14 апреля 1995 г. № З-12/95
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Тихини В.Г., судей Василевича Г.А., Кеник К.И., Пастухова М.И., Середы Н.М., Тишкевича С.И., Фадеева В.А., Филипчик Р.И.
с участием представителя: группы депутатов Верховного Совета, внесших предложение о проверке конституционности актов, - Наумчика С.И., а также депутатов Алампиева В.П., Беленького Ю.А., Заблоцкого В.Н., Крыжановского Н.К., Малашко В.А., Садовского П.В., Семдяновой Г.Г., Трусова О.А., Шута А.А., и представителей Президента Республики Беларусь - Киселя Г.Л. - Председателя Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, Марыскина А.В. - начальника государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь, Хоружика Л.И. - Первого заместителя Управляющего делами Президента Республики Беларусь;
экспертов: Головко А.А. - профессора кафедры конституционного права Белорусского государственного университета, доктора юридических наук; Стрельцова Б.В. - профессора кафедры теории и практики современной журналистики Белорусского государственного университета, доктора филологических наук,
специалистов: Довнар Н.Н. - адвоката Минской областной коллегии адвокатов, руководителя Центра правовой помощи журналистам и писателям; Лапши И.Н. - главного специалиста отдела сравнительного правоведения Белорусского института государственного строительства и законодательства; Русак Л.Г. - заведующей кафедрой гражданско-правовых дисциплин Академии управления при Кабинете Министров Республики Беларусь, кандидата юридических наук, доцента;
рассмотрел в открытом заседании дело "О соответствии Конституции Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа
В судебном заседании приняли участие: Русакевич В.В. - заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, Кондратьев В.С. - Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Каменков В.С. - заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Юревич В.Б. - заместитель Генерального Прокурора Республики Беларусь, Бочкова Г.В. - заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 15 февраля
В своем обращении в Конституционный Суд депутаты Верховного Совета Республики Беларусь отметили, что указом от 4 августа
Выслушав представителей сторон, экспертов, специалистов, свидетелей и других лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, проанализировав положения Конституции, других нормативных актов Республики Беларусь, а также международно-правовые акты, Конституционный Суд установил следующее.
1. Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа
Согласно Закону Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации", принятому 13 января
По заключению экспертов Головко А.А., Стрельцова Б.В. и мнению специалиста Лапши И.Н. передача издательства "Белорусский Дом печати" в ведение Управления делами Президента Республики Беларусь фактически не изменила его правового положения. Прежней осталась форма собственности - государственная, цели и задачи издательства, его подчиненность органам исполнительной власти.
По оценке Министерства по антимонопольной политике издательство "Белорусский Дом печати" занимает доминирующее положение на рынке газетной продукции с долей 82,4% и по указанной продукции включено в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.
Доминирующее положение на рынке - признак, по которому устанавливается необходимость антимонопольного контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта, поскольку такое положение дает возможность использовать его в своих интересах, ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов. Однако противозаконным является не само доминирующее положение, а злоупотребление им. Это, в частности, проявилось в фактах вмешательства в деятельность издательства "Белорусский Дом печати” со стороны должностных лиц государственных органов, что привело к выходу в декабре
Утверждение депутатов Верховного Совета - инициаторов обращения в Конституционный Суд о том, что указ Президента Республики Беларусь в части передачи издательства "Белорусский Дом печати" в ведение Управления делами Президента Республики Беларусь противоречит Закону "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" Конституционный Суд находит необоснованным.
Статьей 3 этого Закона определено, что перечень предприятий (объединений), организаций и виды имущества, не подлежащих разгосударствлению и приватизации, утверждается Верховным Советом Республики Беларусь на основе предложений Кабинета Министров Республики Беларусь. Такой перечень утвержден Верховным Советом Республики Беларусь постановлением от 16 июня
С учетом изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что указ Президента Республики Беларусь от 4 августа
2. Указом Президента Республики Беларусь от 5 августа
Президент Республики Беларусь руководит системой органов исполнительной власти и обеспечивает их взаимодействие с представительными органами, создает и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие центральные органы управления Республики Беларусь (ст. 100 Конституции).
Законом "О Президенте Республики Беларусь", принятым 21 февраля
Закон "О Кабинете Министров Республики Беларусь", принятый 21 февраля
Следовательно, указ Президента Республики Беларусь от 5 августа
3. Указом Президента Республики Беларусь от 28 сентября 1994 года № 128 "Вопросы Национальной государственной телерадиокомпании" утверждено Положение о Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь.
Согласно Положению Белтелерадиокомпания является центральным органом государственного управления и подчиняется Президенту Республики Беларусь. По согласованию с Министерством связи и информатики она выдает юридическим и физическим лицам разрешения на приобретение (реализацию), проектирование, строительство (установку), эксплуатацию и ввоз высокочастотных установок и радиоэлектронных средств с радиоизлучением или приостанавливает действие таких разрешений; присваивает частотные каналы для использования в передающих, приемных и кабельных системах телевидения и радиовещания; принимает участие в распределении частот с учетом приоритета государственного телерадиовещания. Она осуществляет лицензирование деятельности организаций, которые осуществляют телерадиовещание на территории Республики Беларусь; в приоритетном порядке пользуется телерадиотрансляционными средствами; определяет режим функционирования, объем и порядок работы всех технических средств телерадиовещания и т.д. Белтелерадиокомпания занимается также производственно-хозяйственной деятельностью: готовит теле- и радиопрограммы, распространяет их на территории Республики Беларусь и за ее пределами. В установленном порядке Белтелерадиокомпания осуществляет внешнеэкономическую, рекламную и издательскую деятельность.
Анализ норм Положения о Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь свидетельствует, что Белтелерадиокомпания выступает одновременно как средство массовой информации и центральный орган государственного управления, наделенный исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями в сфере телевидения и радиовещания. Это создает ситуацию, при которой Белтелерадиокомпания получает преимущества перед другими средствами массовой информации.
Конституционный Суд считает, что сочетание в одном лице функций центрального органа государственного управления и средства массовой информации входит в противоречие со статьей 13 Конституции, в соответствии с которой государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Белтелерадиокомпания в отличие от других организаций телевещания является единственным электронным средством массовой информации, которое распространяет свою информационную продукцию на территории всей республики.
Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь в своем официальном заключении от 24 марта 1995 года отмечает, что имеются основания для признания сферы деятельности Белтелерадиокомпании государственной монополией.
По заключению эксперта Стрельцова Б.В. и мнению специалистов Довнар Н.В., Лапши И.Н. и Русак Л.Г. наделение Белтелерадиокомпании властными полномочиями по отношению к другим телерадиокомпаниям ставит ее в преимущественное положение и позволяет ей диктовать им свои условия. В сочетании с доминирующим положением Белтелерадиокомпании на информационном рынке республики это ведет к монополизации теле- и радиовещания как основных видов электронных средств массовой информации.
Конституционный Суд пришел к выводу, что придание Белтелерадиокомпании функций центрального органа государственного управления в сочетании с доминирующим положение означает установление ее монополии в сфере телерадиовещания. Тем самым Положение о Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь противоречит статье 33 Конституции, которая запрещает монополизацию средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 127, 128, 129 Конституции Республики Беларусь, статьями 5, 36, 38, 40, 43 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд
РЕШИЛ:
1. Признать, что указы Президента Республики Беларусь от 4 августа
2. Признать несоответствующим Конституции Положение о Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28 сентября
3. Предложить Министерству по антимонопольной политике Республики Беларусь рассмотреть вопросы, связанные с доминирующим положением издательства "Белорусский Дом печати" в сфере производства газетно-журнальной продукции, и принять соответствующие меры на основании действующего законодательства.
4. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со дня принятия в "Ведамасцях Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь", "Народнай газеце", "Звяздзе", а также в тех изданиях, где были опубликованы указы Президента Республики Беларусь, ставшие предметом проверки Конституционного Суда Республики Беларусь.
5. Настоящее Заключение вступает в силу со дня его принятия, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий-
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь В.Г.Тихиня