Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
10 июля 2019 г. № Р-1189/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
 
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
 
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков».
 
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков», Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
 
Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
 
Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:
 
Республика Беларусь защищает конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1);
 
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
 
ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);
 
государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности; ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (часть первая статьи 25);
 
государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
 
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
 
1. Конституция, провозглашая Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством (часть первая статьи 1), определяя человека, его права, свободы и гарантии их реализации как высшую ценность и цель общества и государства, устанавливая ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (части первая и вторая статьи 2), обязывает государство заботиться о благополучии граждан, об обеспечении их прав и законных интересов.
 
Республика Беларусь, защищая конституционный строй, обеспечивая законность и правопорядок (часть третья статьи 1 Конституции), осуществляет борьбу с преступностью, реализует принцип неотвратимости уголовной ответственности. Вместе с тем государство, исходя из принципов гуманизма, правомочно отказаться от уголовного преследования конкретного лица или определенной категории лиц и прекратить в отношении них уголовные дела либо освободить от наказания.
 
Амнистия – комплексный многоотраслевой институт, представляющий собой акт государственного прощения, который включает нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Этот институт применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления.
 
На основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, а лицо, осужденное за преступление, может быть полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ему может быть снята судимость (часть 2 статьи 95 УК).
 
Конституционный Суд подтверждает ранее выраженную правовую позицию, согласно которой акт амнистии имеет особую правовую природу: он не отменяет и не изменяет содержание норм уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость общественно опасного деяния, не ставит под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда, не влечет реабилитацию обвиняемых и осужденных лиц (решение от 25 мая 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»).
 
По мнению Конституционного Суда, амнистия является реализацией гуманистических начал юридической ответственности, согласно которым никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию (часть третья статьи 25 Конституции). В соответствии с правовым принципом гуманизма лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления; наказание и иные меры уголовной ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (часть 7 статьи 3 УК).
 
Одновременно Конституционный Суд обращает внимание на важное общественно-политическое и социально-гуманитарное значение законов об амнистии, поскольку они  приурочены к государственным праздникам и особо памятным датам в истории Беларуси, связанным, как правило, с освобождением Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, Победой в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
 
2. Законом предусматривается освобождение от наказания и иных мер уголовной ответственности определенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних; беременных женщин; женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет; граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста; инвалидов I или II группы; ветеранов боевых действий на территории других государств; граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и некоторых других категорий лиц (статьи 1–7), а также освобождение отдельных категорий осужденных от наказания частично сроком на один год, несовершеннолетних – на два года (статья 8).
 
В соответствии со статьей 12 Закона предусматривается также снятие судимости с лиц, освобожденных от наказания или иных мер уголовной ответственности на основании статей 1 и 3 данного Закона.
 
Конституционный Суд отмечает, что Парламент, являющийся представительным и законодательным органом Республики Беларусь, наделен правом рассматривать проекты законов, в том числе об уголовной ответственности, об амнистии (часть первая статьи 90, пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). Данное конституционное право означает наличие у органа законодательной власти дискреционных полномочий в регламентации вопросов освобождения от уголовной ответственности и наказания, в том числе при определении категорий лиц, подпадающих под действие амнистии, оснований и порядка ее применения, требований к амнистированным, а также правовых последствий амнистии.
 
При этом Конституционный Суд исходит из того, что при принятии закона об амнистии законодатель должен руководствоваться не только политической или экономической целесообразностью, но прежде всего гуманистическими целями и конституционными ценностями правового государства, исключающими ситуацию, когда могут быть поставлены под угрозу интересы стабильного правового порядка и гарантии осуществления прав и свобод граждан в демократическом обществе.
 
3. Наряду с освобождением от наказания и иных мер уголовной ответственности достаточно широкого круга лиц, совершивших преступления, в статье 11 Закона определяется перечень категорий лиц, на которых амнистия не распространяется. К ним, в частности, относятся лица, к которым в течение 2014–2019 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости; которые на день постановления приговора полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем; злостно нарушающие установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности; допустившие особо опасный рецидив преступлений (часть 3 статьи 43 УК) либо признанные в установленном порядке особо опасными рецидивистами (статья 24 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 г.); которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения либо которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы; осужденные к наказанию в виде пожизненного заключения.
 
Законодателем предусматривается, что амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные рядом статей УК, в частности преступления против мира и безопасности человечества (статьи 122, 124, 126), убийство (статья 139), умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (часть 3 статьи 147), изнасилование (части 2 и 3 статьи 166), создание преступной организации либо участие в ней (статья 285), бандитизм (статья 286), участие в террористической деятельности (статьи 289, 2901–2905), захват заложника (статья 291), захват зданий и сооружений (статья 292), массовые беспорядки (статья 293), совершение действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (части 4 и 5 статьи 328, статья 3281, части 2 и 3 статьи 329, статья 331, часть 2 статьи 332), убийство сотрудника органов внутренних дел (статья 362). 

Положениями Закона устанавливается, что амнистия не распространяется также на лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, предусмотренные статьями 424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями), 425 (бездействие должностного лица), частями 2 и 3 статьи 426 (превышение власти или служебных полномочий) при совершении указанных преступлений из корыстной или иной личной заинтересованности, статьями 429 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 430 (получение взятки), 431 (дача взятки), 432 (посредничество во взяточничестве), 455 (злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти).  

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемый Законом правовой запрет на применение амнистии для определенного круга лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, носит социально обоснованный характер, поскольку исходит из учета тяжести содеянного, личности виновного и других существенных обстоятельств и направлен на защиту публичных интересов и восстановление социальной справедливости как цели уголовной ответственности, предусмотренной положением части 3 статьи 44 УК.     

При этом Конституционный Суд отмечает, что, принимая во внимание исключительную опасность коррупционных преступлений, которые снижают эффективность государственного управления и авторитет государственных органов, тормозят процессы социально-экономического развития страны и негативно влияют на инвестиционную привлекательность Республики Беларусь, законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, вправе установить правовой режим амнистии, предусматривающий наиболее оптимальный баланс интересов личности, общества и государства. 

4. Статьей 23 Закона закрепляются нормы о том, что применение амнистии производится по постановлению начальника исправительного учреждения, следственного изолятора, исправительного учреждения открытого типа, органа внутренних дел, органа дознания, утвержденному прокурором, либо по постановлению следователя или прокурора (часть первая); при рассмотрении материалов о применении амнистии судами участие прокурора обязательно (часть третья).
 
По мнению Конституционного Суда, данное правовое регулирование согласуется с положениями Конституции о полномочиях прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по уголовным делам (часть вторая статьи 125). Участие прокуратуры в принятии решений о применении амнистии является дополнительной гарантией обеспечения верховенства права, законности, защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции.
 
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон представляет собой акт гуманизма Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
 
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
 
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.
 
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
 
РЕШИЛ:
 
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
 
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
 
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
 
 
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати