18 февраля 2000 г. № З-93/2000
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего — Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З.
с участием:
представителей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь — Егорова А.П., заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; Турмовича С.П., судьи Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
представителя Президента Республики Беларусь — Саликова А.С., заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь
рассмотрел в открытом судебном заседании дело "О соответствии Конституции Республики Беларусь пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января
В судебном заседании приняли участие: Мирониченко И.А. — заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Ивановский А.В. — заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь, Сергеева О.Г — заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом по предложению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь на основании статьи 116 Конституции, статей 5 и 6 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и статьи 43 Регламента Конституционного Суда.
Проверке подлежал пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января
По мнению Высшего Хозяйственного Суда, исходя из буквального смысла абзаца четвертого части второй пункта 1 Указа от 8 февраля
Указом Президента Республики Беларусь от 4 января
Заслушав судью-докладчика Воробья Г.А., представителей сторон, проанализировав соответствующие положения Конституции, актов гражданского законодательства и других нормативных актов Республики Беларусь, определяющих порядок экспортно-импортных операций и расчетов при осуществлении внешнеэкономических сделок, правоприменительную практику, иные материалы дела, Конституционный Суд установил следующее.
Абзацем четвертым части второй пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 8 февраля
Материалы дела свидетельствуют, что на практике содержание абзаца четвертого части второй пункта 1 Указа от 8 февраля
Комитет государственного контроля Республики Беларусь привлекал хозяйствующих субъектов к ответственности за нарушение сроков получения товаров при каждой экспортной отгрузке продукции, оформленной отдельными товаросопроводительными документами. Применяемые им экономические санкции субъектами хозяйствования, как правило, не оспаривались.
Практика деятельности Министерства внешних экономических связей Республики Беларусь (в настоящее время — Министерство иностранных дел Республики Беларусь) свидетельствует, что субъекты хозяйствования в соответствии с Положением о порядке контроля за осуществлением субъектами хозяйствования всех форм собственности внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 8 февраля
Высший Хозяйственный Суд при разрешении спора пришел к выводу, что исчисление сроков поступления товаров по импорту согласно бартерному контракту следует проводить с момента исполнения экспортной части контракта в целом и только после истечения предельного срока (60 дней) можно привлекать субъектов хозяйствования к экономической ответственности.
Неоднозначное на практике понимание абзаца четвертого части второй пункта 1 Указа от 8 февраля
Указом Президента Республики Беларусь от 18 января
Общепризнано, что официальным нормативным толкованием разъясняются нормы толкуемого акта безотносительно к конкретным случаям их реализации, и оно распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, в целях обеспечения единообразного и правильного применения на практике ее предписаний, уточнения и конкретизации положений, сформулированных в нормативном акте. Акты нормативного толкования не имеют самостоятельного значения, являются неотделимой, составной частью толкуемых норм, обычно вводятся с момента вступления в силу толкуемых актов и сохраняют свою силу на время их действия.
Статьей 70 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" установлено, что в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем издания специального акта. При толковании нормативного правового акта объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также устанавливаются функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений. Такая же позиция содержится и в рекомендательном законодательном акте "О нормативных правовых актах государств-участников СНГ", одобренном Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 мая
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (статья 7). При осуществлении своих конституционных полномочий Президент Республики Беларусь имеет право издавать нормативные правовые акты и давать их официальное толкование.
Конституционный Суд пришел к выводу, что Президент Республики Беларусь, толкуя свой Указ от 8 февраля
В Указе от 4 января
В то же время Конституционный Суд обращает внимание, что пунктом 2.14 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января
В этой связи Конституционный Суд отмечает, что Президент Республики Беларусь, исходя из интересов дополнительной защиты субъектов хозяйствования, вправе также решить вопрос о распространении действия норм законодательства, смягчающего экономическую ответственность, и на случаи, когда уже состоялось судебное постановление и оно вступило в законную силу, либо принять решение, в соответствии с которым не подлежали бы пересмотру судебные постановления, основанные на таком понимании исполнения экспортной части бартерного контракта (применительно к отношениям, которые регулировались Указом от 8 февраля
На основании изложенного и руководствуясь статьей 116 Конституции, статьями 5, 9, 34, 38, 40 и 43 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд
РЕШИЛ:
1. Признать пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января
Такой вывод Конституционного Суда не исключает право Президента Республики Беларусь, исходя из интересов дополнительной защиты субъектов хозяйствования, решить вопрос о распространении действия норм законодательства, смягчающего экономическую ответственность, также на случаи, когда уже состоялось судебное постановление и оно вступило в законную силу, либо принять такое решение, в соответствии с которым не подлежали бы пересмотру судебные постановления, основанные на таком понимании исполнения экспортной части бартерного контракта (применительно к отношениям, которые регулировались Указом от 8 февраля
2. Опубликовать настоящее Заключение в срок, установленный законодательством, в "Народнай газеце", "Звяздзе", а также в тех изданиях, где был опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 18 января
3. Настоящее Заключение вступает в силу со дня провозглашения, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий —
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь Г.А. Василевич