EngРусБел
Интернет-конференция 15.03.2011
 

15 марта 2011 года в Белорусском телеграфном агентстве состоялась Online-конференция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П. на тему «Конституционный Суд на защите прав граждан», посвященная Дню Конституции.

Валентина Сидоревич, Пинск:
Как бы вы оценили минувший год в работе Конституционного суда?

Петр Миклашевич:
Конституционный суд Республики Беларусь – это орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. На Конституционный суд возложены задачи обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории Республики Беларусь, соответствия нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждения законности в нормотворчестве и правоприменении.

Указанные задачи реализуются Конституционным судом путем осуществления полномочий, предоставленных ему Основным Законом и иными законодательными актами. Прежде всего это проверка конституционности нормативных правовых актов. В 2010 году в порядке осуществления обязательного предварительного контроля Конституционный суд проверил конституционность 129 законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до подписания их Президентом Республики Беларусь.

 

Наша деятельность по обязательному предварительному контролю конституционности законов была нацелена на предупреждение нарушений конституционной законности, исключение возможных негативных последствий действия неконституционных норм законов, достижение единообразия правоприменительной практики. Это способствует повышению качества законов, эффективности правового регулирования в целом.

Конституционный суд в решениях, принятых в порядке предварительного контроля, сформулировал более 50 правовых позиций, направленных на выявление конституционно-правового смысла норм законов, полноту реализации в законах положений международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь.

Екатерина Дрозд, Минск:
Какие вопросы будут актуальными для Конституционного суда в текущем году?

Петр Миклашевич:
В текущем году мы будем продолжать работу по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов, изучать вопросы, связанные с наличием в актах законодательства пробелов и противоречий.

Реализация новых полномочий выявила необходимость совершенствования законодательного регулирования конституционного судопроизводства, и в текущем году планируется подготовка и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона «О конституционном судопроизводстве». Принятие данного закона позволит повысить эффективность выполнения Конституционным судом своих полномочий, осуществления возложенных на него задач в целом.

Виктор Феликсович Барыкин, Минск:
Самой, пожалуй, важной можно считать ту главу Конституции, которая обеспечивает нам права, свободы и обязанности. Но в некоторых постановлениях Конституционного суда, когда обосновывается решение, встречается фраза о возможности ограничения прав личности в интересах общества. В каких случаях интересы общества ставятся выше прав человека?

Петр Миклашевич:
Право как норма свободы означает, что свобода личности не абсолютна. Основными границами прав и свобод человека являются права и свободы других лиц.

Статья 23 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Подобные ограничения предусмотрены не только Конституцией Республики Беларусь, но и Основными Законами большинства стран мира в соответствии с нормами Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах.

При оценке конституционности законов Конституционный суд проверяет соразмерность устанавливаемых в законах ограничений прав и свобод граждан, то есть соблюден ли при этом принцип пропорциональности, предполагающий соблюдение баланса между государственными и общественными интересами и необходимостью защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций при введении законодательных ограничений. 

Василий, Минск:
Чем сегодня Конституция является в большей мере - декларацией наших прав и свобод или инструментом по их защите?

Петр Миклашевич:
Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 года, закрепила основы конституционного строя и важнейшие принципы устройства общества и государства; определила субъектов и механизм осуществления государственной власти; закрепила основные права, свободы и обязанности граждан; определила основы взаимоотношений личности, общества и государства.

Конституция непосредственно влияет на законотворческий процесс и правоприменительную практику, выступает ориентиром для совершенствования правовой системы и конституционного контроля.

В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Поэтому, проверяя конституционность законов, Конституционный суд определяет, в достаточной ли мере закреплены в них правовые механизмы, дающие возможность реально обеспечить права и свободы граждан. Обеспечение условий их полной реализации является приоритетным направлением в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их конституционной обязанностью.

Иван Петрович, Брест:
Как вы считаете, есть ли в настоящее время необходимость вносить поправки в действующую Конституцию? Если да, то каких правоотношений это касается? Необходима ли Беларуси конституционная реформа?

Петр Миклашевич:
Сегодня мы отмечаем День Конституции, которая была принята 15 марта 1994 года. Конституция нашей страны действует 17 лет, что по историческим меркам составляет небольшой отрезок времени.

День Конституции - это государственный праздник, и он включает многое. Принятие Конституции 15 марта 1994 года явилось событием исторического значения. Это был важнейший шаг в жизни нашего молодого суверенного государства, поворотный момент в новейшей истории Беларуси. Он определил основы государственного устройства в стране, определил права, свободы и обязанности граждан. Этот закон - Конституция - живой. Он действует, по нему строится экономическая и политическая жизнь в государстве.

Сегодня налицо те результаты, которые основной закон дал нашей стране. Мы достигли стабильного экономического роста и роста благосостояния человека, защищенности во всех вопросах. Права, предоставленные Конституцией, реально обеспечены.

В основе Конституции Республики Беларусь лежат демократические стандарты, признанные на международном уровне, лучшие образцы конституций, созданных на европейском континенте.

Конституция может изменяться или дополняться в соответствии с изменяющейся реальностью. Такой период был в 1996 году, когда на референдуме были внесены соответствующие изменения и дополнения, позволившие достичь оптимального баланса властных полномочий Президента, парламента и правительства. Прошедшие годы показали, что Конституция действительно является правовой гарантией стабильности политической, экономической и социальной жизни общества и государства. И в настоящее время необходимости изменять государственно-властный механизм нет. Стабильность Конституции позволяет нашему государству и обществу развиваться эффективно и гармонично.

Марина, Могилев:
Помимо организаций, в Конституционный суд обращаются и граждане. Какие вопросы их волнуют?

Петр Миклашевич:
Ежегодно к нам поступает около полутора тысяч обращений граждан. В обращениях ставятся различные вопросы, в том числе о проверке конституционности нормативных правовых актов; о необходимости внесения в акты законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных правовых актов; о толковании действующих нормативных правовых актов, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.

Обращения граждан рассматриваются с учетом полномочий Конституционного суда. В частности, ряд принятых нами решений основан на анализе информации о наличии правовых пробелов, коллизий и правовой неопределенности в актах законодательства, содержащейся в обращениях граждан и организаций.

Следует также отметить, что большая часть поступающих обращений (около 90%) не связана с полномочиями Конституционного суда и касается вопросов правоприменения. Это, в частности, обращения, подлежащие рассмотрению в порядке уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правоотношениях. 


Вместе с тем возбуждать производства и выносить заключения о конституционности нормативных правовых актов на основании обращений граждан Конституционный суд не вправе. В правовой системе Республики Беларусь предусмотрена особая форма косвенного доступа граждан и организаций к конституционному правосудию – через субъекты, уполномоченные обращаться с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный суд. Граждане вправе обращаться с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный суд предложений о проверке конституционности акта.

По мнению Конституционного суда, изложенному в Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2010 году, в условиях отсутствия непосредственного права граждан на подачу конституционной жалобы в Конституционный суд необходимо установить четкую правовую регламентацию косвенного доступа через уполномоченных субъектов. Такая процедура даст возможность реализовывать инициативы граждан и организаций о проверке конституционности нормативных правовых актов.

Анна Валентиновна, Минск:
Как вы оцениваете реализацию конституционного принципа «социального государства» у нас в стране?

Петр Миклашевич:
Построение демократического социального правового государства является конституционной целью. Конституция закрепила большой блок социально-экономических прав и свобод граждан. И важнейшей задачей всех государственных органов является создание надлежащих условий для реализации человеком своих социальных и экономических прав в полном объеме.

В Беларуси ведется целенаправленная работа по повышению благосостояния наших граждан. На четвертом Всебелорусском народном собрании были одобрены основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, которая направлена на достижение нового уровня качества жизни народа.

В своих решениях мы обращаем внимание законодателей и правоприменителей на необходимость последовательно развивать конституционное содержание принципа социального государства, на реальное обеспечение социально-экономических прав граждан.

Т.Шелег, Минск:
Нынешний год объявлен Годом предприимчивости. Что нужно сделать для того, чтобы экономические интересы субъектов хозяйствования и граждан были еще больше защищены?

Петр Миклашевич:
Конституционный суд, осуществляя проверку конституционности нормативных правовых актов экономического содержания, вносит предложения об устранении имеющихся в них коллизий и пробелов.

В решениях, принятых в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов экономического содержания, Конституционный суд формулировал правовые позиции о развитии в законах норм и принципов Конституции, предоставляющих всем равные права в целях осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантий равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В Послании Конституционного суда о состоянии конституционной законности в 2010 году впервые отмечено, что на основании конституционных положений в Республике Беларусь создаются условия и механизмы формирования конституционной экономики как важнейшей составляющей построения социального государства.

Максим, Гродно:
Какими основными принципами с точки зрения Конституционного суда должен руководствоваться законодатель при регулировании конституционно-правовой ответственности?

Петр Миклашевич:
Статьей 59 Конституции установлено, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

При этом не только государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, но и гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

В основе регулирования конституционно-правовой ответственности должен быть баланс не только властных полномочий и интересы гражданина, но и баланс прав и обязанностей, предполагающий как ответственность государства, так и ответственность гражданина за действия, совершенные против интересов государства и человека. 

Ирина Николаевна Наплеха, Витебск:
Депутаты Палаты представителей 23 февраля приняли постановление «О предложении Конституционному Суду Республики Беларусь об изложении позиции о соответствии Закона Республики Польша «О Карте поляка» общепризнанным принципам и нормам международного права». Исходя из каких принципов будет строиться позиция КС по данному вопросу?

Петр Миклашевич:
В соответствии с законодательными актами Конституционный суд Республики Беларусь по предложению уполномоченных субъектов излагает свою позицию о документах, которые принимаются иностранными государствами или международными организациями и затрагивают интересы Республики Беларусь. Суд рассматривает вопрос соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

В Конституционный суд поступило предложение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь изложить свою позицию в отношении Закона Республики Польша «О Карте поляка». Данное предложение принято Конституционным судом к производству. В настоящее время ведется подготовительная работа для рассмотрения данного вопроса.

В связи с тем, что вопрос по Закону «О Карте поляка» будет рассмотрен Конституционным судом, я не вправе давать какой-либо предварительный комментарий.

Сергей, Брест:
Предусмотрена ли в Беларуси ответственность судьи за вынесение неправильного решения? Существует ли такая практика в других странах?

Петр Миклашевич:
В Беларуси, как и в других странах, предусмотрена ответственность судьи в определенных случаях. В соответствии со статьей 111 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия; за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь; за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

За вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта установлена уголовная ответственность (ст. 392 УК).

Ксения, Гомель:
Как вы оцениваете перспективы развития третейского разбирательства в Беларуси?

Петр Миклашевич:
В Республике Беларусь действуют системы общих и хозяйственных судов, обеспечивающие возможность физическим и юридическим лицам реализовывать конституционное право на судебную защиту, закрепленное в статье 60 Конституции. Вместе с тем конституционные нормы не исключают право граждан и организаций по своему усмотрению разрешать возникший спор не в судебном органе государства, а в третейском суде. Такой способ разрешения споров, возникающих из имущественных правоотношений, в некоторых случаях характеризуется определенными преимуществами и является более приемлемым для участников данных отношений.

В связи с развитием в стране гражданского оборота, разнообразием экономических отношений создаются объективные предпосылки для расширения использования третейского разбирательства.

Валерий, Минск:
Считается, что Венецианская комиссия сыграла ключевую роль в принятии восточноевропейскими странами конституций, соответствующих стандартам европейского конституционного наследия. Какова ее роль в становлении и развитии конституционализма в странах Содружества, в том числе в Беларуси?

Петр Миклашевич:
Европейская комиссия «За демократию через право» Совета Европы (Венецианская комиссия) является признанным на международном уровне независимым консультативным и экспертным органом.
Республика Беларусь неоднократно направляла в комиссию для экспертизы проекты законов, в том числе в 2003 году проект Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь».

Конституционный суд нашей страны имеет многолетний опыт конструктивного сотрудничества с Венецианской комиссией как посредством проведения совместных конференций и семинаров, так и путем активного участия в деятельности органов конституционного правосудия, работающих под эгидой комиссии (Конференция европейских конституционных судов, Всемирная конференция по конституционному правосудию). Проведен ряд совместных семинаров и конференций. Так, в 2010 году в Минске проведена международная научно-практическая конференция на тему «Теоретические и практические аспекты, связанные с индивидуальной конституционной жалобой в европейской модели конституционного правосудия».

С 16 октября 2010 года представителем Республики Беларусь как ассоциированного члена Венецианской комиссии является заместитель председателя Конституционного суда Республики Беларусь Марыскин А.В.

Загоровский Антон Павлович, Витебск:
Как известно, КС будет разрабатывать законопроект "О конституционном судопроизводстве", который будет предусматривать институт конституционной жалобы. Будет ли КС предоставлять общественности доступ к самому проекту, дабы можно было представить свои мысли, замечания и т.д. касательно законопроекта?

Петр Миклашевич:
В основном законе нашей страны - Конституции - был учрежден специальный институт конституционного контроля. Был создан специальный орган - Конституционный суд. То есть задача КС - осуществлять конституционный контроль всех нормативно-правовых актов, принятых госорганами. Нормы каждого такого акта должны соответствовать нормам Конституции.

Напомню, что в 1994 году был принят специальный закон о КС, где регламентируется его деятельность, в том числе процессуальные аспекты. Затем в 2006 году был принят Кодекс о судоустройстве и статусе судей, которым были определены принципы единства судебной системы нашей страны, основные принципы деятельности судебной власти: КС, системы общих судов во главе с Верховным судом, системы хозяйственных судов во главе с Высшим хозяйственным судом. Этим же законом было предусмотрено регламентирование, уже на новом уровне, процессуальной деятельности КС.

И вот в этом году действительно Национальному центру законопроектной деятельности и КС поручено разработать проект упомянутого в вопросе закона. Работа в этом направлении проводится, уже имеются определенные варианты такого законопроекта.

Но здесь не совсем точно сформулирован вопрос. Введение права граждан напрямую обращаться в КС не предусмотрено в проекте. Напомню, что ст.116 Конституции определяет субъектов, которые правомочны обращаться в КС: Президент, обе палаты парламента, правительство, Верховный и Высший хозяйственный суды. Чтобы предоставить гражданам право обращаться в КС напрямую, это нужно решать на конституционном уровне. Сегодня такой необходимости нет. У нас на законодательном уровне предусмотрен косвенный доступ. То есть гражданин или организация вправе обратиться с инициативой о проверке конституционности того или иного нормативного правового акта к уполномоченным субъектам. При наличии достаточных оснований последние могут обратиться в КС.

Добавлю, что во многих странах Европы и постсоветского пространства также нет института конституционной жалобы, то есть право прямого обращения граждан в КС. Например, к этим странам относятся Франция, Болгария, Казахстан, Молдова, страны Балтии... Это обусловлено тем, что КС должен рассматривать наиболее значимые вопросы, связанные с законодательным регулированием. Мы сегодня как раз работаем над тем, чтобы у нас был развит законодательный механизм косвенного обращения граждан через уполномоченных субъектов. 

Олег, Могилев:
Несколько лет ведутся разговоры о введении альтернативной службы. На Ваш взгляд, нужно ли активизировать разработку соответствующего законопроекта?

Петр Миклашевич:
Возможность замены воинской службы альтернативной предусмотрена в части второй ст. 57 Конституции Беларуси. Тем самым Основной Закон не рассматривает воинскую службу в качестве единственной и безусловной формы реализации обязанности граждан по защите нашей страны.

На необходимость принятия закона об альтернативной службе или внесения изменений и дополнений в закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", чтобы определить механизм реализации права граждан на альтернативную службу, Конституционный суд уже указывал, в частности, в 2000 году.

Но, действительно, до настоящего времени основания, условия замены воинской службы альтернативной и порядок ее прохождения на законодательном уровне не нашли своего закрепления. Однако в феврале 2010 года Президент Беларуси поручил разработать проект закона об альтернативной службе. Была создана межведомственная рабочая группа для его подготовки. Сейчас разработанный законопроект находится в Совете Министров, проходит необходимые согласования. Он может в скором времени поступить в парламент.

Семашко Петр, Гомель:
В прошлом году в Беларуси была принята новая Концепция национальной безопасности. Государственный секретарь Совета Безопасности Леонид Мальцев недавно заявил, что по своей важности Концепция национальной безопасности занимает второе место после Конституции? А как Вы оцениваете этот документ? Какое место он занимает в правовой системе?

Петр Миклашевич:
Наша Конституция, в отличие от советского варианта, провозгласила человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью государства. И, конечно, обеспечить свободное и достойное развитие личности, защиту экономических и социальных интересов граждан государство может только в условиях сохранения своей независимости, территориальной целостности, незыблемости конституционного строя и суверенитета.

Концепция национальной безопасности призвана консолидировать усилия и повысить эффективность деятельности госорганов, других организаций и граждан страны по обеспечению безопасности нашей республики, защите ее национальных интересов. В этом документе сформулированы важнейшие цели и направления государственной политики, охватывающие все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства.

Концепцией предложены перспективные направления развития организационных и правовых основ обеспечения нацбезопасности. Их определяющий фактор - всестороннее совершенствование механизмов защиты конституционных прав и свобод, законных интересов личности, открытости всех сфер деятельности государства для общества. Концепция нацбезопасности - это та основа, которая позволит всем субъектам обеспечения национальной безопасности осуществлять согласованную нормотворческую и правоприменительную деятельность для решения задач обеспечения национальной безопасности в соответствии с их правовым статусом.

Четкое определение целей, задач и принципов нацбезопасности, а также мер по ее обеспечению, их надлежащее правовое закрепление актом Президента необходимы для дальнейшего роста политического и экономического потенциала нашего общества и государства.

При этом надо найти разумный баланс интересов человека и государства, чтобы последнее не доминировало, а создавало условия для развития личности во всех ее аспектах. Концепция строилась именно с учетом этого и других конституционных положений, а не в отрыве от них.

Войтенков Владимир, Минск:
Как относится Конституционный суд к тому, чтобы ежегодно размещать в Интернете сведения о декларируемых доходах, об имуществе государственных служащих и членов их семей, в частности лиц, назначенных на высшие государственные должности Республики Беларусь? Не ограничивают ли такие требования права и свободы этих людей и членов их семей?

Петр Миклашевич:
Обязанность ежегодного декларирования доходов и имущества госслужащих и членов их семей предусмотрена, в частности, законами "О государственной службе в Республике Беларусь" и "О борьбе с коррупцией".

Каждое лицо, которое поступает на госслужбу, получает, с одной стороны, властные полномочия, а с другой - сталкивается с определенными ограничениями, поскольку является представителем власти.

Декларирование доходов госслужащими необходимо не просто ради праздного интереса, а для того чтобы они добросовестно, честно выполняли возложенные на них функции и не получали иных доходов, не предусмотренных порядком прохождения государственной службы.

Конституция, конечно, предусматривает право на частную жизнь. Но существуют общественные интересы, и эффективность борьбы с коррупцией во многом зависит от того, насколько открыто ведется эта борьба. В ряде государств звучат и принимаются предложения не просто о подаче декларации, а об опубликовании этой информации для ознакомления широкой общественности.

Нарушения конституционных норм в части требования декларировать доходы госслужащих и членов их семей не имеется, поскольку статья 23 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Так вот, борьба с коррупцией - одно из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности. Поэтому в интересах национальной безопасности и для того, чтобы госаппарат не был поражен коррупцией, необходимо, в частности, чтобы госслужащие декларировали доходы.

Закономерно также и требование для членов семей госслужащих декларировать доходы. Так как известны примеры, когда в других государствах у чиновников высокого уровня ничего нет, а у их родственников - огромное состояние.

Алексеев Виктор, Минск:
Как Конституционный суд Республики Беларусь расценивает события, происходящие в арабских странах, направленные на изменение государственного строя, и как подобные действия квалифицируются законодательством этих стран?

Петр Миклашевич:
События, происходящие в странах арабского мира, являются внутренним вопросом этих государств, Конституционный суд Республики Беларусь не вправе давать им оценку.

Поэтому как председатель Конституционного суда я не вправе давать политическую оценку событиям, которые происходят в других странах. Но как юрист и специалист по конституционному праву могу сказать следующее: в любой стране надо жить по основному закону этой страны - по Конституции.

В странах, о которых идет речь, сделана попытка смены власти неконституционным путем. Моя оценка такова: надо жить по Конституции, пользоваться основными правами и свободами, выполнять обязанности, которые Конституция возлагает на граждан и организации.

Екатерина, Ошмяны:
Появятся ли в Беларуси омбудсмены (уполномоченные по правам человека)? Знаю, что ранее вы поддерживали инициативу по введению в нашей стране института омбудсмена?

Петр Миклашевич:
Омбудсмен - это уполномоченный по правам человека. Во многих европейских государствах и постсоветских странах такой институт утвержден. Его еще называют парламентский защитник или народный защитник. Суть этого института заключается в следующем: любой гражданин вправе обратиться к такому уполномоченному лицу, если он считает, что его права нарушены. Вместе с тем это лицо, по существу, не наделено полномочиями разрешать вопросы, которые ставит гражданин, но уполномочено требовать от соответствующих государственных органов и должностных лиц принять все необходимые меры, чтобы была восстановлена законность и справедливость. А в случае, если были нарушены права гражданина, чтобы они были должным образом защищены. Поэтому мы, как судьи Конституционного суда, и я лично, в принципе, поддерживаем, чтобы в ближайшей перспективе в нашем государстве был введен такой институт. Это является дополнительной гарантией защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Сухарчик Ольга, Жлобин:
Когда речь заходит о судах, невольно вспоминаешь фразу Чацкого из "Горе от ума": "А судьи кто?" Судьи Конституционного суда - это, можно сказать, высший пилотаж судейства. Какими профессиональными качествами должны обладать те, кто претендует на пост судьи Конституционного суда? По каким принципам проходит их предварительный отбор? Сколько судей в Конституционном суде Беларуси?

Петр Миклашевич:
Состав КС и требования к его судьям определены на конституционном уровне. В КС входят 12 судей, 6 из которых назначает Президент Беларуси, а еще 6 - Совет Республики. Это делается на паритетной основе именно для объективного и независимого осуществления конституционного правосудия.

Требование к судьям КС одно. Они должны иметь высокую профессиональную подготовку, отличаться честностью и принципиальностью, обладать авторитетом. Решения КС основаны именно на высоком авторитете судей. Именно поэтому в состав КС у нас входят и доктора наук, и кандидаты, и люди, которые занимали высокие государственные посты или работали в правовой системе. Судье нужно обладать высоким профессиональным и жизненным опытом, чтобы высокопрофессионально и ответственно разрешать вопросы конкретных дел.

Алесь, Барановичи:
Петр Петрович! Как глава Конституционного суда и бывший генпрокурор скажите, обеспечено ли в полной мере право граждан на адвокатскую помощь? Можно ли сказать, что у всех есть беспрепятственный доступ к адвокатам? И наоборот: адвоката к клиенту?

Петр Миклашевич:
Статья 62 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде и других организациях. То есть право на помощь со стороны адвокатов и оказание юридической помощи - это конституционное право наших граждан. Чтобы это право действительно обеспечивалось в стране, создана система адвокатуры. На данном этапе идет процесс ее совершенствования. Поставлена задача разработать новый закон "Об адвокатуре", который в полной мере обеспечивал бы доступность адвокатской помощи для граждан и получение высококвалифицированной помощи адвокатов для защиты законных прав и интересов граждан.

Конституционный суд также неоднократно в своих решениях обращал внимание на актуальные вопросы обеспечения реализации предусмотренного в статье 62 Конституции права граждан на юридическую помощь. Принятые Конституционным судом решения по указанным вопросам в основном реализованы.

Возникающие на практике вопросы относительно обеспечения рассматриваемого конституционного права в каждом конкретном случае подлежат разрешению в установленном законодательством порядке.

Мещерекова Рита, Витебск:
Как и другие белорусские чиновники, вы в последнее время часто проводите личный прием граждан, в том числе с выездом на места - на предприятия, в организации, местные исполкомы. Какие обращения чаще всего поступают от людей? Насколько эффективно, на ваш взгляд, такое непосредственное общение чиновников с людьми? Стоит ли делать такое общение системным или достаточно периодических "походов в народ"?

Петр Миклашевич:
Очень важно общение судей Конституционного суда непосредственно с гражданами, чтобы, во-первых, убедиться, как работают конституционные нормы на практике, насколько осведомлены наши граждане о своих правах и свободах, а во-вторых, в какой мере государственные органы обеспечивают реальные условия для реализации прав и свобод граждан.

Мы практикуем регулярные выезды, проведение приемов на местах. Учитывая, что граждане не могут лично, напрямую обратиться к Конституционному суду, во время личных приемов они сообщают о некоторых вопросах несовершенства законодательства. На основании таких обращений мы анализируем проблемы, видим, что волнует граждан, и затем при осуществлении предварительного конституционного контроля тех или иных законов мы обращаем более тщательное внимание на те аспекты, которые высказаны гражданами, в том числе на приемах.

Работу по проведению личных, выездных приемов граждан, по моему убеждению, стоит продолжать. Власть не должна быть оторвана от народа. Сегодня важнейшая стратегическая задача, которая поставлена главой государства, - создание государства для народа. Потому что главным источником власти в нашей стране является народ. Он избирает главу государства, определяет основной закон страны. Власть должна все делать для народа.

Бобров Виталий, Минск: После проведения выездных приемов граждан какое мнение у вас сложилось о работе местных органов власти? Достаточно ли у них полномочий, самостоятельности, инициативности для решения проблем людей и региона? Как вы считаете, почему зачастую требуется вмешательство чиновников высокого ранга для разрешения мелких житейских проблем, типа ремонта протекающей крыши? И как изменить ситуацию?

- У людей часто возникает ряд вопросов по разрешению социальных проблем. Конечно, большинство из них должно быть решено на местном уровне. Но, к сожалению, в ряде случаев на местах из-за различных бюрократических препонов, безответственного отношения отдельных должностных лиц эти проблемы не решаются. Приезд руководителей более высокого уровня подталкивает этих лиц более оперативно, качественно выполнять свои обязанности.

Как председатель Конституционного суда хотел бы обратить внимание, что у нас есть статья 59 Конституции, которая предусматривает, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В этой норме Конституции два уровня: на высоком государственном уровне должны создаваться все условия и на всех остальных уровнях власти все органы и должностные лица должны принимать меры, чтобы реализовывались права и свободы граждан. Когда бываю в регионах, обращаю внимание руководителей, в том числе и местных органов власти, на то, что они в силу занимаемой должности обязаны предпринимать все меры для того, чтобы права граждан своевременно и полно реализовывались.