Акты Конституционного Суда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 декабря 1994 г. № З-10/94
О соответствии Конституции примечания к статье 177 Уголовного кодекса Республики Беларусь

 Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - заместителя Председателя Конституционного Суда Тихини В.Г., судей Василевича Г.А., Кеник К.И., Пастухова М.И., Подгруши В.В., Середы Н.М., Тишкевича С.И., Фадеева В.А., Филипчик Р.И. при участии в качестве стороны - Верховного Совета Республики Беларусь, интересы которой представлял заместитель заведующего юридическим отделом Секретариата Верховного Совета Республики Беларусь Реут В.И.; экспертов: доктора юридических наук, профессора Ефимова М.А. и заведующего кафедрой уголовного права Белорусского государственного университета, кандидата юридических наук, доцента Баркова А.В.; специалиста - кандидата юридических наук, доцента кафедры уголовного права и криминологии Академии милиции Министерства внутренних дел Республики Беларусь Лазебника Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело "О соответствии Конституции примечания к статье 177 Уголовного кодекса Республики Беларусь".

В судебном заседании приняли участие Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Кондратьев В.С., Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Киселев А.И., Первый заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Кондратьев В.К., заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Ловчий В.М.

Производство по делу возбуждено 24 ноября 1994 года по усмотрению Конституционного Суда на основании части второй статьи 127 Конституции, части второй статьи 5 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

Проверке подлежало введенное в действие с 1 мая 1994 года примечание к статье 177 Уголовного кодекса Республики Беларусь, согласно которому: "Не подлежат ответственности за преступления, предусмотренные статьями 177, 178, 185 и 186 настоящего Кодекса, близкие родственники лица, совершившего преступления, перечисленные в пункте 9 статьи 22 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994, № 12, ст.176).

В соответствии с примечанием к статье 177 Уголовного кодекса близкие родственники лица, совершившего преступление, не признаются субъектами таких преступлений, как заведомо ложное показание (ст.177), отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей (ст.178), укрывательство преступлений (ст.185); недонесение о преступлении (ст.186).

В пункте девятом статьи 22 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь разъясняется, что к близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг.

Заслушав представителя стороны, заключения экспертов и мнение специалиста, показания свидетелей, изучив материалы дела, проанализировав нормы Конституции и других нормативных актов, изучив мнения судебных и правоохранительных органов, Конституционный Суд пришел к выводу, что отдельные положения примечания к статье 177 Уголовного кодекса Республики Беларусь не соответствуют Конституции исходя из следующего.

I. Статья 22 Конституции предусматривает, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Согласно части второй статьи 23 Конституции никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону.

В статье 27 Конституции указано: "Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы".

В соответствии со статьей 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Подобного рода нормы содержатся и в международно-правовых актах. Так, статья 7 Всеобщей декларации прав человека говорит о равенстве всех людей перед законом и о праве на равную защиту закона. В части третьей статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах указано на равенство всех лиц перед судами и трибуналами, и на то, что каждый имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.

II. Проанализировав примечание к статье 177 Уголовного кодекса, Суд пришел к выводу, что исключение уголовной ответственности близких родственников за дачу заведомо ложных показаний или укрывательство преступлений, не соответствует требованиям статей 22, 23, 27 и 59 Конституции, а также статье 7 Всеобщей декларации прав человека и статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Вопреки положениям статьи 27 Конституции названные преступления представляют собой не пассивное бездействие, как это имеет место при недонесении о преступлении или отказе от дачи показаний, а активные действия, препятствующие осуществлению правосудия. Так, дача заведомо ложных показаний в соответствии со статьей 177 Уголовного кодекса представляет собой умышленное искажение относящихся к делу обстоятельств. Это преступление может быть соединено с обвинением другого лица в деянии, которого он заведомо не совершал. Укрывательство преступления выражается в сокрытии преступника, орудий и средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем. Освобождение близких родственников от ответственности за указанные преступления препятствует осуществлению функций государства, предусмотренных в статье 59 Конституции.

Примечание к статье 177 Уголовного кодекса в этой части предоставляет необоснованные правовые привилегии близким родственникам лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Не может быть оно оправдано и соображениями усиления гарантий прав лица, на защиту, поскольку близкий родственник может дать ложные показания не только в пользу этого лица, но и против него.

III. В соответствии с примечанием к статье 177 Уголовного кодекса в нарушение требований статьи 27 Конституции ответственность за недонесение о преступлении и отказ от дачи показаний исключается лишь для близких родственников лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, но сохраняется для членов семьи такого лица.

Следовательно, примечание к статье 177 Уголовного кодекса неосновательно сужает круг лиц, которые в соответствии с Конституцией не должны принуждаться к даче показаний и объяснений против членов своей семьи и близких родственников.

IV. В примечании к статье 177 Уголовного кодекса не содержится указания на статью 86 Уголовного кодекса, предусматривающую ответственность за недонесение о государственных преступлениях. Тем самым члены семьи и близкие родственники не освобождаются от ответственности за недонесение о государственном преступлении, чем нарушаются их права, гарантированные статьей 27 Конституции.

V. Суд пришел к выводу о коллизии норм, содержащихся в примечании к статье 177 Уголовного кодекса, и норм Уголовно-процессуального кодекса. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе имеется указание на ответственность близких родственников лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за отказ от дачи показаний (статьи 67 и 69) и сохраняется процедура, предусматривающая предупреждение свидетелей и потерпевших за отказ или уклонение от дачи показаний (статьи 158, 161, 285, 290). Как показали свидетели Ничипорович А.А., Капитан В.С. и Макаревич А.Г., это создает серьезные затруднения в следственной и судебной практике.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 7, 127, 128, 129 Конституции Республики Беларусь, статьями 5, 36, 38, 40, 43 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд Республики Беларусь

РЕШИЛ:

1. Признать несоответствующим Конституции Республики Беларусь примечание к статье 177 Уголовного кодекса Республики Беларусь в части:

освобождения от ответственности за заведомо ложное показание и укрывательство преступлений близких родственников лица, совершившего преступление;

сохранения возможности привлечения к ответственности за недонесение о преступлении и отказ от дачи показаний членов семьи, не являющихся близкими родственниками лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;

сохранения ответственности членов семьи и близких родственников лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за недонесение о государственных преступлениях (статья 86 Уголовного кодекса);

2. Признать несоответствующими Конституции нормы статей 67, 69, 158, 161, 285 и 290 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, содержащие указание на уголовную ответственность за отказ от дачи показаний членов семьи и близких родственников лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

3. Нормы, признанные неконституционными в пункте 1.1, не имеют юридической силы со дня принятия настоящего Заключения, а указанные в пунктах 1.2, 1.3 и 2 - с 1 мая 1994 года.

4. Предложить Верховному Совету Республики Беларусь привести примечание к статье 177 Уголовного кодекса Республики Беларусь и указанные в пункте 2 нормы Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в соответствие с настоящим Заключением.

5. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со дня принятия в "Ведамасцях Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь", "Народнай газеце", "Звязде", а также в тех изданиях, где был опубликован Закон Республики Беларусь от 1 марта 1994 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь и некоторые другие законодательные акты Республики Беларусь".

6. Настоящее Заключение вступает в силу со дня принятия, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.

Председательствующий -
заместитель Председателя Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                   В.Г.Тихиня

 

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
судьи Конституционного Суда Республики Беларусь Г.А.Василевича по делу "О соответствии Конституции примечания к статье 177 Уголовного кодекса Республики Беларусь"

Законом от 1 марта 1994 года (введен в действие с 1 мая 1994 г.) "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь и некоторые другие законодательные акты Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 12, ст.176) статья 177 Уголовного кодекса (в дальнейшем - УК) дополнена примечанием следующего содержания: "Не подлежат ответственности за преступления, предусмотренные статьями 177, 178, 185 и 186 настоящего Кодекса, близкие родственники лица, совершившего преступления, перечисленные в пункте 9 статьи 22 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь".

Согласно пункту 9 статьи 22 Уголовно-процессуального кодекса (в дальнейшем - УПК) к близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг. Следовательно, близкие родственники лица, совершившего преступления, не являются субъектами таких преступлений, как заведомо ложные показания (статья 177), отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на него обязанностей (статья 178), укрывательство преступлений (статья 185), недонесение о преступлении (статья 186).

В соответствии со статьей 27 Конституции, которая была принята позднее, то есть 15 марта 1994 года, никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников; доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Проанализировав нормы Конституции, включая и статью 27, международно-правовые документы, примечание к статье 177 УК, считаю необходимым в соответствии со статьей 39 Закона о Конституционном Суде Республики Беларусь высказать по данному делу особое мнение исходя из следующего.

1. Полагаю, что само по себе возможное несовершенство закона не означает, что он противоречит Конституции. С тем чтобы не было подмены прав законодателя, для устранения недостатков нормативных актов должны быть использованы иные механизмы, например, внесение согласно статьям 130 либо 90 Конституции уполномоченными органами и должностными лицами предложений по изменению действующего законодательства. В статье 7 Основного Закона закреплено, что государство, асе его органы и должностные лица связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов. Таким образом, у каждого государственного органа свой объем компетенции, в пределах которого он может решать те или иные вопросы.

2. Конституция согласно ее преамбуле - это Основной Закон. Конституция является фундаментом правовой системы, ее положения, касающиеся прав граждан, их гарантий, могут развиваться путем принятия обычных законов, других нормативных актов. Так, согласно части второй статьи 21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные не только в Конституции, но и в законах. В соответствии со статьей 52 Конституции каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции. Поэтому нормы Конституции, закрепляющие основные, принципиальные положения, дополняются посредством принятия иных актов законодательства. Это наиболее наглядно видно не только на примере статьи 27 "Конституции, но и тех, которые посвящены трудовым, жилищным, земельным и иным правам граждан.

Согласно части второй статьи 23 Конституции никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону. И именно закон от 1 марта 1994 года с учетом морально-этических требований предусмотрел дополнительные гарантии для близких родственников лица, совершившего преступления. Не нарушена здесь также и статья 22 Основного Закона, так как в примечании к статье 177 УК не закрепляется устойчивый круг лиц, обладающих особым правовым статусом. Принцип равенства граждан перед законом должен пониматься как обладание равными правами в одинаковой ситуации.

В статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится о минимуме гарантий при рассмотрении предъявленного человеку уголовного обвинения, в том числе как минимум не быть принужденным к даче показаний против самого себя или признанию себя виновным. Верховный Совет Республики Беларусь, как и законодатели некоторых других стран, вполне правомерно этот минимум несколько расширил.

Законодатель вправе предусмотреть не только более широкий круг деяний, за которые близкие родственники лица, совершившего преступления, не несут ответственности, но и расширить круг лиц, которые будут пользоваться гарантиями, обеспечивающими непривлечение к ответственности. Например, лица, которые в силу своих обязанностей получают доступ к сокровенным мыслям человека, могут в соответствии с законом отказаться от дачи показаний. В уголовно-процессуальном законодательстве помимо адвокатов это можно было бы оговорить относительно священников и врачей. Это должно касаться тех случаев, когда сведения названным лицам стали не просто известны, но были доверены.

3. Нет оснований делать вывод, что дача заведомо ложных показаний (статья 177 УК) и укрывательство преступлений (статья 185 УК) представляют собой не "пассивное бездействие", как имеет место при недонесении о преступлении или отказе от дачи показаний, а "активные действия", препятствующие осуществлению правосудия, и поэтому якобы здесь есть противоречие статье 27 Конституции. Известно, что бездействие при определенных обстоятельствах может быть более опасным по своим последствиям, чем действие. Кроме того, как уже отмечалось, законодатель вправе расширить конституционную норму, посвященную правам граждан.

Довод о том, что ложные показания близкий родственник может дать не только в пользу лица, совершившего преступления, но и против него, опровергается и тем, что отказ от дачи показаний может быть продиктован также низменными побуждениями (например, нежеланием способствовать оправданию невиновного). Задача правоохранительных органов, суда разобраться во всем и вынести законное решение.

Есть основания не согласиться с выводом о том, что наряду с недонесением о негосударственных преступлениях (статья 186 УК) в примечании к статье 177 должна быть также ссылка на статью 86 УК, то есть близкие родственники лица, совершившего государственное преступление, должны также освобождаться от уголовной ответственности за недонесение об этом. Недонесение - это несообщение соответствующим государственным органам (должностным лицам) о достоверно известном недоносителю готовящемся или совершенном преступлении при наличии возможности сообщить об этом. Статья 86 УК предусматривает недонесение о таких государственных преступлениях, как террористический акт, диверсия, бандитизм и др. Считаю, необходим поиск такой конструкции закона, при которой близкие родственники обязаны под угрозой уголовного наказания и во избежание человеческих жертв сообщать о готовящемся террористическом акте, диверсии и т.д. с правом не указывать конкретных лиц, к ним причастных.

Механически включать статью 86 УК в примечание к статье 177 УК недопустимо.

По законодательству некоторых зарубежных стран, которые, как и наша республика, считают себя правовыми, близкие родственники могут быть наказаны при недоносительстве о наиболее тяжких преступлениях. Это свидетельствует, что наличия родственных связей еще недостаточно для полного и безусловного освобождения от ответственности за недоносительство.

Что касается освобождения близких родственников и членов семьи за укрывательство, то оно может быть предусмотрено законом. В определенных жизненных ситуациях может сложиться так, что близкие родственники будут стремиться воспрепятствовать привлечению к уголовной ответственности лица, совершившего преступление (например, родители - по отношению к детям). В некоторых зарубежных государствах укрывательство в целях воспрепятствования привлечению к ответственности, совершенное родственником, также ненаказуемо.

4. Нельзя однозначно утверждать, что примечание к статье 177 УК неосновательно сужает круг лиц, которые в соответствии с Конституцией не должны принуждаться к даче показаний и объяснений против членов своей семьи и близких родственников. Действительно, в пункте 9 статьи 22 УПК дается иной перечень членов семьи, нежели это определено в других отраслях права (см. статью 63 Жилищного кодекса, статью 20 Кодекса законов о труде и др.), так как здесь решаются совершенно иные задачи. В пункте 9 статьи 22 УПК наряду с близкими родственниками (детьми, родителями, братьями, сестрами и др.) в качестве члена семьи указан супруг. Считаю, что можно не расширять являющийся оптимальным перечень близких родственников и членов семьи, который дан в пункте 9 статьи 22 УПК, потому что это приведет к расширению круга лиц, не несущих, в частности, ответственности за недонесение, отказ от дачи показаний, и злоупотреблению теми гарантиями, которые установлены в примечании к статье 177 УК.

Согласно статье 27 Конституции не имеют юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона. Поэтому в таком законе могут быть определены не только процессуальные нормы (как получать доказательства), но и круг лиц, которые пользуются теми или иными гарантиями. В примечании к статье 177 УК и пункте 9 статьи 22 УПК по существу речь идет о близких родственниках и членах семьи. В этой связи там необходимо при совершенствовании закона использовать соответствующие понятия.

5. Нельзя признавать неконституционным пробел, который может быть в текущем законодательстве восполнен в сроки, оговоренные в Законе о порядке вступления в силу Конституции.

Согласно статье 146 Конституции и статье 4 Закона о порядке вступления ее в силу нормы Конституции имеют прямое действие и обладают приоритетом по отношению ко всем актам, в том числе и к тем, которые были приняты ранее. Задача судов, правоохранительных органов, всех правоприменителей состоит в том, чтобы обеспечить на практике верховенство конституционных норм. Согласно статье 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией и законом и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного акта неконституционным. На необходимость безусловного исполнения Конституции было обращено внимание и в Постановлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1994 года "О первоочередных мерах, направленных на реализацию Конституции Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 16, ст.265). Согласно постановлению министерства, государственные комитеты, ведомства должны были организовать изучение новой Конституции в центральных аппаратах и подчиненных им предприятиях, учреждениях, организациях и обеспечить ее безусловное исполнение, а также определить меры по реализации Конституции. Проделанная работа в этом направлении позволила бы обеспечить единую практику применения уголовно-процессуальных норм.

Изложенное позволяет высказать мнение, что примечание к статье 177 УК не противоречит Конституции. Однако при необходимости его содержание можно пересмотреть с использованием процедур, установленных в статьях 90 и 130 Конституции.

судья Конституционного Суда
Республики Беларусь
Г.А.Василевич