Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 апреля 2004 г. № Р-172/2004
О конституционности Положения о порядке приема граждан в Минском городском исполнительном комитете, утвержденного решением Минского городского исполнительного комитета от 1 октября 2002 г. № 1430

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З. на основании части первой статьи 116 и части четвертой статьи 122 Конституции Республики Беларусь рассмотрел обращение гражданина Ширко А.М. по вопросу конституционности Положения о порядке приема граждан в Минском городском исполнительном комитете, утвержденного решением Минского городского исполнительного комитета от 1 октября 2002 г. № 1430.

В обращении указано, что пункт 7 данного Положения содержит нормы, ограничивающие право граждан на непосредственное обращение к председателю Мингорисполкома по вопросам, относящимся к его компетенции.

Проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь "Об обращениях граждан", "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" и других нормативных правовых актов, Конституционный Суд установил следующее.

В статье 40 Конституции закреплено право каждого направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Порядок реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы, иные организации определен в Законе Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. "Об обращениях граждан" (далее - Закон). Законом установлены порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

Законом предусмотрена, в частности, обязанность руководителей органов, учреждений, организаций и предприятий осуществлять личный прием граждан. Согласно частям первой и третьей статьи 5 Закона руководители органов, учреждений, организаций и предприятий обязаны проводить личный прием граждан и не вправе отказать гражданину в личном приеме при его обращении в установленном порядке непосредственно к ним с вопросами, относящимися к их компетенции.

Распоряжением Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1997 г. № 128рп "О мерах по улучшению работы с обращениями граждан" на руководителей государственных органов, а также руководителей учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности возложена обязанность по обеспечению выполнения Закона "Об обращениях граждан".

Согласно пункту 14 части десятой статьи 9 Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" исполнительный комитет принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета.

Порядок организации приема граждан председателем Мингорисполкома, первым заместителем председателя, заместителями председателя, управляющим делами в пределах их компетенции в соответствии с распределением обязанностей установлен Положением о порядке приема граждан в Минском городском исполнительном комитете, утвержденным решением Минского городского исполнительного комитета от 1 октября 2002 г. № 1430 (Национальный реестр правовых актов, 2002 г., № 116, 9/2176).

Конституционный Суд отмечает, что решение Минского городского исполнительного комитета от 1 октября 2002 г. № 1430 принято на основании законов Республики Беларусь "Об обращениях граждан" и "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь".

В пункте 7 Положения установлено, что граждане записываются на прием к председателю горисполкома на основании письменного заявления по вопросам, относящимся к его компетенции, если их требования законны и не решены соответствующими должностными лицами. Заявления о личном приеме, поступающие на имя председателя Мингорисполкома, направляются первому заместителю председателя, заместителям председателя, управляющему делами согласно распределению обязанностей, утвержденных в установленном порядке, для доклада председателю при необходимости.

Как следует из ответа Мингорисполкома на запрос Конституционного Суда, "для решения вопроса записи на прием к председателю горисполкома гражданину предлагается изложить свой вопрос в письменном виде с указанием новых доводов и фактов, т.е. обосновать законность своего обращения".

По мнению Конституционного Суда, осуществление предварительной записи граждан способствует более тщательной, качественной подготовке к личному приему, так как позволяет досконально изучить поставленный вопрос, подобрать необходимые материалы, пригласить в случае необходимости специалистов, но это не должно исключать закрепленное в Законе право граждан на устные обращения на личном приеме.

Конституционный Суд также обращает внимание на то, что установление в качестве условия личного приема граждан председателем Мингорисполкома законности требований, содержащихся в обращениях граждан, не согласуется с положениями частей первой и третьей статьи 5 Закона. Обоснование законности не является обязанностью гражданина. Это должны установить органы и должностные лица, на которых Законом возложена обязанность рассмотреть обращение и дать мотивированный ответ. Для определения правомерности (законности) обращений граждан Законом устанавливаются соответствующие сроки (15 дней, 1 месяц, 2 месяца). Это свидетельствует о том, что законность обращения должна устанавливаться не на стадии предварительной записи на прием, а в ходе его рассмотрения.

Обязанность государственных служащих в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и разрешать их в порядке, установленном законодательством, статьей 21 Закона "О государственной службе в Республике Беларусь" отнесена к числу их основных обязанностей.

Это не исключает права гражданина, полагающего, что его права ущемлены, обратиться с жалобой в суд на неправомерные, по его мнению, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом.

Руководствуясь статьей 7, частью первой статьи 116, частью четвертой статьи 122 Конституции Республики Беларусь, статьями 7, 36, 38, 40, 401 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд

РЕШИЛ:

1. Признать Положение о порядке приема граждан в Минском городском исполнительном комитете, утвержденное решением Минского городского исполнительного комитета от 1 октября 2002 г. № 1430, в части, фактически исключающей возможность устного обращения граждан на личном приеме, а также устанавливающей необходимость обоснования гражданами законности своих требований, не соответствующим частям первой, третьей и четвертой статьи 5 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан".

2. Обратить внимание Минского городского исполнительного комитета, других местных исполнительных и распорядительных органов на необходимость надлежащего обеспечения конституционного права граждан на подачу обращений в государственные органы, в том числе права на устные обращения на личном приеме.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                    Г.А. Василевич