнения.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич