11 октября 1995 г. № З-17/95
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Тихини В.Г., заместителя Председателя Суда Фадеева В.А., судей Василевича Г.А., Кеник К.И., Пастухова М.И., Подгруши В.В., Середы Н.М., Тишкевича С.И., Филипчик Р.И.
с участием: представителей сторон Верховного Суда Республики Беларусь - Председателя Суда Каравая В.С., Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь - Председателя Суда Бойко В.В., и.о. Генерального прокурора Республики Беларусь Капитана В.С., внесших предложение о проверке конституционности акта;
Верховного Совета Республики Беларусь, принявшего акты: Борисенко В.А. - начальника юридического управления Секретариата Верховного Совета Республики Беларусь; Матусевича А.В. - директора Белорусского института государственного строительства и законодательства; Сидоровича И.М. - первого заместителя Начальника Секретариата Верховного Совета Республики Беларусь; Смоляра И.Н. - Председателя Комиссии Верховного Совета Республики Беларусь по проблемам Чернобыльской катастрофы;
специалиста - Левшунова С.Е., главного эксперта-координатора научного направления Национального центра стратегических инициатив "Восток-Запад", кандидата юридических наук, доцента
рассмотрел в открытом заседании дело "О соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь", статьи 10, части четвертой статьи 63 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь".
В судебном заседании приняли участие: Русакевич В.В. - заместитель Премьер-министра Республики Беларусь; Бочкова Г.В. - заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено 2 октября 1995 г. по предложению Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, и.о. Генерального прокурора Республики Беларусь, а также по усмотрению Конституционного Суда на основании статей 125 и 127 Конституции, статей 5 и 6 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь".
В обращении в Конституционный Суд Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и и.о. Генерального прокурора Республики Беларусь указали на имеющиеся, по их мнению, расхождения между Временным регламентом Верховного Совета и статьей 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь" в определении правомочности Верховного Совета в зависимости от числа депутатов. Они предложили Конституционному Суду дать заключение о соответствии статьи 10, части четвертой статьи 63 Временного регламента статье 7 Конституции и статье 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь".
Проверке подлежали статья 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь", статья 10 и часть четвертая статьи 63 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь.
Согласно части первой статьи 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995, № 8, ст. 103) срок полномочий Верховного Совета - пять лет.
Часть вторая указанной статьи определила, что Верховный Совет считается правомочным при избрании не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета.
В соответствии с частью третьей этой статьи полномочия Верховного Совета сохраняются до открытия первого заседания Верховного Совета нового созыва.
Часть четвертая указанной статьи установила, что полномочия Верховного Совета могут быть досрочно прекращены по постановлению Верховного Совета, принятому большинством не менее двух третей от избранных депутатов.
Статьей 10 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь (СЗ БССР, 1990 г., № 17, ст. 255) предусмотрено, что заседания Верховного Совета правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов Республики Беларусь.
Согласно части четвертой статьи 63 Временного регламента кандидат считается избранным на пост Председателя Верховного Совета Республики Беларусь, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Республики Беларусь, то есть от числа избранных депутатов.
Выслушав представителей сторон, специалиста, изучив материалы дела, проанализировав положения Конституции, законов и других нормативных актов, Конституционный Суд пришел к следующим выводам.
Статьей 81 Конституции установлен срок полномочий Верховного Совета Республики Беларусь - пять лет. Полномочия Верховного Совета могут быть досрочно прекращены по постановлению Верховного Совета, принятому большинством не менее двух третей от избранных депутатов.
Согласно статье 91 Конституции полномочия Верховного Совета сохраняются до открытия первого заседания Верховного Совета нового созыва.
Части первая, третья и четвертая статьи 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь" воспроизводят указанные конституционные нормы.
Согласно статье 80 Конституции Верховный Совет состоит из 260 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь. Вместе с тем кворум для принятия Верховным Советом решений определяется Конституцией не от общего числа депутатов Верховного Совета, а от числа избранных депутатов. Так, согласно статье 84 Конституции законы и постановления Верховного Совета считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство избранных депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией. Большинство в две трети от избранных необходимо в соответствии с частью третьей статьи 81, частью первой статьи 104 и статьей 149 Конституции для принятия решений о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета, смещении Президента с должности и т.д.
Таким образом, Конституция допускает деятельность Верховного Совета при избрании меньшего количества депутатов, чем это предусмотрено статьей 80 Конституции.
Минимальное число избранных депутатов, при котором Верховный Совет считается правомочным, Конституцией не установлено.
Порядок деятельности Верховного Совета, его органов и депутатов в соответствии со статьей 94 Конституции определяется Регламентом Верховного Совета, который принимается Верховным Советом, а также другими законодательными актами.
Проанализировав указанные нормы, Суд считает, что решение вопроса о количестве депутатов, необходимом для признания правомочности вновь избранного Верховного Совета, входит в компетенцию Верховного Совета. Это право реализовано Верховным Советом при принятии Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь". Согласно части второй статьи 7 этого Закона Верховный Совет считается правомочным при избрании не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета.
С учетом изложенного Суд пришел к выводу, что статья 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь" не противоречит Конституции.
Суд не может согласиться с доводами о том, что минимальное число депутатов, установленное частью второй статьи 7 указанного Закона, должно определять и кворум для правомочности пленарных заседаний Верховного Совета.
По мнению Суда, избрание не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета свидетельствует о правомочности Верховного Совета как органа государственной власти, тогда как кворум для заседаний Верховного Совета, принятия им решений может и не совпадать с этим числом депутатов. В связи с этим Суд отмечает, что такой подход не противоречит демократическим принципам организации и деятельности коллегиальных органов, а также международной практике парламентаризма.
Проанализировав положения статьи 10 и части четвертой статьи 63 Временного регламента, определяющих правомочность пленарных заседаний Верховного Совета, Суд обращает внимание на то, что редакция этих статей допускает возможность неоднозначного толкования понятия "общее количество депутатов". Это подлежит устранению в установленном порядке.
Утверждения инициаторов о противоречии статьи 10 и части четвертой статьи 63 Временного регламента Верховного Совета статье 7 Конституции Суд считает несостоятельными, поскольку прямой связи между ними не имеется.
Рассмотрев доводы представителей сторон, приведенные в ходе судебного заседания, относительно правомочности Верховного Совета двенадцатого созыва, Суд на основании статьи 11 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", предусматривающей, что при проверке акта следует иметь в виду как буквальный его смысл, так и смысл, который придается ему практикой применения, приходит к следующему.
Согласно статье 6 Конституции государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Согласно статье 79 Конституции Верховный Совет Республики Беларусь является высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 91 Конституции полномочия Верховного Совета сохраняются до открытия первого заседания Верховного Совета нового созыва.
Народные депутаты Республики Беларусь, как это предусмотрено статьей 7 Закона "О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь", сохраняют свои полномочия до открытия первого заседания Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва.
На основе анализа указанных норм Конституционный Суд пришел к выводу, что Конституция, провозгласив принцип разделения властей, не допускает такой ситуации, когда отсутствует высший законодательный орган государственной власти.
Этот вывод подтверждается, в частности, теми полномочиями, которые отнесены Конституцией только к компетенции Верховного Совета.
Поэтому в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь Верховный Совет двенадцатого созыва вправе осуществлять свои полномочия в качестве высшего представительного постоянно действующего и единственного законодательного органа в полном объеме до первого заседания Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва, избранного в правомочном составе.
Вместе с тем Суд отмечает, что Верховный Совет Республики Беларусь и органы исполнительной власти не приняли достаточных мер по своевременному формированию Верховного Совета тринадцатого созыва, как того требует Конституция и законы Республики Беларусь.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 125, 127 и 129 Конституции, статьями 5, 6, 11, 36, 38, 40, 43 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд
РЕШИЛ:
1. Признать, что статья 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь" не противоречит Конституции Республики Беларусь, а статья 10 и часть четвертая статьи 63 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь не противоречат Конституции Республики Беларусь и статье 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь".
2. Предложить Верховному Совету Республики Беларусь внести изменения во Временный регламент Верховного Совета Республики Беларусь в соответствии с настоящим Заключением.
3. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со дня принятия в "Ведамасцях Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь", "Народнай газеце", "Звяздзе", а также в тех изданиях, где был опубликован Временный регламент Верховного Совета Республики Беларусь.
4. Настоящее Заключение вступает в силу со дня принятия, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь В.Г. Тихиня
|