Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
10 июля 2019 г. № Р-1188/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
 
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
 
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства».
 
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
 
Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
 
Законом вносятся дополнения и изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), законы Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон о воинской службе), «О государственной службе в Республике Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «О Следственном комитете Республики Беларусь», «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь».
 
Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции:
 
провозглашающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);
 
предусматривающих, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2);
 
определяющих, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
 
гарантирующих права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), в том числе право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28), право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (статья 30);
 
допускающих возможность ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);
 
устанавливающих, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь; порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом (статья 57);
 
закрепляющих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
 
Принятие Закона обусловлено необходимостью повышения эффективности функционирования военной организации государства, в том числе совершенствования порядка призыва на военную службу и сокращения случаев уклонения от исполнения гражданами своей конституционной обязанности по защите Республики Беларусь.
 
Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
 
1. Статьей 7 Закона пункт 4 статьи 88 Кодекса об образовании дополняется нормой, согласно которой выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), добровольно поступившие на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и прослужившие не менее срока обязательной работы, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.
 
Путем дополнения Кодекса об образовании указанной нормой реализуется решение Конституционного Суда от 14 ноября 2012 г. «О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу», в котором  указано, что закрепленное в Кодексе об образовании правовое регулирование отношений, касающихся обязанности возмещения выпускниками, которым место работы предоставлено путем распределения и не отработавшими установленный срок обязательной работы, средств, затраченных государством на их подготовку, в части освобождения от такого возмещения только тех выпускников, которые призваны на военную службу по призыву в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования и уволены с нее, свидетельствует о конституционно-правовом пробеле в законодательном регулировании. Различие оснований поступления на военную службу (по обязательному призыву или добровольно на условиях заключенного контракта) не должно влечь разные последствия неисполнения обязанности выпускников отработать установленный срок, поскольку в любом из этих случаев выпускники приступают к единой по своей правовой природе военной службе – исполнению конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь. При этом Конституционный Суд признал необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.
 
Конституционный Суд отмечает, что реализация Законом указанного решения направлена на обеспечение комплексного правового регулирования вопросов, касающихся возмещения средств, затраченных государством на подготовку специалистов за счет средств бюджета, в случае поступления данных специалистов на военную службу, учитывая значимость исполнения конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь, что согласуется с положениями части третьей статьи 1, частей первой и второй статьи 7, части первой статьи 57 Конституции.
 
2. Пунктом 1 статьи 1 Закона в статью 12 Закона о воинской службе вносится дополнение, устанавливающее, что военные комиссариаты (обособленные подразделения) для осуществления воинского учета получают на безвозмездной основе персональные данные граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете призывников и военнообязанных, посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы и (или) иным способом; сбор, обработка и предоставление персональных данных указанных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
 
Наделение военных комиссариатов данными полномочиями необходимо для целей воинского учета призывников и военнообязанных, в том числе для организации работы по вызову граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете призывников и военнообязанных, для получения повесток (направлений) военкоматов.
 
Конституционный Суд отмечает, что такое законодательное регулирование в определенной мере ограничивает предусмотренное Конституцией право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28). Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда, такое ограничение является объективно обусловленным и оправданным средством, необходимым для обеспечения обороноспособности государства, соответствует части первой статьи 23 Конституции, устанавливающей, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
 
Анализ вводимых Законом ограничений прав и свобод личности позволяет сделать вывод, что они являются соразмерными конституционно защищаемым ценностям и целям, согласуются с положением Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», предусматривающим, что порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь (часть третья статьи 18).
 
При этом Конституционный Суд, подтверждая ранее выраженные правовые позиции (решения от 8 июня 2018 г., от 27 декабря 2018 г.), обращает внимание правоприменителя на необходимость обеспечения прав граждан на защиту от неправомерного или произвольного вмешательства в их личную жизнь. Сбор, обработка, использование и хранение персональных данных должны осуществляться лишь для правомерного исполнения функций органами, использующими такие данные, быть необходимыми для достижения целей их сбора и обработки.
 
3. Пунктом 2 статьи 1 Закона излагаются в новой редакции части третья и четвертая статьи 32 Закона о воинской службе. Так, предусматривается, в частности, что отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования предоставляется на период обучения: учащимся, получающим профессионально-техническое образование, среднее специальное образование в очной форме получения образования, студентам, получающим высшее образование I ступени в очной форме получения образования; гражданам, обучающимся в учреждениях образования в очной форме получения образования за границей, в том числе по направлениям республиканских органов государственного управления (государственных организаций) в рамках реализации государственных программ (абзацы третий и четвертый части третьей статьи 32 указанного Закона).
 
Частью четвертой указанной статьи Закона о воинской службе устанавливается, что отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования, предусматриваемая абзацами третьим и четвертым части третьей данной статьи, предоставляется гражданам один раз; данное требование не распространяется на граждан, обучающихся за границей по направлениям республиканских органов государственного управления (государственных организаций) в рамках реализации государственных программ.
 
Конституционный Суд отмечает, что Парламент, являющийся представительным и законодательным органом Республики Беларусь, наделен правом рассматривать проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военной доктрины, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об образовании (часть первая статьи 90, пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). Данное конституционное право означает наличие у органа законодательной власти дискреции в регулировании отношений в сфере исполнения гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности путем прохождения воинской службы, в том числе определении оснований и условий освобождения от воинской службы (часть вторая статьи 57 Конституции).
 
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование, в равной мере обеспечивающее реализацию закрепленных в Конституции права на образование (часть первая статьи 49), обязанности и священного долга гражданина Республики Беларусь по защите Республики Беларусь (часть первая статьи 57), в том числе посредством прохождения военной службы, основано на положениях Конституции, согласно которым государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2).
 
При этом законодатель исходил из необходимости достижения разумного и справедливого баланса между целями, с одной стороны, подготовки высококвалифицированных кадров для потребностей общества и государства, а с другой – обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, укомплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований личным составом, необходимым для эффективного решения задач по защите Отечества. 
 
Устанавливаемая Законом система отсрочек от призыва на военную службу в зависимости от получения образования разного вида и уровня, по мнению Конституционного Суда, является законодательно закрепляемой гарантией как конституционного права на образование, так и порядка реализации конституционного долга по защите Республики Беларусь определенными категориями граждан.
 
Предоставление отсрочки для продолжения образования не означает освобождения от военной службы по призыву, а в отношении лиц, которые подлежат призыву, не нарушает их конституционное право на образование, поскольку не посягает на само существо данного права и не приводит к утрате его основного содержания.
 
4. Законом устанавливается, что в случае уклонения граждан, не состоящих в запасе, от призыва на срочную военную службу, службу в резерве до достижения ими 27-летнего возраста или неисполнения ими обязанностей по воинскому учету, вследствие чего стало невозможным их оповещение о необходимости явки на мероприятия по призыву на срочную военную службу, службу в резерве, районная (городская) призывная комиссия при достижении такими гражданами 27-летнего возраста с учетом совокупности обстоятельств допущенных нарушений может принять, а при установлении факта уклонения вступившим в законную силу приговором суда – принимает решение о признании их не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (абзац третий пункта 3 статьи 1). Аналогичным образом регулируется право военного комиссара принимать такие решения в отношении граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, в случае их уклонения от призыва на военную службу до достижения ими 27-летнего возраста или неисполнения ими обязанностей по воинскому учету (абзац шестой пункта 3 статьи 1 Закона).
 
В ряде законов закрепляются некоторые ограничения права на труд граждан, в отношении которых приняты указанные решения. Признание гражданина Республики Беларусь не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, является основанием для отказа в приеме на государственную службу; гражданин Республики Беларусь по указанному основанию не может быть принят на службу в Следственный комитет, Государственный комитет судебных экспертиз, органы внутренних дел, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям; с таким лицом, поступающим на военную службу по контракту, не может быть заключен контракт о прохождении военной службы (пункт 6 статьи 1, статьи 2–5, 8, 9 Закона).
 
Согласно статье 39 Конституции граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Из положений части первой статьи 41 Конституции следует, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой.
 
Вместе с тем Конституционный Суд отмечает, что государственные должностные лица выполняют вытекающие из положений Конституции публично-властные полномочия, чем обусловливаются содержание и характер как требований государства по отношению к ним, так и их обязанностей по отношению к государству. Право законодателя устанавливать особые правила поступления на государственную службу и правила ее прохождения для государственных должностных лиц предопределяется особенностью правового статуса государственных должностных лиц и важностью стоящих перед ними задач. Повышенные требования к лицам, служебная деятельность которых затрагивает права и свободы других лиц, являются основой качественного исполнения ими своих профессиональных обязанностей и, как следствие, – дополнительной гарантией надлежащей защиты конституционных ценностей, в том числе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
 
По мнению Конституционного Суда, закрепляемые в Законе требования допустимы исходя из предписаний части первой статьи 23 Конституции, а также корреспондируют правовой позиции Конституционного Суда, согласно которой конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда устанавливать различия, исключения, предпочтения в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям (решение от 23 декабря 2011 г.).
 
5. Изменениями, вносимыми в Закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», корректируются основания для временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь. Законом устанавливается, что право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если он надлежаще оповещен о необходимости явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве и не является на эти мероприятия или не исполняет обязанности по воинскому учету, установленные законодательными актами Республики Беларусь о воинской обязанности и воинской службе, вследствие чего стало невозможным его оповещение о необходимости явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, – до явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве (пункт 1 статьи 6). Соответственно уточняется положение о гражданах, в отношении которых военные комиссариаты (обособленные подразделения военных комиссариатов) принимают решения о временном ограничении права на выезд из Республики Беларусь по такому основанию (пункт 2 статьи 6 Закона).
 
Конституция, провозглашая обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь высшей целью государства (часть первая статьи 21), допускает возможность ограничения прав только в случаях, предусмотренных законом, при условии соблюдения требования о соответствии вводимых ограничений критериям, закрепленным в части первой статьи 23 Конституции.
 
Нормы Закона, уточняющие основание для временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь, связанное с явкой на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, в определенной мере ограничивают конституционное право граждан Республики Беларусь свободно передвигаться и покидать Республику Беларусь (статья 30 Конституции).
 
Однако, принимая во внимание, что указанное ограничение основано на конституционном положении об ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2), направлено на защиту государственных и общественных интересов, национальной безопасности путем создания правового механизма выполнения конституционной обязанности и священного долга гражданина Республики Беларусь по защите Республики Беларусь (часть первая статьи 57 Конституции), по мнению Конституционного Суда, устанавливаемое ограничение не является чрезмерным, соответствует нормам Конституции и отвечает общепризнанным принципам международного права, согласно которым ограничения прав и свобод должны быть предусмотрены законом, необходимы в демократическом обществе и преследовать правомерные цели (статья 29 Всеобщей декларации прав человека, статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
 
Оценивая содержание Закона, Конституционный Суд считает, что вносимые изменения направлены на системное и комплексное регулирование правовых отношений в сфере национальной безопасности и обороноспособности, создание необходимых условий для устойчивого функционирования военной организации государства, в том числе путем оптимального использования имеющихся в стране призывных ресурсов для обеспечения ими Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, что соответствует положениям Конституции.
 
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
 
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
 
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
 
РЕШИЛ:
 
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
 
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
 
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
 
 
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                               П.П.Миклашевич

Версия для печати