4 ноября 1996 г. № 3-43/96
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Тихини В.Г., заместителя Председателя Суда Фадеева В.А., судей Василевича Г.А., Вашкевича А.Е., Кеник К.И., Пастухова М.И., Подгруши В.В., Середы Н.М., Тишкевича С.И., Филипчик Р.И., Чудакова М.Ф.
с участием:
представителей Верховного Совета Республики Беларусь как стороны по делу, издавшей нормативный акт: Калякина С.И. - члена Президиума Верховного Совета Республики Беларусь; Мануковой Т.А. - секретаря Постоянной комиссии Верховного Совета Республики Беларусь по государственному строительству и местному самоуправлению; Матусевича А.В. - директора Белорусского института государственного строительства и законодательства; Юркевич Г.И. - заведующей отделом экспертно-правового управления Секретариата Верховного Совета Республики Беларусь;
экспертов: Боровцова В.А. - директора юридической фирмы “Боровцов и Салей”; Бровки Ю.П. - доктора юридических наук, профессора кафедры международного права Белорусского государственного университета; Головко А.А. - доктора юридических наук, профессора кафедры конституционного права Белорусского государственного университета; Левшунова С.Е. - кандидата юридических наук, доцента, главного эксперта-координатора научного направления Национального центра стратегических инициатив “Восток-Запад”; Сажиной В.В. - кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права Белорусского государственного университета; Сильченко Н.В. - доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и истории государства и права Гродненского государственного университета;
свидетелей: Абрамовича А.М. - заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь; Лубовского В.Е. - заместителя начальника Главного управления по работе с органами законодательной и судебной власти Администрации Президента Республики Беларусь; Марыскина А.В. - начальника Главного управления правового обеспечения Администрации Президента Республики Беларусь; Пласковицкого А.Л. - заместителя начальника Главного управления правового обеспечения Администрации Президента Республики Беларусь,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело “О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь пунктов 2.2, 2.5 и 3 Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1996 года “О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению”.
В судебном заседании приняли участие:
Новиков В.Н. - Первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Беларусь, Мирониченко И.А. - заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Каменков В.С. - заместитель Председателя высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Сащеко И.Ф. - заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь, Сукало В.О. - министр юстиции Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 2О сентября 1996 года на основании части второй статьи 127 Конституции, части второй статьи 5 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь” по усмотрению суда. Поводом к возбуждению производства по делу явилась просьба Председателя Верховного Совета Республики Беларусь Шарецкого С.Г.
Проверке подлежали пункты 2.2, 2.5 и 3 Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1996 года “О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению” (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 26, ст. 492).
В соответствии со статьями 74 и 83 Конституции Республики Беларусь Верховный Совет Республики Беларусь постановил провести в Республике Беларусь 24 ноября 1996 года республиканский референдум, включив в бюллетень для тайного голосования наряду с другими следующие вопросы:
“Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко” (пункт 2.2).
“Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев” (пункт 2.5).
В пункте 3 проверяемого акта Верховный Совет постановил, что в соответствии со статьями 1, 14, 39 Закона Республики Беларусь “О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь” вопросы, предусмотренные указанными пунктами постановления, выносятся на обязательный референдум, решения которого являются окончательными и имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Выслушав представителей стороны по делу, свидетелей, экспертов, изучив материалы дела, проанализировав положения Конституции, законов Республики Беларусь, иных нормативных актов, международных договоров, изучив практику конституционного строительства в зарубежных государствах, Конституционный Суд пришел к следующим выводам.
Статья 73 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские референдумы.
В соответствии со статьей 74 Конституции республиканские референдумы могут быть инициированы Президентом Республики Беларусь, группой депутатов Верховного Совета в количестве не менее 7О человек, а также гражданами Республики Беларусь в количестве не менее 450 тысяч человек. Согласно статье 83 Конституции право назначать референдум и устанавливать дату его проведения принадлежит Верховному Совету.
Статья 149 Конституции предусматривает возможность внесения изменений и дополнений Конституции через референдум.
Как установлено в судебном заседании, Президентом Республики Беларусь и группой депутатов Верховного Совета на рассмотрение Верховного Совета были внесены проекты изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь.
По оценкам белорусских экспертов, а также зарубежных ученых в области конституционного права указанные изменения и дополнения Конституции фактически являются проектами новой Конституции. Однако в действующей Конституции Республики Беларусь не содержатся критерии оценки объема и характера внесенных в нее изменений и дополнений. В связи с этим Суд считает, что Верховный Совет вправе был вынести на референдум предложенные инициаторами проекты решений.
Конституцией и Законом “О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь” не определена процедура внесения изменений и дополнений Конституции через референдум. По мнению Суда, механизм принятия таких изменений и дополнений должен быть законодательно урегулирован, как это сделано, например, по отношению к принятию Верховным Советом изменений и дополнений Конституции. Установление и соблюдение особой процедуры проведения конституционных референдумов является гарантией стабильности Конституции - Основного Закона государства.
Как свидетельствует практика конституционного строительства многих зарубежных государств, вынесению на референдум конституционных проектов предшествует одобрение или принятие таких проектов парламентом. Референдум может также предшествовать принятию парламентом окончательных решений по Конституции.
При назначении референдума на 24 ноября 1996 года Верховный Совет как высший представительный и единственный законодательный орган государственной власти Республики Беларусь оказался фактически исключенным из конституционного процесса.
С учетом требований статьи 11 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь”, предусматривающей, что при проверке акта Конституционный Суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения, Суд отмечает следующее.
Последующие изменения и дополнения, внесенные инициаторами в первоначальные проекты, исключает, по мнению Суда, возможность проведения референдума по утвержденным 6 сентября 1996 года проектам решений. Поэтому Верховному Совету следует вернуться к пересмотру своего постановления в части вынесения на референдум текстов изменений и дополнений Конституции.
Формулировки вопросов, содержащихся в п.п. 2.2 и 2.5 проверяемого постановления Верховного Совета, не отвечают предъявленным статьей 3 закона о референдуме требованиям, а также смыслу вынесенных на референдум проектов решений. В соответствии с законом в бюллетень для голосования должны включаться формулировки вопросов, а не формулировки утверждений.
Кроме того, нельзя признать юридически безупречной формулировку вопроса о принятии Конституции 1994 года в целом, поскольку на референдум выносятся изменения и дополнения Конституции.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, Суд считает, что внесение вопросов, предусмотренных п.п. 2.2 и 2.5 проверяемого постановления Верховного Совета, на обязательный референдум, решение которого является окончательным и в утверждении не нуждается, неправомерно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 127, 128, 129 Конституции, статьями 5, 36, 38, 40, 43 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь”, Конституционный Суд
РЕШИЛ:
1. Признать несоответствующим Конституции и законам Республики Беларусь пункт 3 Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1996 года “О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению” в части вынесения проектов изменений и дополнений Конституции на обязательный референдум.
Считать эту норму не имеющей юридической силы со дня принятия.
2. Предложить Верховному Совету Республики Беларусь привести Постановление от 6 сентября 1996 года “О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению” в соответствие с настоящим заключением.
3. Опубликовать настоящее заключение в десятидневный срок со дня принятия в “Ведамасцях Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь”, “Народнай газеце”, “Звяздзе”, а также в тех изданиях, где было опубликовано проверяемое постановление.
4. Настоящее заключение вступает в силу со дня принятия, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь В.Г. Тихиня
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
судей Конституционного Суда Василевича Г.А., Кеник К.И. и Филипчик Р.И. по делу “О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь пунктов 2.2, 2.5 и 3 Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1996 года “О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению”
Заключением Конституционного Суда от 4 ноября 1996 года по настоящему делу признан несоответствующим Конституции п.3 постановления Верховного Совета в части вынесения вопросов, предусмотренных п.п. 2.2 и 2.5, на обязательный референдум.
Соглашаясь с выводами Суда о конституционности п.п. 2.2 и 2.5 постановления, считаем необоснованным вывод о том, что п.3 Постановления Верховного Совета от 6 сентября 1996 года не соответствует Конституции и законам Республики Беларусь по следующим основаниям.
Согласно части второй статьи 149 Конституции Республики Беларусь изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Следовательно, и новая Конституция может быть принята на референдуме.
Статья 74 Конституции предусматривает, что республиканские референдумы назначаются Верховным Советом Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь. Верховный Совет не позднее 30 дней после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Президента о проведении референдума обязан назначить дату проведения республиканского референдума.
В статье 78 Конституции указано, что порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь.
Законом “О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь” определен порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на республиканский референдум. Указанным законом допускается принятие и изменение Конституции путем референдума (статья 36).
Законом урегулирован порядок принятия постановления Верховного Совета по предложению о проведении референдума по вопросам принятия и изменения Конституции. Вместе с тем отмечаем, что в законе не урегулирован вопрос о порядке внесения предложений Президентом Республики Беларусь на референдум и рассмотрения их Верховным Советом, т.к. данный закон принимался в 1991 г. Однако отсутствие в законе таких норм не является основанием для признания неконституционным постановления Верховного Совета.
В соответствии со статьями 14 и 15 закона о народном голосовании (референдуме) Верховный Совет по получении оформленного в надлежащем порядке предложения о проведении референдума рассматривает вопрос о назначении даты обязательного или консультативного референдума и мерах по его обеспечению.
В постановлении Верховного Совета о назначении референдума указываются дата проведения референдума, формулировка поставленного на референдум вопроса для последующего включения в бюллетень.
Судом установлено, что 7 августа 1996 г. Президент Республики Беларусь обратился в Верховный Совет с предложением назначить республиканский референдум, а 30 августа 1996 года внес проект Закона “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь”, а также проект Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь).
5 сентября 1996 года депутаты фракций коммунистов и аграриев внесли в Верховный Совет предложение о проведении республиканского референдума по вопросу принятия изменений и дополнений в Конституцию.
Каких-либо нарушений в предложениях инициаторов не усматриваем, так как они действовали в соответствии с Конституцией и Законом о народном голосовании (референдуме).
Верховный Совет рассмотрел предложения инициаторов и принял 6 сентября 1996 г. в пределах своей компетенции постановление, которым назначил дату проведения референдума на 24 ноября 1996 г., включив вопросы предлагаемые на референдум.
Выводы в заключении Суда о том, что вопросы, указанные в пунктах 2.2 и 2.5 постановления должны быть вынесены на консультативный, а не на обязательный референдум, поскольку не установлена процедура принятия Конституции на референдуме, не основаны на Конституции и законе. Обязательность наличия процедуры принятия Конституции на референдуме не предусмотрена ни Конституцией, ни законами. Процедура принятия законов референдумом может отличаться от процедуры, предусмотренной для принятия законов Верховным Советом.
С учетом изложенного, считаем, что Конституционный Суд вышел за пределы своих полномочий, решая вопрос о том, какой вид референдума - обязательный или консультативный - должен проводиться.
Судьи
Конституционного Суда
Республики Беларусь:
Г.А. Василевич,
К.И. Кеник,
Р.И. Филипчик