16 марта 2000 г. № З-95/2000
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего — Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Суда Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З.
с участием:
представителя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь — Турмовича С.П., судьи Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
представителей Государственного налогового комитета Республики Беларусь — Кондратовой Л.А., заместителя Председателя Государственного налогового комитета Республики Беларусь; Герштейна Е.Ф., начальника управления методологии налогообложения юридических лиц Государственного налогового комитета Республики Беларусь
рассмотрел в открытом судебном заседании дело “О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь абзацев четвертого, пятого, шестого, седьмого, восьмого, девятого и десятого пункта 8 Методических указаний “О порядке исчисления налога на добавленную стоимость”, утвержденных приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 апреля
В судебном заседании приняли участие: Царенко Е.М. — заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Сергеева О.Г. — заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 25 января
Проверке подлежали абзацы четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый (в дальнейшем — абзацы четвертый — десятый) пункта 8 Методических указаний “О порядке исчисления налога на добавленную стоимость”, утвержденных приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 апреля
В своем предложении Высший Хозяйственный Суд указал, что в подлежащих проверке Методических указаниях “О порядке исчисления налога на добавленную стоимость” иностранная валюта была приравнена к покупным товарам (продукции), а курс иностранной валюты — к цене покупного товара (продукции). Тем самым имело место изменение объекта налогообложения и налогооблагаемого оборота, которые могли быть определены только путем принятия соответствующего закона Республики Беларусь. По мнению Высшего Хозяйственного Суда, иностранная валюта, будучи денежным средством, не является товаром; такие категории, как “иностранная валюта” и “товар”, имеют различные экономические основы. В связи с этим распространение положений части четвертой статьи 3 Закона от 19 декабря
Конституционный Суд Республики Беларусь отмечает, что Методические указания “О порядке исчисления налога на добавленную стоимость”, утвержденные приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 апреля
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав положения Конституции, законов и других нормативных актов Республики Беларусь, а также правоприменительную практику, Конституционный Суд установил следующее.
В абзацах четвертом — десятом пункта 8 Методических указаний определено, что:
при наличии убытков от операций по купле-продаже иностранной валюты облагаемый налогом оборот увеличивается на сумму этих убытков (в банках — счет 9241 “Потери от операций по купле-продаже иностранной валюты”);
при исчислении налога на добавленную стоимость облагаемый оборот увеличивается только на размер убытков, полученных в результате реализации ранее приобретенной валюты ниже цены ее приобретения;
суммой убытков от реализации иностранной валюты в банках являются отражаемые по данным первичного учета в составе счета 9241 “Потери от операций по купле-продаже иностранной валюты” только суммы убытков от операций продажи иностранной валюты ниже цены ее приобретения за исключением конверсии одного вида иностранной валюты в другой вид иностранной валюты, обязательной продажи превышения доходов над расходами в иностранной валюте, операций регулирования валютной позиции между филиалами банка, формирования резервов по сомнительной задолженности по валютным кредитам, погашения основного долга и процентов по валюте белорусскими рублями, сделок СВОП, направления валюты на конвертацию фондов банка, отражения в учете банковских доходов и расходов в валюте, проводимых в соответствии с действующим законодательством и указаниями Национального банка Республики Беларусь;
при этом наличие купленной иностранной валюты определяется по соответствующим счетам 6901 “Валютная позиция” (кредитовый остаток) по каждому виду валют на начало расчетного периода, определенного банком при расчете реализованного финансового результата от валютно-обменных операций, в соответствии с Порядком учета операций в иностранной валюте в коммерческих банках;
цена приобретения купленной валюты определяется делением суммы дебетового остатка на начало расчетного периода по счету 6911 “Рублевый эквивалент валютной позиции” на сумму кредитового остатка на начало расчетного периода по счету 6901 “Валютная позиция” соответствующего вида валюты;
цена реализации купленной иностранной валюты определяется курсом, устанавливаемым каждым договором (сделкой) продажи этой валюты;
размер убытка, на который увеличивается облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, определяется умножением количества проданной (переоформленной) валютной задолженности ниже цены приобретения иностранной валюты на абсолютное отклонение цены реализации от цены приобретения. При превышении указанного убытка размера убытка по счету 9241 “Потери от купли-продажи иностранной валюты” облагаемый налогом оборот увеличивается на размер убытка по этому счету.
Налог на добавленную стоимость установлен Законом от 19 декабря
Согласно Закону от 19 декабря
Этим же Законом также предусматривалось, что облагаемая налогом добавленная стоимость исчислялась исходя из суммы, полученной за товары, выполненные работы и оказанные услуги, за вычетом материальных затрат на производство этой продукции (работ, услуг), а также разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям (часть первая статьи 3).
В первоначальной редакции Закона от 19 декабря
Норма части четвертой статьи 3 Закона от 19 декабря
Конституционный Суд считает, что после исключения из Закона от 19 декабря
Кроме того Конституционный Суд считает, что положения части четвертой статьи 3 Закона от 19 декабря
В соответствии с частью тринадцатой статьи 3 Закона от 19 декабря
Конституционный Суд также обращает внимание на то, что в редакциях всех Методических указаний о порядке исчисления налога на добавленную стоимость, которые действовали до принятия проверяемых Методических указаний, отсутствовали положения, предусматривавшие обложение налогом на добавленную стоимость убытков от операций по купле-продаже иностранной валюты. До принятия этих Методических указаний часть четвертая статьи 3 Закона от 19 декабря
Из анализа содержания проверяемых абзацев пункта 8 Методических указаний следует, что в них по существу имело место: установление (расширение) объекта обложения по налогу на добавленную стоимость за счет увеличения облагаемого оборота на сумму убытков от операций по купле-продаже иностранной валюты (абзац четвертый); определение (увеличение) облагаемого оборота путем включения в него только убытков, полученных в результате реализации ранее приобретенной валюты ниже цены ее приобретения (абзац пятый); исключение из облагаемого оборота убытков от отдельных видов операций с иностранной валютой (конверсии одного вида иностранной валюты в другой вид иностранной валюты, обязательной продажи превышения доходов над расходами в иностранной валюте и др.) (абзац шестой), что по своей сути является предоставлением льгот по налогу на добавленную стоимость.
Конституционный Суд отмечает, что объект налога, налогооблагаемая база (облагаемый оборот) являются основными элементами налога, поэтому их определение относится к полномочиям государственных органов, обладающих правом на установление налогов. Согласно Конституции Республики Беларусь установление республиканских налогов относится к компетенции Национального собрания Республики Беларусь (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98).
Вопросы предоставления льгот по налогам и сборам регулируются Законом “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”, согласно которому льготы по налогам и сборам устанавливаются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь (часть первая статьи 4).
Конституционный Суд также отмечает, что Законом от 19 декабря
В Конституции Республики Беларусь установлен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (статья 7). Согласно пункту 2 Положения о Государственном налоговом комитете Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля
Конституционный Суд пришел к выводу, что регулирование вопросов, содержавшихся в абзацах четвертом — десятом пункта 8 Методических указаний, не основывалось на положениях Закона от 19 декабря
Одновременно Конституционный Суд отмечает, что Закон “О налоге на добавленную стоимость”, вступивший в действие в новой редакции с 1 января
На основании изложенного и руководствуясь статьей 116 Конституции, статьями 5, 6, 9, 34, 38, 40 и 43 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь”, Конституционный Суд
РЕШИЛ:
1. Признать не соответствующими Конституции и законам Республики Беларусь абзацы четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый пункта 8 Методических указаний “О порядке исчисления налога на добавленную стоимость”, утвержденных приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 апреля
2. Опубликовать настоящее Заключение в срок, установленный законодательством, в “Народнай газеце”, “Звяздзе”, а также в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.
3. Настоящее Заключение вступает в силу со дня провозглашения, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь Г.А.Василевич