26 марта 2009 г. № Р-318/2009
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей
в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений рассмотрел в судебном заседании Регламент Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс), Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», Регламента Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Конституционный Суд установил:
1. Согласно части первой статьи 6 Кодекса Конституционный Суд призван обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории Беларуси, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Основному Закону, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.
По результатам обязательного предварительного контроля, осуществляемого на основании и во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (далее – Декрет № 14), Конституционный Суд в целях обеспечения верховенства Конституции в ряде своих решений изложил правовые позиции, направленные на выявление конституционно-правового смысла норм рассмотренных законов и недопущение неконституционной правоприменительной практики в будущем. Отдельные из них, в том числе касающиеся процедуры принятия программных законов, изложены в Послании о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году.
Одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих законотворческий процесс, порядок деятельности законодательного органа, является его регламент. Регламент Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее – Регламент) принят Постановлением Совета Республики от 19 декабря 2008 г. на основании статьи 105 Конституции. Регламент определяет порядок деятельности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(далее – Совет Республики), его органов и членов Совета Республики. Значительная часть статей Регламента регулирует законотворческий процесс, от которого во многом зависит качество законов.
2. Согласно части четвертой статьи 116 Конституции и части второй статьи 22 Кодекса Совет Республики обладает правом внесения предложений в Конституционный Суд о даче заключений по вопросам конституционности нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 304 Регламента «Совет Республики вправе обратиться в Конституционный Суд с предложением о даче заключения» о конституционности нормативных правовых актов. Статья 305 Регламента устанавливает, что «предложение о рассмотрении в Совете Республики вопроса об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь может вноситься в Совет Республики Президиумом Совета Республики, постоянными комиссиями и членами Совета Республики».
Вместе с тем, согласно части второй статьи 59 Конституции, государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Часть третья статьи 22 Кодекса предоставляет право государственным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам обращаться с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта в Совет Республики и к другим субъектам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд, указанным в части четвертой статьи 116 Конституции и части второй статьи 22 Кодекса.
Однако в статье 69 Регламента, закрепляющей общую компетенцию постоянных комиссий, в отношении рассмотрения обращений граждан и организаций указывается, что они рассматривают письменные обращения граждан и организаций, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь. Данное полномочие постоянные комиссии осуществляют на основании статьи 40 Конституции и в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан», согласно статье 1 которого «обращение – индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме».
В части первой статьи 3 Конституции предусмотрено, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные и иные органы. В опосредованной форме народ, отдельные граждане осуществляют власть, в частности, через представительный орган – Парламент, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, обязанных представлять интересы граждан в силу своей правовой природы (статья 90 Конституции). По мнению Конституционного Суда, обращение с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта не только вытекает из части первой статьи 3 Конституции, но и принадлежит каждому гражданину исходя из его конституционного права на участие (непосредственно или опосредованно) в решении государственных дел (статья 37 Конституции), являясь одной из важнейших форм реализации власти народом. Каждому гражданину предоставляется право реализовать инициативу о проверке конституционности нормативного правового акта в Конституционном Суде через Совет Республики, то есть в опосредованной форме. Однако данное право граждан на инициирование проверки конституционности нормативного правового акта в Конституционном Суде, имеющее должную конституционную основу, не нашло отражения в Регламенте.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что положение, содержащееся в части третьей статьи 22 Кодекса, а равно механизм его реализации следует закрепить в соответствующих статьях Регламента. Правовое регулирование механизма рассмотрения и определения дальнейшей судьбы инициативы о проверке конституционности нормативного правового акта посредством Совета Республики как представительного государственного органа и одного из субъектов права инициирования конституционного судопроизводства в условиях отсутствия непосредственного права граждан на подачу конституционной жалобы в Конституционный Суд должно определяться в Регламенте в полном объеме и в особом порядке, соответствующем ее значимости для развития правового государства.
3. В решении от 27 декабря 2008 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного и мобилизационного материальных резервов» Конституционный Суд, исходя из части четвертой статьи 104 Конституции, сформулировал правовую позицию о необходимости установления особого порядка внесения изменений и дополнений в программные законы. Данный порядок предполагает принятие законов о внесении изменений и дополнений в программные законы большинством не менее двух третей голосов от полного состава палат Парламента в виде отдельных законов.
В Регламенте определен только особый порядок одобрения программных законов – принятие большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики (статьи 152, 197) и закреплено право Совета Республики получать информацию о ходе их реализации (статья 310). Вместе с тем в Регламенте не урегулирован порядок принятия законов о внесении изменений и дополнений в программные законы. Подтверждая вышеуказанную правовую позицию, Конституционный Суд полагает, что в Регламенте должны содержаться правовые нормы, закрепляющие особый порядок внесения изменений и дополнений в программные законы.
На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью восьмой статьи 22 и частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать необходимым в целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, надлежащего осуществления прав и законных интересов граждан и организаций определить в Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:
порядок рассмотрения инициативы (обращения) граждан и организаций о проверке конституционности нормативного правового акта;
особую процедуру принятия законов о внесении изменений и дополнений в программные законы.
2. Предложить Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь внести в Регламент Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь соответствующие изменения и дополнения.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич