Интернет-конференция 15.03.2013
Вопросы конференции
Корр. БЕЛТА:
Петр Петрович! Поздравляем Вас с праздником – Днем Конституции. Что бы Вы пожелали жителям Беларуси в этот день?
Петр Петрович! Поздравляем Вас с праздником – Днем Конституции. Что бы Вы пожелали жителям Беларуси в этот день?
Петр Миклашевич:
Спасибо за поздравление. Я также от имени Конституционного суда сердечно поздравляю всех граждан нашей страны с Днем Конституции Республики Беларусь. Этот праздник - символ нашей государственности.
Конституция, являясь Основным Законом, провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью общества и государства. В связи с этим на государственном уровне принимаются все необходимые меры по созданию надлежащих условий для реализации прав и свобод человека. Однако не стоит забывать, что рядом с правами всегда находятся обязанности, как в семье, трудовом коллективе, так и в государстве и обществе в целом. Свой вклад в дело укрепления конституционной законности должны вносить не только государственные органы и должностные лица, но и граждане. Строгое и неукоснительное соблюдение всеми норм и принципов Конституции обеспечит последовательное развитие Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
И, конечно, в этот день искренне хочу пожелать всем здоровья, мира, добра, успехов в труде на благо родной Беларуси!
Спасибо за поздравление. Я также от имени Конституционного суда сердечно поздравляю всех граждан нашей страны с Днем Конституции Республики Беларусь. Этот праздник - символ нашей государственности.
Конституция, являясь Основным Законом, провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью общества и государства. В связи с этим на государственном уровне принимаются все необходимые меры по созданию надлежащих условий для реализации прав и свобод человека. Однако не стоит забывать, что рядом с правами всегда находятся обязанности, как в семье, трудовом коллективе, так и в государстве и обществе в целом. Свой вклад в дело укрепления конституционной законности должны вносить не только государственные органы и должностные лица, но и граждане. Строгое и неукоснительное соблюдение всеми норм и принципов Конституции обеспечит последовательное развитие Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
И, конечно, в этот день искренне хочу пожелать всем здоровья, мира, добра, успехов в труде на благо родной Беларуси!
Коваленко Леонид, Гомель:
Изучают ли судьи Конституционного суда Беларуси при принятии решений опыт ближних соседей, европейский опыт?
Изучают ли судьи Конституционного суда Беларуси при принятии решений опыт ближних соседей, европейский опыт?
Петр Миклашевич:
При вынесении решений судьи Конституционного суда руководствуются прежде всего нормами и принципами Конституции Республики Беларусь. Вместе с тем при подготовке решений судьи изучают доктринальные подходы к разрешению схожих правовых проблем коллегами в России, Украине, Казахстане и других странах на постсоветском пространстве. Мы знакомимся также с опытом европейских конституционных судов и практикой Европейского суда по правам человека.
В этих целях в настоящее время в Конституционном суде уже сформирован банк данных правовых позиций, изложенных в решениях Конституционного суда Российской Федерации, а также Европейского суда по правам человека.
Конституционный суд Республики Беларусь участвует в ряде международных организаций в сфере конституционного правосудия, сотрудничает с Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы. Мы активно обмениваемся опытом и изучаем практику наших коллег в Конституционном совете Франции по осуществлению предварительного контроля конституционности законов.
При вынесении решений судьи Конституционного суда руководствуются прежде всего нормами и принципами Конституции Республики Беларусь. Вместе с тем при подготовке решений судьи изучают доктринальные подходы к разрешению схожих правовых проблем коллегами в России, Украине, Казахстане и других странах на постсоветском пространстве. Мы знакомимся также с опытом европейских конституционных судов и практикой Европейского суда по правам человека.
В этих целях в настоящее время в Конституционном суде уже сформирован банк данных правовых позиций, изложенных в решениях Конституционного суда Российской Федерации, а также Европейского суда по правам человека.
Конституционный суд Республики Беларусь участвует в ряде международных организаций в сфере конституционного правосудия, сотрудничает с Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы. Мы активно обмениваемся опытом и изучаем практику наших коллег в Конституционном совете Франции по осуществлению предварительного контроля конституционности законов.
Еремцов Николай, Слоним:
В 2012 году Конституционный суд все законы признал конституционными. В решениях вы иногда пишете о том, что надо обратить внимание на то, что какую-то норму надо понимать исходя из смысла Конституции, и обращаете на это внимание законодателя и правоприменителя. А как часто исполняются решения Конституционного суда, вынесенные в порядке предварительного контроля?
В 2012 году Конституционный суд все законы признал конституционными. В решениях вы иногда пишете о том, что надо обратить внимание на то, что какую-то норму надо понимать исходя из смысла Конституции, и обращаете на это внимание законодателя и правоприменителя. А как часто исполняются решения Конституционного суда, вынесенные в порядке предварительного контроля?
Петр Миклашевич:
Конституционный суд, проверяя законы в порядке осуществления обязательного предварительного контроля их конституционности, выявляет наличие пробелов, коллизий, правовой неопределенности. О принятых решениях Конституционный суд информирует законодателя для учета высказанных в них правовых позиций суда при принятии законов. На данный момент реализовано более 10 таких правовых позиций.
Например, правовая позиция Конституционного суда о необходимости установления в законодательстве предельных размеров налоговых ставок по сборам с пользователей, изложенная в решении от 31 октября 2008 года, реализована в Особенной части Налогового кодекса, в разделе VI которого для каждого местного налога и сбора установлены предельные размеры ставок.
Конституционный суд, проверяя законы в порядке осуществления обязательного предварительного контроля их конституционности, выявляет наличие пробелов, коллизий, правовой неопределенности. О принятых решениях Конституционный суд информирует законодателя для учета высказанных в них правовых позиций суда при принятии законов. На данный момент реализовано более 10 таких правовых позиций.
Например, правовая позиция Конституционного суда о необходимости установления в законодательстве предельных размеров налоговых ставок по сборам с пользователей, изложенная в решении от 31 октября 2008 года, реализована в Особенной части Налогового кодекса, в разделе VI которого для каждого местного налога и сбора установлены предельные размеры ставок.
Лащинский Дмитрий, Минск:
Как Вы можете прокомментировать то, что в нашей стране до сих пор применяется смертная казнь?
Как Вы можете прокомментировать то, что в нашей стране до сих пор применяется смертная казнь?
Петр Миклашевич:
Жизнь человека признается в цивилизованном человеческом сообществе в качестве самого ценного блага. Право на нее получается человеком с момента рождения и является естественным и неотчуждаемым.
Конституция Республики Беларусь, закрепляя право каждого на жизнь, а также обязанность государства защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств, тем не менее допускает возможность применения смертной казни до ее отмены в соответствии с законом как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
В заключении 2004 года Конституционный суд пришел к выводу, что нормы Конституции позволяют принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. При этом в современных условиях данный вопрос может быть решен главой государства и парламентом. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что внесение изменений в конституционную норму, определяющую возможность и условия применения смертной казни в нашей стране, может быть осуществлено путем референдума.
Хочу обратить внимание на то, что за прошедшие после принятия Конституции годы в Республике Беларусь осуществлено коренное реформирование уголовного законодательства в направлении гуманизации уголовной ответственности. Значительно сужен круг преступлений, за которые предусматривается возможность назначения смертной казни. В сторону сокращения применения смертной казни развивается и судебная практика.
Жизнь человека признается в цивилизованном человеческом сообществе в качестве самого ценного блага. Право на нее получается человеком с момента рождения и является естественным и неотчуждаемым.
Конституция Республики Беларусь, закрепляя право каждого на жизнь, а также обязанность государства защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств, тем не менее допускает возможность применения смертной казни до ее отмены в соответствии с законом как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
В заключении 2004 года Конституционный суд пришел к выводу, что нормы Конституции позволяют принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. При этом в современных условиях данный вопрос может быть решен главой государства и парламентом. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что внесение изменений в конституционную норму, определяющую возможность и условия применения смертной казни в нашей стране, может быть осуществлено путем референдума.
Хочу обратить внимание на то, что за прошедшие после принятия Конституции годы в Республике Беларусь осуществлено коренное реформирование уголовного законодательства в направлении гуманизации уголовной ответственности. Значительно сужен круг преступлений, за которые предусматривается возможность назначения смертной казни. В сторону сокращения применения смертной казни развивается и судебная практика.
Иванов Владимир, Минск:
Уважаемый Петр Петрович! Конституционный суд вынес в прошлом году несколько решений, направленных, как в них написано, на устранение пробелов в законодательстве. А как судьи их выявляют и чем руководствуются при вынесении решений в таких случаях?
Уважаемый Петр Петрович! Конституционный суд вынес в прошлом году несколько решений, направленных, как в них написано, на устранение пробелов в законодательстве. А как судьи их выявляют и чем руководствуются при вынесении решений в таких случаях?
Петр Миклашевич:
Конституционный суд Республики Беларусь ежегодно принимает ряд решений, направленных на устранение конституционно-правовых пробелов в правовом регулировании. Принимая такие решения, Конституционный суд определяет в нормативном правовом акте полноту правового механизма реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан, выявляет правовую неопределенность либо пробелы в правовом регулировании соответствующих общественных отношений.
Так, на основании обращений Конституционным судом в 2012 году приняты решения, направленные на устранение конституционно-правового пробела в законодательном регулировании права выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту; исключение правовой неопределенности в регулировании отношений, связанных с защитой имущественных интересов кредитора, денежными средствами которого неправомерно пользовался должник; устранение коллизии в правовом регулировании права работников на возмещение расходов по проезду при служебных командировках и др.
Конституционный суд Республики Беларусь ежегодно принимает ряд решений, направленных на устранение конституционно-правовых пробелов в правовом регулировании. Принимая такие решения, Конституционный суд определяет в нормативном правовом акте полноту правового механизма реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан, выявляет правовую неопределенность либо пробелы в правовом регулировании соответствующих общественных отношений.
Так, на основании обращений Конституционным судом в 2012 году приняты решения, направленные на устранение конституционно-правового пробела в законодательном регулировании права выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту; исключение правовой неопределенности в регулировании отношений, связанных с защитой имущественных интересов кредитора, денежными средствами которого неправомерно пользовался должник; устранение коллизии в правовом регулировании права работников на возмещение расходов по проезду при служебных командировках и др.
Алексей Петрович, Минск:
В своем решении от 24 декабря 2009 № 415/2009 Конституционный суд обосновывает включение военнообязанных в перечень лиц, подлежащих обязательной дакторегистрации, тем, что при нахождении на воинской службе для них предусматриваются определенные ограничения прав и свобод. Законом "О воинской обязанности и воинской службе" предусмотрено, что военнообязанные могут находиться на воинской службе только в период военных действий или специальных сборов, при этом МВД дактилоскопирует всех военнообязанных независимо от того, призываются они на воинскую службу или нет. Чем обоснованы ограничения прав и свобод военнообязанных вне воинской службы?
В своем решении от 24 декабря 2009 № 415/2009 Конституционный суд обосновывает включение военнообязанных в перечень лиц, подлежащих обязательной дакторегистрации, тем, что при нахождении на воинской службе для них предусматриваются определенные ограничения прав и свобод. Законом "О воинской обязанности и воинской службе" предусмотрено, что военнообязанные могут находиться на воинской службе только в период военных действий или специальных сборов, при этом МВД дактилоскопирует всех военнообязанных независимо от того, призываются они на воинскую службу или нет. Чем обоснованы ограничения прав и свобод военнообязанных вне воинской службы?
Петр Миклашевич:
К сожалению, в жизни часто возникают ситуации, когда в силу тех или иных обстоятельств (пожар, несчастный случай и др.) необходимо установить личность человека. Именно дактилоскопическая информация может оказать в этом неоценимую помощь. Многие страны давно пошли по пути широкого применения дактилоскопической регистрации в целях идентификации личности. Учитывая мировой опыт в этом вопросе, законодатель в 2003 году разработал и принял закон, предусматривающий в нашей стране дактилоскопическую регистрацию граждан. Придавая дактилоскопической регистрации добровольный характер, закон вместе с тем определяет отдельные категории граждан, для которых такая регистрация обязательна. Как правило, к таким гражданам он относит тех, чья профессиональная деятельность связана с риском для жизни и здоровья (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, лица, работающие в профессиональных аварийно-спасательных службах и др.), в связи с чем в любой момент может потребоваться идентификация их личности, в том числе в целях оперативного оказания медицинской помощи.
В 2010 году соответствующим законом в перечень лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, были включены военнообязанные – граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований, то есть такие лица, которые в любой момент могут быть призваны для исполнения своего конституционного долга по защите Республики Беларусь.
На мой взгляд, сегодня необходимо понимать, что дактилоскопическая регистрация важна прежде всего для самих граждан и делается в их интересах. И в том случае, если такая регистрация проводится в рамках, установленных соответствующим законом, она не является необоснованным ограничением конституционных прав и свобод граждан.
К сожалению, в жизни часто возникают ситуации, когда в силу тех или иных обстоятельств (пожар, несчастный случай и др.) необходимо установить личность человека. Именно дактилоскопическая информация может оказать в этом неоценимую помощь. Многие страны давно пошли по пути широкого применения дактилоскопической регистрации в целях идентификации личности. Учитывая мировой опыт в этом вопросе, законодатель в 2003 году разработал и принял закон, предусматривающий в нашей стране дактилоскопическую регистрацию граждан. Придавая дактилоскопической регистрации добровольный характер, закон вместе с тем определяет отдельные категории граждан, для которых такая регистрация обязательна. Как правило, к таким гражданам он относит тех, чья профессиональная деятельность связана с риском для жизни и здоровья (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, лица, работающие в профессиональных аварийно-спасательных службах и др.), в связи с чем в любой момент может потребоваться идентификация их личности, в том числе в целях оперативного оказания медицинской помощи.
В 2010 году соответствующим законом в перечень лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, были включены военнообязанные – граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований, то есть такие лица, которые в любой момент могут быть призваны для исполнения своего конституционного долга по защите Республики Беларусь.
На мой взгляд, сегодня необходимо понимать, что дактилоскопическая регистрация важна прежде всего для самих граждан и делается в их интересах. И в том случае, если такая регистрация проводится в рамках, установленных соответствующим законом, она не является необоснованным ограничением конституционных прав и свобод граждан.
Владимир Альвидис, Минск:
Предусматривает ли Конституция создание института уполномоченного по правам человека в Беларуси? В случае создания такого института, кто, по вашему мнению, должен его назначать/утверждать и на какой срок? Должен ли при этом соблюдаться принцип разделения властей и будет ли уполномоченный по правам человека вне политики? Возможно, имеет смысл вначале создать отраслевого омбудсмена (права детей, или инвалидов, или заключенных), а потом уже, достаточно наработав опыта, создать универсального омбудсмена?
Предусматривает ли Конституция создание института уполномоченного по правам человека в Беларуси? В случае создания такого института, кто, по вашему мнению, должен его назначать/утверждать и на какой срок? Должен ли при этом соблюдаться принцип разделения властей и будет ли уполномоченный по правам человека вне политики? Возможно, имеет смысл вначале создать отраслевого омбудсмена (права детей, или инвалидов, или заключенных), а потом уже, достаточно наработав опыта, создать универсального омбудсмена?
Петр Миклашевич:
Конституционный суд поддерживает идею введения института по правам человека, поскольку это будет являться дополнительным инструментом в обеспечении прав и свобод граждан. Как показывает изучение подобной практики, более чем в 120 странах мира такой институт введен. Там используются различные формы и полномочия таких лиц и институтов. Это может быть и "парламентский адвокат", и "народный защитник", и "помощник граждан". Формы назначения и избрания тоже разные. В одних случаях избирает парламент, в других случаях назначает президент, в некоторых странах такого уполномоченного по правам человека определяет правительство.
При этом сегодня у нас конституционных препятствий к введению института уполномоченного по правам человека не имеется. Необходимо, чтобы на законодательном уровне был принят соответствующий закон, в котором были бы определены полномочия уполномоченного по правам человека, его право обращаться в КС и разрешать те обращения, с которыми будут обращаться к нему граждане.
Практикуются порой назначения уполномоченных по правам человека и по отдельным направлениям. Например, в России есть уполномоченный по правам человека и есть уполномоченный по правам ребенка. И там еще рассматривается возможность введения уполномоченных по другим направлениям. Я думаю, для нашей республики достаточно будет ввести универсального уполномоченного по правам человека, наделив его соответствующими полномочиями.
При этом я хочу обратить внимание, что по существу сам уполномоченный по правам человека не разрешает те правовые проблемы, с которыми обращаются к нему граждане, а выступает определенным посредником между гражданами и соответствующими полномочными органами, которые могут принимать те или иные решения по разрешению правовых проблем. В ряде стран уполномоченные по правам человека как раз на основании обращений граждан вправе обращаться в Конституционный суд. Такой подход мы тоже разделяем и поддерживаем, и если у нас будет введен институт уполномоченного по правам человека - чтобы он также обладал правом обращения в Конституционный суд.
Конституционный суд поддерживает идею введения института по правам человека, поскольку это будет являться дополнительным инструментом в обеспечении прав и свобод граждан. Как показывает изучение подобной практики, более чем в 120 странах мира такой институт введен. Там используются различные формы и полномочия таких лиц и институтов. Это может быть и "парламентский адвокат", и "народный защитник", и "помощник граждан". Формы назначения и избрания тоже разные. В одних случаях избирает парламент, в других случаях назначает президент, в некоторых странах такого уполномоченного по правам человека определяет правительство.
При этом сегодня у нас конституционных препятствий к введению института уполномоченного по правам человека не имеется. Необходимо, чтобы на законодательном уровне был принят соответствующий закон, в котором были бы определены полномочия уполномоченного по правам человека, его право обращаться в КС и разрешать те обращения, с которыми будут обращаться к нему граждане.
Практикуются порой назначения уполномоченных по правам человека и по отдельным направлениям. Например, в России есть уполномоченный по правам человека и есть уполномоченный по правам ребенка. И там еще рассматривается возможность введения уполномоченных по другим направлениям. Я думаю, для нашей республики достаточно будет ввести универсального уполномоченного по правам человека, наделив его соответствующими полномочиями.
При этом я хочу обратить внимание, что по существу сам уполномоченный по правам человека не разрешает те правовые проблемы, с которыми обращаются к нему граждане, а выступает определенным посредником между гражданами и соответствующими полномочными органами, которые могут принимать те или иные решения по разрешению правовых проблем. В ряде стран уполномоченные по правам человека как раз на основании обращений граждан вправе обращаться в Конституционный суд. Такой подход мы тоже разделяем и поддерживаем, и если у нас будет введен институт уполномоченного по правам человека - чтобы он также обладал правом обращения в Конституционный суд.
Муртазов Дмитрий, Минск:
Сейчас парламент готовится к рассмотрению проекта закона "О Конституционном судопроизводстве". Участвовали ли в разработке данного законопроекта сами судьи Конституционного суда или все было отдано на откуп работникам непрофильных государственных органов? Насколько этот законопроект отвечает чаяниям конституционных судей, т.е. должностных лиц, которые будут его применять непосредственно? Чего не хватает данному законопроекту? И какие положительные (прогрессивные) положения этого законопроекта Вы могли бы назвать?
Сейчас парламент готовится к рассмотрению проекта закона "О Конституционном судопроизводстве". Участвовали ли в разработке данного законопроекта сами судьи Конституционного суда или все было отдано на откуп работникам непрофильных государственных органов? Насколько этот законопроект отвечает чаяниям конституционных судей, т.е. должностных лиц, которые будут его применять непосредственно? Чего не хватает данному законопроекту? И какие положительные (прогрессивные) положения этого законопроекта Вы могли бы назвать?
Петр Миклашевич:
Действительно, в настоящее время в Палате представителей находится на рассмотрении проект закона "О конституционном судопроизводстве". Его принятие обусловлено двумя факторами. Во-первых, с 1 января 2007 года вступил в действие "Кодекс о судоустройстве и статусе судей", который определил единство судебной системы, единство статуса судей в нашей стране. И многие положения о Конституционном суде были закреплены в указанном кодексе. Также в 2008 году декретом №14 расширены полномочия Конституционного суда, т.е. еще предоставлено 5 дополнительных полномочий, в том числе право осуществления предварительного контроля конституционности всех законов, принятых парламентом, до их подписания Президентом. Поэтому необходимо, чтобы процессуально была регламентирована реализация этих полномочий. Ответственными за подготовку данного законопроекта были определены Национальный центр законодательства и правовых исследований и Конституционный суд. Естественно, что судьи КС принимали активное участие в подготовке данного законопроекта. Мы рассчитываем, что с его принятием как раз будут урегулированы все процессуальные и процедурные вопросы, связанные с реализацией полномочий Конституционного суда.
Мы как разработчики считаем, что он достаточно качественно разработан и будет соответствовать тому назначению, которое предусмотрено. А когда он уже будет принят, то последующая практика покажет, насколько действительно учтены были все составляющие при подготовке данного законопроекта.
Сегодня у нас действует Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в котором наряду с Конституцией определена компетенция Конституционного суда. В парламенте также находится законопроект о внесении изменений, дополнений в кодекс "О судоустройстве и статусе судей", где как раз предусматривается внести поправки в статьи, регламентирующие все вопросы компетенции Конституционного суда. Естественно, что после принятия такого закона положения декрета №14 утратят свою силу в установленном порядке.
Действительно, в настоящее время в Палате представителей находится на рассмотрении проект закона "О конституционном судопроизводстве". Его принятие обусловлено двумя факторами. Во-первых, с 1 января 2007 года вступил в действие "Кодекс о судоустройстве и статусе судей", который определил единство судебной системы, единство статуса судей в нашей стране. И многие положения о Конституционном суде были закреплены в указанном кодексе. Также в 2008 году декретом №14 расширены полномочия Конституционного суда, т.е. еще предоставлено 5 дополнительных полномочий, в том числе право осуществления предварительного контроля конституционности всех законов, принятых парламентом, до их подписания Президентом. Поэтому необходимо, чтобы процессуально была регламентирована реализация этих полномочий. Ответственными за подготовку данного законопроекта были определены Национальный центр законодательства и правовых исследований и Конституционный суд. Естественно, что судьи КС принимали активное участие в подготовке данного законопроекта. Мы рассчитываем, что с его принятием как раз будут урегулированы все процессуальные и процедурные вопросы, связанные с реализацией полномочий Конституционного суда.
Мы как разработчики считаем, что он достаточно качественно разработан и будет соответствовать тому назначению, которое предусмотрено. А когда он уже будет принят, то последующая практика покажет, насколько действительно учтены были все составляющие при подготовке данного законопроекта.
Сегодня у нас действует Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в котором наряду с Конституцией определена компетенция Конституционного суда. В парламенте также находится законопроект о внесении изменений, дополнений в кодекс "О судоустройстве и статусе судей", где как раз предусматривается внести поправки в статьи, регламентирующие все вопросы компетенции Конституционного суда. Естественно, что после принятия такого закона положения декрета №14 утратят свою силу в установленном порядке.
Иртеньев Владислав, Гродно:
Действительно ли нужна Беларуси альтернативная гражданская служба? И не приведет ли ее создание к коллизии с военной доктриной Республики Беларусь, утвержденной программным законом?
Действительно ли нужна Беларуси альтернативная гражданская служба? И не приведет ли ее создание к коллизии с военной доктриной Республики Беларусь, утвержденной программным законом?
Петр Миклашевич:
Статьей 57 Конституции Республики Беларусь предусмотрено право граждан на альтернативную службу. Поэтому Конституционный суд еще более 10 лет назад в своем решении указал на необходимость выработки законодательного механизма, чтобы конституционное право граждан реализовывалось.
В настоящее время в соответствии с планом законопроектных работ на этот год начата разработка проекта закона об альтернативной службе и соответствующая работа в этом направлении проводится.
Мы как судьи Конституционного суда поддерживаем принятие такого закона, поскольку действительно необходимо, чтобы конституционное право было реально обеспечено. То есть чтобы был выработан законодательный механизм, который бы позволил определенной категории граждан не исполнять воинскую службу, а при наличии определенных обстоятельств использовать свое право на альтернативную службу.
Но это не означает, что буквально все граждане призывного возраста смогут воспользоваться таким правом. Законодатель определит те условия, при которых возможно реализовывать такое право.
Думаю, что наша военная доктрина и национальная безопасность от этого не пострадает.
Статьей 57 Конституции Республики Беларусь предусмотрено право граждан на альтернативную службу. Поэтому Конституционный суд еще более 10 лет назад в своем решении указал на необходимость выработки законодательного механизма, чтобы конституционное право граждан реализовывалось.
В настоящее время в соответствии с планом законопроектных работ на этот год начата разработка проекта закона об альтернативной службе и соответствующая работа в этом направлении проводится.
Мы как судьи Конституционного суда поддерживаем принятие такого закона, поскольку действительно необходимо, чтобы конституционное право было реально обеспечено. То есть чтобы был выработан законодательный механизм, который бы позволил определенной категории граждан не исполнять воинскую службу, а при наличии определенных обстоятельств использовать свое право на альтернативную службу.
Но это не означает, что буквально все граждане призывного возраста смогут воспользоваться таким правом. Законодатель определит те условия, при которых возможно реализовывать такое право.
Думаю, что наша военная доктрина и национальная безопасность от этого не пострадает.
Мазанников Валерий Георгиевич, Витебск:
С 2008 года Конституционный суд перестал выносить заключения. С чем связана, на ваш взгляд, такая пассивность пяти уполномоченных субъектов? Можно ли сделать вывод о достижении 100% конституционной законности в РБ? В ряде случаев Верховный суд и Высший хозяйственный суд заявляют, что обращаться в КС с просьбой о проверке конституционности нормативного акта они могут лишь в случае, если сомнение в конституционности возникли во время судебного разбирательства. Так ли это на самом деле? Как вы считаете, для создания института конституционной жалобы требуется вносить изменения в Конституцию или достаточно принять соответствующий закон?
С 2008 года Конституционный суд перестал выносить заключения. С чем связана, на ваш взгляд, такая пассивность пяти уполномоченных субъектов? Можно ли сделать вывод о достижении 100% конституционной законности в РБ? В ряде случаев Верховный суд и Высший хозяйственный суд заявляют, что обращаться в КС с просьбой о проверке конституционности нормативного акта они могут лишь в случае, если сомнение в конституционности возникли во время судебного разбирательства. Так ли это на самом деле? Как вы считаете, для создания института конституционной жалобы требуется вносить изменения в Конституцию или достаточно принять соответствующий закон?
Петр Миклашевич:
Здесь допущена неточность. У нас имеют право самостоятельно обратиться в Конституционный суд как Палата представителей, так и Совет Республики. То есть у нас имеется шесть субъектов, которые имеют право обращаться в суд.
На основании статьи 116 Конституции определено 6 субъектов, которые уполномочены обращаться в суд. С 2007 года в КС таких обращений от субъектов к нам не поступало. Это обусловлено следующим. Если на первоначальном этапе развития правовой системы КС с 1994 по 1996 год выступал как арбитр между властями, поскольку на конституционном уровне недостаточно четко были определены пределы полномочий Президента, парламента, правительства и ряд решений выносился как раз в этом направлении. С 1996 года по 2007-й большинство решений КС было направлено на приведение в соответствие с Конституцией нашего законодательства, поскольку шел процесс формирования законодательства суверенного государства. В настоящее время, начиная с 2005 года, можно говорить о том, что наша правовая система сформирована, идет процесс совершенствования, органы государственной власти на подготовительном этапе при разработке проектов взаимодействуют эффективно и ответственно, проявляется должное уважение к нормам и принципам Конституции. Поэтому к нам практически не поступает обращений от уполномоченных субъектов. Поэтому на государственном уровне в 2008 году было принято решение предоставить право КС проверять все законы, принятые парламентом, до подписания их Президентом. То есть нам сейчас предоставлены широчайшие полномочия, и без обращения субъектов все законы в обязательном порядке направляются в КС, и все законы КС проверяет на соответствие Конституции. Да, это у нас абстрактный контроль законов без практики их применения, но именно это дает возможность формулировать правовые позиции на упреждение неконституционного правоприменения. То есть мы уточняем конституционно правовой смысл норм закона и ориентируем правоприменителей, чтобы не искажался конституционно правовой смысл при практическом применении.
Что касается состояния конституционной законности, в послании КС отметил, что оценку состояния конституционной законности КС дает на основании тех дел и материалов, которые поступили в КС. Что касается в целом повышения уровня конституционной законности, то здесь необходимо участие и соответствующих госорганов, и должностных лиц, и институтов гражданского общества, и граждан. Оно заключается в том, что все должны жить по Конституции: пользоваться конституционными правами и свободами и исполнять конституционные обязанности. Соответственно тогда общими усилиями мы достигнем 100% конституционной законности в нашей стране.
Верховный суд и Высший хозяйственный суд, в соответствии со статьей 116, обладают правом вносить предложения в КС в отношении любого нормативного правового акта, если у них возникают сомнения в их конституционности. С другой стороны, на основании статьи 112 Конституции, они также вправе вносить предложения в КС в том случае, если при рассмотрении конкретного дела возникнут сомнения в конституционности нормативного правового акта, который подлежит применению при разрешении конкретного дела.
В абсолютном большинстве стран, где закреплено право граждан на конституционную жалобу, этот вопрос решается на конституционном уровне. И сегодня также у нас на уровне Конституции определены 6 субъектов, правомочных обращаться в КС, и если будет решаться вопрос о предоставлении права гражданам на обращение в КС, то этот вопрос должен решаться на конституционном уровне, то есть вноситься соответствующие дополнения и изменения в Конституцию. Такой подход закреплен и в Конституции Российской Федерации и в других государствах.
Здесь допущена неточность. У нас имеют право самостоятельно обратиться в Конституционный суд как Палата представителей, так и Совет Республики. То есть у нас имеется шесть субъектов, которые имеют право обращаться в суд.
На основании статьи 116 Конституции определено 6 субъектов, которые уполномочены обращаться в суд. С 2007 года в КС таких обращений от субъектов к нам не поступало. Это обусловлено следующим. Если на первоначальном этапе развития правовой системы КС с 1994 по 1996 год выступал как арбитр между властями, поскольку на конституционном уровне недостаточно четко были определены пределы полномочий Президента, парламента, правительства и ряд решений выносился как раз в этом направлении. С 1996 года по 2007-й большинство решений КС было направлено на приведение в соответствие с Конституцией нашего законодательства, поскольку шел процесс формирования законодательства суверенного государства. В настоящее время, начиная с 2005 года, можно говорить о том, что наша правовая система сформирована, идет процесс совершенствования, органы государственной власти на подготовительном этапе при разработке проектов взаимодействуют эффективно и ответственно, проявляется должное уважение к нормам и принципам Конституции. Поэтому к нам практически не поступает обращений от уполномоченных субъектов. Поэтому на государственном уровне в 2008 году было принято решение предоставить право КС проверять все законы, принятые парламентом, до подписания их Президентом. То есть нам сейчас предоставлены широчайшие полномочия, и без обращения субъектов все законы в обязательном порядке направляются в КС, и все законы КС проверяет на соответствие Конституции. Да, это у нас абстрактный контроль законов без практики их применения, но именно это дает возможность формулировать правовые позиции на упреждение неконституционного правоприменения. То есть мы уточняем конституционно правовой смысл норм закона и ориентируем правоприменителей, чтобы не искажался конституционно правовой смысл при практическом применении.
Что касается состояния конституционной законности, в послании КС отметил, что оценку состояния конституционной законности КС дает на основании тех дел и материалов, которые поступили в КС. Что касается в целом повышения уровня конституционной законности, то здесь необходимо участие и соответствующих госорганов, и должностных лиц, и институтов гражданского общества, и граждан. Оно заключается в том, что все должны жить по Конституции: пользоваться конституционными правами и свободами и исполнять конституционные обязанности. Соответственно тогда общими усилиями мы достигнем 100% конституционной законности в нашей стране.
Верховный суд и Высший хозяйственный суд, в соответствии со статьей 116, обладают правом вносить предложения в КС в отношении любого нормативного правового акта, если у них возникают сомнения в их конституционности. С другой стороны, на основании статьи 112 Конституции, они также вправе вносить предложения в КС в том случае, если при рассмотрении конкретного дела возникнут сомнения в конституционности нормативного правового акта, который подлежит применению при разрешении конкретного дела.
В абсолютном большинстве стран, где закреплено право граждан на конституционную жалобу, этот вопрос решается на конституционном уровне. И сегодня также у нас на уровне Конституции определены 6 субъектов, правомочных обращаться в КС, и если будет решаться вопрос о предоставлении права гражданам на обращение в КС, то этот вопрос должен решаться на конституционном уровне, то есть вноситься соответствующие дополнения и изменения в Конституцию. Такой подход закреплен и в Конституции Российской Федерации и в других государствах.
Вересов Андрей, Минск:
Стоит ли ввести курс по знанию конституционных прав и государственного устройства на гуманитарных специальностях в вузах?
Стоит ли ввести курс по знанию конституционных прав и государственного устройства на гуманитарных специальностях в вузах?
Петр Миклашевич:
Конституция - это документ, на котором основывается государство и общество, в котором закреплены основные права и свободы граждан. Чем больше граждан будут знать основной закон, тем больше они будут проявлять свою гражданскую активность, отстаивать и реализовать свои конституционные права и свободы, более ответственно исполнять возложенные на них обязанности. Поэтому такой курс должен обязательно читаться для студентов вузов, особенно на гуманитарных специальностях.
Конституция - это документ, на котором основывается государство и общество, в котором закреплены основные права и свободы граждан. Чем больше граждан будут знать основной закон, тем больше они будут проявлять свою гражданскую активность, отстаивать и реализовать свои конституционные права и свободы, более ответственно исполнять возложенные на них обязанности. Поэтому такой курс должен обязательно читаться для студентов вузов, особенно на гуманитарных специальностях.
Виктор С., Брест:
В советское время День Конституции был выходным днем. Может, придание этому дню статуса выходного в современной Беларуси подняло бы уровень его значимости?
В советское время День Конституции был выходным днем. Может, придание этому дню статуса выходного в современной Беларуси подняло бы уровень его значимости?
Петр Миклашевич:
Значимость Конституции не преуменьшается от того, выходной этот день или нет. День Конституции объявлен государственным праздником. В соответствии с Конституцией человек, его права и свободы являются высшей целью общества и государства. День Конституции дает возможность каждому гражданину осмыслить и задуматься над тем, на основании чего развивается наше государство и общество. Я думаю, что значимость нашего праздника зависит от отношения людей к Основному Закону страны. Достоинство нашей Конституции заключается в том, что она является живой, то есть на ее юридической основе развиваются общество и государство, реально осуществляются права и свободы граждан.
Значимость Конституции не преуменьшается от того, выходной этот день или нет. День Конституции объявлен государственным праздником. В соответствии с Конституцией человек, его права и свободы являются высшей целью общества и государства. День Конституции дает возможность каждому гражданину осмыслить и задуматься над тем, на основании чего развивается наше государство и общество. Я думаю, что значимость нашего праздника зависит от отношения людей к Основному Закону страны. Достоинство нашей Конституции заключается в том, что она является живой, то есть на ее юридической основе развиваются общество и государство, реально осуществляются права и свободы граждан.
Марина, Минск:
Скажите, вам не скучно работать? В следующем году вам будет 60. Вы уйдете на пенсию или продолжите работать?
Скажите, вам не скучно работать? В следующем году вам будет 60. Вы уйдете на пенсию или продолжите работать?
Петр Миклашевич:
Работа в Конституционном суде предполагает активный творческий поиск решения правовых проблем. Скучать не приходится: постоянно приходится находиться в творческом поиске, чтобы правильно разрешить ту или иную проблему, принять качественное решение.
Что касается возраста, то для судей Конституционного суда установлен предельный возраст в 70 лет. В следующем году мне исполнится 60. Но у меня еще есть возможность трудиться и исполнять свои обязанности. Я буду прилагать все свои силы и знания, чтобы достойно исполнять возложенные на меня обязанности. Совсем недавно указом главы государства я переназначен на новый пятилетний срок. Совет Республики должен рассмотреть вопрос о даче согласия на данное переназначение.
Работа в Конституционном суде предполагает активный творческий поиск решения правовых проблем. Скучать не приходится: постоянно приходится находиться в творческом поиске, чтобы правильно разрешить ту или иную проблему, принять качественное решение.
Что касается возраста, то для судей Конституционного суда установлен предельный возраст в 70 лет. В следующем году мне исполнится 60. Но у меня еще есть возможность трудиться и исполнять свои обязанности. Я буду прилагать все свои силы и знания, чтобы достойно исполнять возложенные на меня обязанности. Совсем недавно указом главы государства я переназначен на новый пятилетний срок. Совет Республики должен рассмотреть вопрос о даче согласия на данное переназначение.
Мадудин Николай Иванович, Минск:
Конституционный суд состоит из высококвалифицированных юристов, как правило, имеющих научную степень. Как много судей КС имеют научную степень? Или белорусский КС состоит больше из юристов-практиков? Насколько жаркие споры ведутся в Конституционном суде при принятии судебных решений?
Конституционный суд состоит из высококвалифицированных юристов, как правило, имеющих научную степень. Как много судей КС имеют научную степень? Или белорусский КС состоит больше из юристов-практиков? Насколько жаркие споры ведутся в Конституционном суде при принятии судебных решений?
Петр Миклашевич:
В состав Конституционного суда входят 12 судей, из них 8 имеют ученые степени: двое - докторские степени, шесть судей - кандидаты юридических наук. Четверо судей Конституционного суда имеют богатый опыт работы в системе юстиции. Двое наших судей ранее работали в должности заместителей министров юстиции, двое занимали должность заместителя председателя Верховного суда и заместителя председателя Высшего хозяйственного суда. Такое сочетание теоретических и практических знаний дает нам возможность принимать качественные взвешенные решения по различным сложным правовым проблемам.
Решения Конституционного суда носят нормотворческий характер и, соответственно, здесь очень важна юридическая точность и взвешенность при принятии судебных решений. Поскольку в состав Конституционного суда входят высококвалифицированные юристы, которые имеют свое мнение по тем или иным правовым проблемам, у нас всегда происходит заинтересованное и углубленное обсуждение правовых проблем при выработке наших решений и правовых позиций. Иногда до выхода на окончательную редакцию решения у нас готовится 5-7 вариантов проектов.
Решение Конституционного суда всегда принимается большинством голосов. У нас действует тайна совещательной комнаты и право судей на особое мнение - если судья не согласен с правовыми выводами, изложенными в решении, он вправе изложить свое особое мнение на разрешение данной правовой проблемы. В прошлом году особых мнений судьи Конституционного суда не излагали, а ранее имела место судебная практика, когда при разрешении сложных правовых проблем судьи излагали свое особое мнение.
В состав Конституционного суда входят 12 судей, из них 8 имеют ученые степени: двое - докторские степени, шесть судей - кандидаты юридических наук. Четверо судей Конституционного суда имеют богатый опыт работы в системе юстиции. Двое наших судей ранее работали в должности заместителей министров юстиции, двое занимали должность заместителя председателя Верховного суда и заместителя председателя Высшего хозяйственного суда. Такое сочетание теоретических и практических знаний дает нам возможность принимать качественные взвешенные решения по различным сложным правовым проблемам.
Решения Конституционного суда носят нормотворческий характер и, соответственно, здесь очень важна юридическая точность и взвешенность при принятии судебных решений. Поскольку в состав Конституционного суда входят высококвалифицированные юристы, которые имеют свое мнение по тем или иным правовым проблемам, у нас всегда происходит заинтересованное и углубленное обсуждение правовых проблем при выработке наших решений и правовых позиций. Иногда до выхода на окончательную редакцию решения у нас готовится 5-7 вариантов проектов.
Решение Конституционного суда всегда принимается большинством голосов. У нас действует тайна совещательной комнаты и право судей на особое мнение - если судья не согласен с правовыми выводами, изложенными в решении, он вправе изложить свое особое мнение на разрешение данной правовой проблемы. В прошлом году особых мнений судьи Конституционного суда не излагали, а ранее имела место судебная практика, когда при разрешении сложных правовых проблем судьи излагали свое особое мнение.
Корр. БЕЛТА:
Какие международные контакты имеет Конституционный суд Беларуси?
Какие международные контакты имеет Конституционный суд Беларуси?
Петр Миклашевич:
Страны на постсоветском пространстве образовали такую международную организацию, как Конференция органов конституционного контроля стран новой демократии. КС Беларуси выступал в качестве ее учредителя. Ежегодно в Ереване проходит международная конференция конституционных судов стран новой демократии, в которой участвуют и представители конституционных судов Европы. Здесь обсуждаются различные проблемы конституционного правосудия. Представители Беларуси, в том числе и я, неоднократно бывали на этом международном форуме. Также действует Конференция европейских конституционных судов. КС Беларуси является ассоциированным членом. Уже в следующем году состоится очередной Конгресс этой организации в Австрии. КС Беларуси получил приглашение и сейчас готовит национальный доклад к этому форуму.
Два года назад создана Всемирная конференция по конституционному правосудию. КС Беларуси является ее членом. Прошло уже два конгресса, в Южно-Африканской Республике в Кейптауне и в Бразилии в Рио-де-Жанейро, в них наша делегация принимала участие. В следующем году третий Всемирный конгресс по конституционному правосудию состоится в Сеуле в Южной Корее. Белорусская делегация также примет в нем участие. Мы активно участвуем в таких мероприятиях, я лично дважды выступал на пленарных заседаниях всемирных форумов по конституционному правосудию. То есть КС Беларуси поддерживает активное сотрудничество с конституционными судами как на постсоветском, так и на европейском, и всемирном пространстве.
Страны на постсоветском пространстве образовали такую международную организацию, как Конференция органов конституционного контроля стран новой демократии. КС Беларуси выступал в качестве ее учредителя. Ежегодно в Ереване проходит международная конференция конституционных судов стран новой демократии, в которой участвуют и представители конституционных судов Европы. Здесь обсуждаются различные проблемы конституционного правосудия. Представители Беларуси, в том числе и я, неоднократно бывали на этом международном форуме. Также действует Конференция европейских конституционных судов. КС Беларуси является ассоциированным членом. Уже в следующем году состоится очередной Конгресс этой организации в Австрии. КС Беларуси получил приглашение и сейчас готовит национальный доклад к этому форуму.
Два года назад создана Всемирная конференция по конституционному правосудию. КС Беларуси является ее членом. Прошло уже два конгресса, в Южно-Африканской Республике в Кейптауне и в Бразилии в Рио-де-Жанейро, в них наша делегация принимала участие. В следующем году третий Всемирный конгресс по конституционному правосудию состоится в Сеуле в Южной Корее. Белорусская делегация также примет в нем участие. Мы активно участвуем в таких мероприятиях, я лично дважды выступал на пленарных заседаниях всемирных форумов по конституционному правосудию. То есть КС Беларуси поддерживает активное сотрудничество с конституционными судами как на постсоветском, так и на европейском, и всемирном пространстве.
Аванесов Ильдар, Витебск:
Применяет ли Конституционный суд РБ нормы международного права, в частности, выработанные международными организациями, членами которых Беларусь не является? В частности, каков юридический статус, по вашему мнению, у юриспруденции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Рекомендаций ПАСЕ в правовом пространстве Беларуси? Согласны ли Вы с мнением Г.А. Василевича, что судебная практика ЕСПЧ является общепризнанными принципами международного права и потому подлежит применению общими судами республики?
Применяет ли Конституционный суд РБ нормы международного права, в частности, выработанные международными организациями, членами которых Беларусь не является? В частности, каков юридический статус, по вашему мнению, у юриспруденции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Рекомендаций ПАСЕ в правовом пространстве Беларуси? Согласны ли Вы с мнением Г.А. Василевича, что судебная практика ЕСПЧ является общепризнанными принципами международного права и потому подлежит применению общими судами республики?
Петр Миклашевич:
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах являются составной частью белорусской правовой системы, их положениями руководствуется Конституционный Суд при принятии решений. Что касается Европейского суда по правам человека, то он создан в целях обеспечения соблюдения обязательств государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, которая принята в рамках Совета Европы. Республика Беларусь не является членом данной международной организации, поэтому действие указанной Конвенции и юрисдикция ЕСПЧ не распространяется на территорию Беларуси. Хотя в целом доктринальные подходы, выработанные в практике Европейского суда по правам человека, мы используем при разрешении конкретных дел, в определенной мере ориентируемся на них в своей деятельности.
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах являются составной частью белорусской правовой системы, их положениями руководствуется Конституционный Суд при принятии решений. Что касается Европейского суда по правам человека, то он создан в целях обеспечения соблюдения обязательств государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, которая принята в рамках Совета Европы. Республика Беларусь не является членом данной международной организации, поэтому действие указанной Конвенции и юрисдикция ЕСПЧ не распространяется на территорию Беларуси. Хотя в целом доктринальные подходы, выработанные в практике Европейского суда по правам человека, мы используем при разрешении конкретных дел, в определенной мере ориентируемся на них в своей деятельности.
Агалкова Марина, Мозырь:
Исходя из Послания о конституционной законности видно, что ряд решений конституционного суда исполняется через несколько лет. Что предпринимает КС для ускорения процесса исполнения его решений иными государственными органами? Может ли в этой связи КС обращаться в Генпрокуратуру для понуждения недобросовестных чиновников? И должны ли в принципе иные государственные органы исполнять решения Конституционного суда, вынесенные не в форме заключения? И кто уполномочен инициировать проверку нормативных документов на соответствие конституционности?
Исходя из Послания о конституционной законности видно, что ряд решений конституционного суда исполняется через несколько лет. Что предпринимает КС для ускорения процесса исполнения его решений иными государственными органами? Может ли в этой связи КС обращаться в Генпрокуратуру для понуждения недобросовестных чиновников? И должны ли в принципе иные государственные органы исполнять решения Конституционного суда, вынесенные не в форме заключения? И кто уполномочен инициировать проверку нормативных документов на соответствие конституционности?
Петр Миклашевич:
Ежегодно Конституционный суд принимает Послание о состоянии конституционной законности, которое направляется Президенту и Национальному собранию. В послании существует специальный раздел, где мы анализируем исполнение решений Конституционного суда. В частности, в прошедшем году были исполнены около 10 решений КС, некоторые оперативно, некоторые не исполнялись длительное время, однако это как раз те решения, которые связаны с устранением конституционно-правовых пробелов и совершенствованием законодательства. Для выполнения этих задач необходимо соблюдать принципы социальной обусловленности, научности и системности. Поэтому, когда был принят Жилищный кодекс, ряд решений, который ранее были приняты КС, нашли свою реализацию там, поскольку требовалось системное регулирование жилищных правоотношений. В этой связи утверждать, что решения КС своевременно не исполняются, поскольку они игнорируются нормотворческими органами, нет основания.
При этом нужно отметить, что обязательность исполнения решения КС обусловлена следующими конституционными положениями: во-первых, в соответствии со ст.7 Конституции, нормативный акт или его отдельное приложение, признанные в установленном законом порядке не конституционными, утрачивают свою силу. И Конституционный суд в соответствии со ст.116 Конституции является единственным судебным органом, который проверяет конституционность всех нормативно-правовых актов в государстве, то есть имеет право признать их не конституционными. И исходя из этих конституционных положений, если КС выносит заключение или решение о конституционности нормативно-правового акта или закона, то его решение носит обязательный характер.
Обязательность решений КС обусловлена и его конституционно-правовым статусом как органа судебной власти, конституционной функцией обеспечивать верховенство Конституции и ее прямое действие на территории Республики Беларусь, утверждать конституционную законность в нормотворчестве и правоприменении. Поэтому и другие решения КС, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, в том числе связанные с устранением конституционных пробелов и реализацией полномочий, которые предоставлены Декретом Президента, носят обязательный характер, даже те, которые вынесены не в форме заключения.
Ежегодно Конституционный суд принимает Послание о состоянии конституционной законности, которое направляется Президенту и Национальному собранию. В послании существует специальный раздел, где мы анализируем исполнение решений Конституционного суда. В частности, в прошедшем году были исполнены около 10 решений КС, некоторые оперативно, некоторые не исполнялись длительное время, однако это как раз те решения, которые связаны с устранением конституционно-правовых пробелов и совершенствованием законодательства. Для выполнения этих задач необходимо соблюдать принципы социальной обусловленности, научности и системности. Поэтому, когда был принят Жилищный кодекс, ряд решений, который ранее были приняты КС, нашли свою реализацию там, поскольку требовалось системное регулирование жилищных правоотношений. В этой связи утверждать, что решения КС своевременно не исполняются, поскольку они игнорируются нормотворческими органами, нет основания.
При этом нужно отметить, что обязательность исполнения решения КС обусловлена следующими конституционными положениями: во-первых, в соответствии со ст.7 Конституции, нормативный акт или его отдельное приложение, признанные в установленном законом порядке не конституционными, утрачивают свою силу. И Конституционный суд в соответствии со ст.116 Конституции является единственным судебным органом, который проверяет конституционность всех нормативно-правовых актов в государстве, то есть имеет право признать их не конституционными. И исходя из этих конституционных положений, если КС выносит заключение или решение о конституционности нормативно-правового акта или закона, то его решение носит обязательный характер.
Обязательность решений КС обусловлена и его конституционно-правовым статусом как органа судебной власти, конституционной функцией обеспечивать верховенство Конституции и ее прямое действие на территории Республики Беларусь, утверждать конституционную законность в нормотворчестве и правоприменении. Поэтому и другие решения КС, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, в том числе связанные с устранением конституционных пробелов и реализацией полномочий, которые предоставлены Декретом Президента, носят обязательный характер, даже те, которые вынесены не в форме заключения.
Дмитрий, Минск:
Согласно действующему законодательству Конституционный суд вправе рассматривать обращения граждан, носящие форму предложений по совершенствованию законодательства, направляемых в органы, обладающие правом законодательной инициативы. Вместе с тем данное право Конституционный суд использует довольно редко. В чем, на Ваш взгляд, причина?
Согласно действующему законодательству Конституционный суд вправе рассматривать обращения граждан, носящие форму предложений по совершенствованию законодательства, направляемых в органы, обладающие правом законодательной инициативы. Вместе с тем данное право Конституционный суд использует довольно редко. В чем, на Ваш взгляд, причина?
Петр Миклашевич:
В нашей стране граждане не обладают правом напрямую направлять в Конституционный суд так называемую конституционную жалобу. Они могут опосредованно обратиться в КС через уполномоченных субъектов: Президента, Палату представителей, Совет Республики, Совет Министров, Верховный суд и Высший хозяйственный суд. Когда поступают такие инициативные обращения, при наличии достаточных оснований указанные субъекты вправе внести предложения в Конституционный суд. Ежегодно от граждан уполномоченным субъектам поступает 60-70 таких обращений, однако еще ни одно сообщение не было направлено в Конституционный суд. Мы рассчитываем, что с принятием Закона о конституционном судопроизводстве форма доступа к органам конституционного правосудия будет реально реализовываться.
Что касается других обращений граждан, то ежегодно в КС поступает около тысячи таких обращений. Как правило, это связано с жалобами на неправомерные действия тех или иных должностных лиц, решения общих или хозяйственных судов, действия правоохранительных органов, поэтому эти обращения мы направляем соответствующим органам с учетом их компетенции. Обращения, в которых ставятся вопросы о несовершенстве законодательства, коллизиях, противоречиях в законодательстве, мы тщательно изучаем и ежегодно до десяти решений выносим по этим вопросам. На основании этих обращений граждан мы предлагаем законотворческим органам внести соответствующие изменения в закон, чтобы вырабатывался механизм полной реализации тех или иных прав граждан. Это мы отмечали и в послании в этом году, приводили конкретные примеры. В частности, было вынесено решение о праве граждан об освобождении от уплаты средств, затраченных на обучение, в случае добровольного поступления на воинскую службу; о праве граждан на компенсацию расходов на командировку. Действительно, мы не просто вносим предложения о совершенствовании законодательства, а выносим решение, основанное на устранение конституционно-правовых пробелов. Это означает, что на конституционном уровне закреплены права, однако выработанный правовой механизм недостаточен для их полной реализации. Поскольку по своей правовой природе Конституционный суд является "негативным" законодателем (то есть, признавая неконституционной ту или иную норму, он выводит из правового поля те нормы законов, которые являются неконституционными). Выступая в роли "позитивного" законодателя, мы исходим из устранения конституционно-правовых пробелов. Это право законодателя - постоянно совершенствовать правовой механизм.-0-
В нашей стране граждане не обладают правом напрямую направлять в Конституционный суд так называемую конституционную жалобу. Они могут опосредованно обратиться в КС через уполномоченных субъектов: Президента, Палату представителей, Совет Республики, Совет Министров, Верховный суд и Высший хозяйственный суд. Когда поступают такие инициативные обращения, при наличии достаточных оснований указанные субъекты вправе внести предложения в Конституционный суд. Ежегодно от граждан уполномоченным субъектам поступает 60-70 таких обращений, однако еще ни одно сообщение не было направлено в Конституционный суд. Мы рассчитываем, что с принятием Закона о конституционном судопроизводстве форма доступа к органам конституционного правосудия будет реально реализовываться.
Что касается других обращений граждан, то ежегодно в КС поступает около тысячи таких обращений. Как правило, это связано с жалобами на неправомерные действия тех или иных должностных лиц, решения общих или хозяйственных судов, действия правоохранительных органов, поэтому эти обращения мы направляем соответствующим органам с учетом их компетенции. Обращения, в которых ставятся вопросы о несовершенстве законодательства, коллизиях, противоречиях в законодательстве, мы тщательно изучаем и ежегодно до десяти решений выносим по этим вопросам. На основании этих обращений граждан мы предлагаем законотворческим органам внести соответствующие изменения в закон, чтобы вырабатывался механизм полной реализации тех или иных прав граждан. Это мы отмечали и в послании в этом году, приводили конкретные примеры. В частности, было вынесено решение о праве граждан об освобождении от уплаты средств, затраченных на обучение, в случае добровольного поступления на воинскую службу; о праве граждан на компенсацию расходов на командировку. Действительно, мы не просто вносим предложения о совершенствовании законодательства, а выносим решение, основанное на устранение конституционно-правовых пробелов. Это означает, что на конституционном уровне закреплены права, однако выработанный правовой механизм недостаточен для их полной реализации. Поскольку по своей правовой природе Конституционный суд является "негативным" законодателем (то есть, признавая неконституционной ту или иную норму, он выводит из правового поля те нормы законов, которые являются неконституционными). Выступая в роли "позитивного" законодателя, мы исходим из устранения конституционно-правовых пробелов. Это право законодателя - постоянно совершенствовать правовой механизм.-0-
Воловик Николай, Минск:
Имеется ли у граждан возможность посетить заседания Конституционного суда? Каким образом это можно осуществить?
Имеется ли у граждан возможность посетить заседания Конституционного суда? Каким образом это можно осуществить?
Петр Миклашевич:
Конституционное правосудие реализует принцип гласности. Абсолютное большинство заседаний Конституционного суда носит открытый характер - это означает, что граждане могут присутствовать на заседании Конституционного суда. Однако я хотел бы отметить, что все принятые нами решения доводятся до сведения граждан путем их публикации в средствах массовой информации. Судебные решения размещаются в двух газетах - "Звязда" и "Народная газета", на сайте Конституционного суда, на Национальном правовом интернет-портале и в журнале "Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь". Это говорит о том, что деятельность Конституционного суда является абсолютно открытой, гласной. Мы заинтересованы, чтобы как можно больше граждан знакомились с нашими решениями. Ведь это решения об изменениях и дополнениях законодательства, о конституционности нормативно-правовых актов. Они распространяются на всю территорию Беларуси и затрагивают права и интересы абсолютного большинства граждан.-0-
Конституционное правосудие реализует принцип гласности. Абсолютное большинство заседаний Конституционного суда носит открытый характер - это означает, что граждане могут присутствовать на заседании Конституционного суда. Однако я хотел бы отметить, что все принятые нами решения доводятся до сведения граждан путем их публикации в средствах массовой информации. Судебные решения размещаются в двух газетах - "Звязда" и "Народная газета", на сайте Конституционного суда, на Национальном правовом интернет-портале и в журнале "Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь". Это говорит о том, что деятельность Конституционного суда является абсолютно открытой, гласной. Мы заинтересованы, чтобы как можно больше граждан знакомились с нашими решениями. Ведь это решения об изменениях и дополнениях законодательства, о конституционности нормативно-правовых актов. Они распространяются на всю территорию Беларуси и затрагивают права и интересы абсолютного большинства граждан.-0-