Безусловно, вопросы верховенства Конституции должны более широко освещаться во всех юридических изданиях. Формирование конституционного мышления и правосознания у граждан страны – важнейшая составляющая конституционной законности.
В этой связи могу отметить, что в юридических изданиях Беларуси, количество которых в настоящее время достаточно велико, находят отражение, хотя может быть, и не так часто, как хотелось бы, материалы, посвященные Конституции – Основному Закону страны. Их авторами являются ученые и практики, в том числе судьи Конституционного Суда и работники его Секретариата. В этих публикациях освещаются также вопросы деятельности Конституционного Суда как органа конституционного контроля.
Статья 24 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. «О статусе военнослужащих» действительно предусматривала, что женам офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядовых, время проживания с мужем в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства, но не более десяти лет, засчитывается в стаж работы, дающий право на пенсию.
В настоящее время Закон от 13 ноября 1992 г. утратил силу в связи с Законом от 4 января 2010 г. «О статусе военнослужащих». Закон от 4 января 2010 г. нормы, аналогичной приведенной выше норме Закона от 13 ноября 1992 г., не содержит.
Современное государство сложно представить без основополагающего акта, в котором закреплены в первую очередь основы устройства общества и государства, статус личности, механизм осуществления государственной власти. Помимо этого, конституция – основа основ всего текущего законодательства. Поэтому закономерно, что во всех постсоветских государствах приняты современные национальные конституции, как и в Республике Беларусь. Те страны, о которых Вы упомянули, имеют свои правовые традиции, обусловившие отсутствие единого акта со статусом национальной конституции, но в них существует ряд законов, закрепляющих предмет конституционно-правового регулирования, о котором я сказал выше.
Конституция – основной закон государства и общества, можно сказать, стержень, основополагающая конституционно-правовая база их формирования и развития, в силу чего ее содержание отражает не только складывающиеся общественные отношения, соответствующие национальным, духовным традициям и ценностям государства, но и создает перспективы конституционно-правового развития общества.
Конституция Республики Беларусь — нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, «закон законов», основной источник права, закрепляющий базовые конституционно-правовые нормы. В дальнейшем эти нормы развиваются в других отраслях права. При этом очень важно, чтобы, развиваясь в законодательстве, нормы и принципы, заложенные в Конституции, не искажались. И здесь, как Вы знаете, ключевая роль отведена специальному органу, призванному обеспечивать верховенство Конституции – Конституционному Суду Республики Беларусь. Другой аспект верховенства Конституции – деятельность всех государственных органов, субъектов хозяйствования, организаций, граждан в строгом соответствии с Основным Законом.
Что касается прямого действия Конституции, безусловно, Конституция Республики Беларусь имеет прямое действие. Под этим понимается как прямое регулирующее воздействие Конституции на общественные отношения, так и непосредственное действие конституционных норм, развитие положений Конституции в законодательстве и правоприменении.
В 2008 году на законодательном уровне Конституционному Суду Республики Беларусь были предоставлены полномочия по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов, принятых Парламентом на стадии до их подписания Президентом Республики Беларусь. За прошедший год Конституционным Судом проверена конституционность 104 таких законов.
Работа в этом направлении совершенствуется, и в наступившем 2010 году основным приоритетом деятельности Конституционного Суда будет являться качественное осуществление предварительного контроля конституционности всех законов, принятых Парламентом с целью обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан, выработки действенного механизма реализации их на практике.
Процесс создания Союзного государства обусловлен не только правовыми, но и политическими, экономическими и социальными факторами. Что касается возможности внесения изменений и дополнений в конституции Беларуси и Российской Федерации, то такой ситуации я не исключаю, так как, например, при создании Евросоюза изменения вносились в конституции ряда стран.
Вместе с тем следует обратить внимание, что статьей 8 Конституции Республики Беларусь предусмотрена возможность в соответствии с нормами международного права на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Статья 79 Конституции Российской Федерации также установила, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя.
Уже из самой природы Конституционного Суда Республики Беларусь, его полномочий, закрепленных статьей 116 Конституции Республики Беларусь, другими законодательными актами, вытекает, что именно Конституционный Суд призван обеспечивать верховенство Конституции, ее непосредственное действие на территории нашего государства, осуществлять контроль за конституционностью нормативных правовых актов, в целом утверждать законность в нормотворчестве и правоприменении.
Конституционный Суд является той, образно говоря, «лакмусовой бумажкой», которая выявляет конституционность нормотворчества всех без исключения государственных органов. Таким образом, Конституционный Суд стоит на страже конституционного строя, конституционных прав и свобод граждан.
Конституционный Суд Республики Беларусь не принимает участия в разработке Конституционного акта Союзного государства.
Решение вопросов, связанных с доработкой указанного документа, находится в ведении Высшего Государственного Совета Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
В последнее время государственные органы Республики Беларусь последовательно реализуют в нормативных правовых актах содержащиеся в решениях Конституционного Суда правовые позиции, предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Всего в течение 2009 года реализованы правовые позиции и предложения по устранению пробельности и коллизий в законодательстве, сформулированные в 22 решениях Конституционного Суда, в том числе правовые позиции, содержащиеся в решениях Суда, принятых в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов перед их подписанием Президентом Республики Беларусь.
Сроки исполнения решений Конституционного Суда различны, они зависят от многих факторов. Конституционный Суд Республики Беларусь в большинстве случаев не устанавливает какого-либо срока для исполнения своих решений.
По своему функциональному предназначению Конституционный Суд Республики Беларусь является судебным органом конституционного контроля.
В соответствии с Конституцией и законодательством граждане не обладают правом обращаться в Конституционный Суд с так называемой конституционной жалобой о проверке конституционности нормативного правового акта. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность реализации права на обращение в Конституционный Суд в опосредованной форме.
Так, в частности, граждане и организации могут обращаться с инициативой о такой проверке к органам и лицам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта.
Кроме того, согласно частям восьмой и девятой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей по результатам рассмотрения в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» направленных непосредственно в Конституционный Суд обращений граждан Конституционный Суд в защиту их конституционных прав и законных интересов вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в Палату представителей, Совет Республики, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции.
Судебный прецедент – вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.
В правовой системе Республики Беларусь судебный прецедент не является источником права, поскольку судебные постановления, принимаемые по конкретным делам, не отвечают признаку нормативности: они адресуются сторонам по делу, и, следовательно – не распространяются на неопределенное число лиц.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к нормативным правовым актам относятся постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, принимаемые на основании материалов обобщения судебной практики рассмотрения хозяйственных споров.
Оценка института присяжных заседателей, причем как в государствах, где он введен (например, в России), так и в Беларуси неоднозначна.
Согласно статье 113 Конституции Республики Беларусь дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.
Наше законодательство предусматривает, что уголовные дела большой общественной опасности, когда законом предусматриваются суровые меры наказания за содеянное, вплоть до пожизненного заключения и смертной казни, рассматриваются коллегией в составе судьи и двух народных заседателей. Такая форма участия граждан в осуществлении правосудия подтвердила свою эффективность, востребованность. В связи с этим оснований для отказа от института народных заседателей либо замены другой формой участия в судах представителей гражданского общества (присяжных заседателей) в судопроизводстве в настоящее время не имеется.
Государственные органы и должностные лица, уполномоченные вносить Конституционному Суду предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов, как известно, определены статьей 116 Конституции Республики Беларусь. Включение в данный перечень граждан потребует дополнения указанной статьи Конституции.
Отсутствие у граждан права на непосредственное обращение в Конституционный Суд с предложением о проверке конституционности нормативного правового акта – права на конституционную жалобу может быть восполнено реализацией предоставленного гражданам и организациям частью третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей права обращаться с инициативой о такой проверке к органам и лицам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта, так называемый опосредованный доступ к конституционному правосудию.
В 2009 году гражданами и организациями в уполномоченные органы, в том числе в палаты Парламента, было направлено более 100 обращений с просьбой внести в Конституционный Суд предложение о проверке конституционности нормативных правовых актов.
В сложившихся условиях особое значение приобретает наличие четкой, нормативно закрепленной процедуры действий уполномоченных субъектов при получении ими от граждан и организаций обращений с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта. Исходя из этого, Конституционный Суд в решениях от 26 марта 2009 г. предложил Совету Министров, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания внести соответствующие изменения и дополнения в их регламенты, направленные на установление порядка принятия решений о поддержке или отклонении таких обращений.
В соответствии со статьей 24 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
Позиция Конституционного Суда Республики Беларусь по данному вопросу изложена в Заключении Конституционного Суда от 11 марта 2004 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни».
Конституционный Суд полагает, что Конституция Республики Беларусь допускает применение наказания в виде смертной казни, определяя одновременно его исключительный и временный характер.
Конституционный Суд в указанном Заключении отметил, что часть третья статьи 24 Конституции Республики Беларусь, установившая возможность применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания лишь до ее отмены, позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. Данный вопрос может быть решен Главой государства и Парламентом.
Конституционный Суд является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. Участие Конституционного Суда в формировании законодательства о производстве и использовании атомной энергии заключается в проверке конституционности соответствующих нормативных правовых актов.
Предложения о проверке в порядке последующего контроля нормативных правовых актов, регулирующих вопросы производства и использования атомной энергии, Конституционному Суду не вносились.
Осуществляя обязательный предварительный контроль конституционности законов, Конституционный Суд рассмотрел, в частности, вопросы о конституционности законов: от 30 июля 2008 г. «Об использовании атомной энергии», от 6 ноября 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения», от 9 ноября 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам использования атомной энергии».
Решениями Конституционного Суда соответственно от 10 июля 2008 г., 30 октября 2008 г., 29 октября 2009 г. названные законы признаны соответствующими Конституции Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь активно взаимодействует со своими коллегами из различных стран мира. С отдельными из них, в частности с Конституционным Судом Азербайджана, Конституционным Судом Украины, заключены меморандумы о сотрудничестве. Конституционный Суд Беларуси – один из учредителей Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии, которая была создана в 1997 году, ассоциированный член Конференции европейских конституционных судов. Делегации Конституционного Суда постоянно участвуют в конференциях и конгрессах, проводимыми нашими коллегами, мы обмениваемся опытом, различными материалами, документами, соответствующими изданиями. География сотрудничества достаточно обширна. В прошлом году мы принимали делегацию из Верховного Суда Индии, участвовали во Всемирной конференции по конституционному правосудию в ЮАР.
Безусловно, приоритетом является укрепление сотрудничества с конституционными судами стран СНГ и Европы. Мы активно взаимодействуем с Конституционным Судом Российской Федерации, изучаем богатый опыт конституционного правосудия наших коллег. С введением предварительного конституционного контроля анализируем опыт Конституционного Совета Франции.
Достаточно плодотворно развивается наше сотрудничество с Европейской комиссией за демократию через право, известной как Венецианская комиссия. В настоящее время у нас запланирована совместная конференция на апрель этого года на тему «Теоретические и практические аспекты, связанные с индивидуальной конституционной жалобой в европейской модели конституционного правосудия».
Как я понимаю, в вопросе имеется в виду Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Согласно конституционным нормам Республика Беларусь может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Кроме Союзного государства, Республика Беларусь входит в состав СНГ, ЕврАзЭС и других международных объединений. В настоящее время три государства – Беларусь, Россия и Казахстан – вышли на такой уровень межгосударственной интеграции, как таможенный союз.
Что касается процессов интеграции в Европе, то чтобы оценить эффективность той или иной формы интеграции, нужно время. Не следует забывать, что от Маастрихтского договора до Лиссабонского прошло более пятнадцати лет, а в свою очередь от Евратома, Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества – более пятидесяти. И сегодня внутри ЕС существуют разные уровни интеграции в различных сферах и каждое государство определяет для себя наиболее приемлемые условия. Полагаю, процессы интеграции нельзя искусственно подстегивать, они должны проходить объективно.
Вступление Беларуси в Совет Европы в качестве полноправного члена – вопрос обозримого будущего. Но уже сейчас наше государство участвует в работе различных структур Совета Европы на правах ассоциированного членства. Например, Беларусь является ассоциированным членом Европейской комиссии за демократию через право – одного из авторитетных органов Совета Европы. Конституционный Суд Республики Беларусь активно сотрудничает с данной Комиссией и через нее – с органами конституционного контроля европейских государств. Пока мы не станем членами Совета Европы, юрисдикция Европейского Суда по правам человека на Республику Беларусь не распространяется и, соответственно, проекты изменений в законодательство, связанные с исполнением его решений, не разрабатываются. Однако уже сейчас при формулировании правовых позиций Конституционный Суд стремится учитывать важнейшие доктринальные решения Европейского Суда по правам человека.
Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации» введена обязательная дактилоскопическая регистрация военнообязанных.
Закон рассмотрен Конституционным Судом в порядке предварительного конституционного контроля. В решении от 24 декабря 2009 г. Конституционный Суд отметил, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» воинская служба представляет особый вид государственной службы. Этими требованиями обусловлен особый правовой статус военнообязанных, который предполагает в том числе определенные ограничения их прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы. Проведение обязательной дактилоскопической регистрации военнообязанных не может рассматриваться как необоснованное ограничение конституционных прав этой категории граждан, поскольку указанные ограничения соразмерны конституционно значимым целям.
В части второй статьи 57 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом. Тем самым Основной Закон не рассматривает воинскую службу в качестве единственной и безусловной формы реализации обязанности граждан по защите Республики Беларусь.
На необходимость незамедлительного принятия закона об альтернативной службе или внесения изменений и дополнений в Закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» с целью определения механизма реализации права граждан на альтернативную службу Конституционный Суд указывал еще в решении от 26 мая 2000 г. «О некоторых вопросах реализации статьи 57 Конституции Республики Беларусь», а также в ежегодных посланиях о состоянии конституционной законности в республике. Действительно, до настоящего времени основания, условия замены воинской службы альтернативной и порядок ее прохождения на законодательном уровне не нашли своего закрепления. Вместе с тем следует отметить, что в феврале текущего года Президентом Республики Беларусь поручено разработать проект закона об альтернативной службе.