Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
9 июля 2019 г. № Р-1186/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму».

 

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 июня 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму, в том числе деятельности, направленной на реабилитацию нацизма, пропаганду нацистской символики и атрибутики.

 

Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции:

 

устанавливающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный срой, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);

 

определяющих, что любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону (часть вторая статьи 3);

 

запрещающих создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (часть третья статьи 5);

 

предусматривающих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

 

гарантирующих права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), в том числе свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 33);

 

устанавливающих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

1. Нацизм как одна из наиболее опасных форм проявления экстремизма представляет собой реальную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам граждан. 

 

В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН отмечается рост в последние годы активности различного рода нацистских движений и насильственного экстремизма.

 

Так, в Резолюции 73/157 Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» от 17 декабря 2018 года, в частности, обращено внимание на особую опасность экстремистских политических партий, движений, идеологий и групп расистского и ксенофобского толка, включая группы неонацистов; указано на недопустимость героизации и прославления в любой форме нацистского режима, его союзников и связанных с ними организаций; особо подчеркнуто, что подобные действия оскорбляют память бесчисленных жертв Второй мировой войны и оказывают негативное влияние на детей и молодежь; содержится призыв к государствам и всем другим заинтересованным сторонам принимать в соответствии с международным правом более эффективные меры по предупреждению подобных явлений и формирования экстремистских движений, создающих реальную угрозу демократическим ценностям, и борьбе с ними, а также повышать бдительность и инициативно добиваться признания этих проблем и эффективно их решать. 

 

В текст указанной Резолюции включено также напоминание о том, что любые законодательные или конституционные меры, принимаемые в целях противодействия экстремистским политическим партиям, движениям, идеологиям и группам расистского и ксенофобского толка, включая группы неонацистов и «бритоголовых», и подобным им экстремистским идеологическим движениям, должны быть сообразны соответствующим международным обязательствам в области прав человека, в частности сформулированным в статьях 4 и 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года и статьях 19–22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года (пункт 10).

 

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции цели обеспечения гражданского согласия во взаимосвязи с установленным запретом на создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (часть третья статьи 5 Конституции), а также основываясь на конституционном положении о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции), Республика Беларусь проводит последовательную политику по противодействию любым проявлениям экстремизма как идеологии и практики нетерпимости и ненависти, допускающим использование крайних мер для достижения противоправных целей.

 

2. Пунктом 1 статьи 1 Закона вносятся изменения в определения основных терминов, закрепленных в статье 1 Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее ‒ Закон об экстремизме), в том числе уточняется определение понятия «экстремизм»; вводятся термины «нацизм», «реабилитация нацизма», «нацистская символика и атрибутика» и их определения.

 

Вносимые изменения обусловлены высоким уровнем общественной опасности деятельности, направленной на оправдание и одобрение нацизма, под которым понимаются тоталитарная идеология (доктрина) и практика ее применения гитлеровской Германией, ее союзниками и сателлитами с 1933 по 1945 год, связанные с тоталитарными террористическими методами власти, официальной градацией всех наций по степени полноценности, пропагандой превосходства одних наций над другими, сопровождавшиеся преступлениями против мира и безопасности человечества, военными и другими преступлениями, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (далее ‒ Международный военный трибунал), а также необходимостью пресечения деятельности, сопряженной с пропагандой нацистской символики и атрибутики, к которым, в частности, относятся флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, использовавшиеся Национал-социалистской рабочей партией Германии, Национальной фашистской партией Италии, другими государственными, военными и иными структурами либо организациями, сотрудничавшими с такими структурами на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны (абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 1 Закона).

 

Социально деструктивная роль идеологии и практики нацизма выражается в том, что они направлены на подрыв основ демократического правового государства, конституционного строя, угрожают безопасности и спокойствию граждан, порождают мировоззрение нетерпимости, ненависти и устрашения, поощряющего и оправдывающего готовность использовать радикальные средства для достижения противоправных целей, что может повлечь возникновение социальных волнений, вооруженных конфликтов, посягательств на материальные и духовные ценности общества, причинение нравственных страданий людям, особенно участникам Великой Отечественной войны и лицам, чьи родственники погибли либо пострадали во время этой войны.

 

Конституционный Суд отмечает, что введение законодательного запрета на действия, направленные на реабилитацию нацизма, пропаганду нацистской символики или атрибутики, отвечают предписаниям Конституции о необходимости установления принципа верховенства права, поддержания режима законности и правопорядка, обеспечения национальной безопасности, защиты конституционного строя, уважения человеческого достоинства, реализации прав и свобод граждан.

 

3. Законом (пункт 5 статьи 1) Закон об экстремизме дополняется статьей 141, в соответствии с которой запрещаются реабилитация нацизма, пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения (часть первая); перечни организаций и иных структур, указанных в части седьмой статьи 1 данного Закона, их символики и атрибутики определяются Министерством внутренних дел по согласованию с Комитетом государственной безопасности и Национальной академией наук Беларуси (часть вторая).

 

Статья 1 Закона об экстремизме дополняется термином «реабилитация нацизма», который определяется как действия, совершенные публично либо с использованием публично демонстрируемого произведения, или средств массовой информации, или глобальной компьютерной сети Интернет, или иной информационной сети, выражающиеся в следующем:

 

оправдание идеологии (доктрины) и практики нацизма, признание их правильными, нуждающимися в поддержке и достойными подражания, а также распространение идеологии нацизма;

 

одобрение или отрицание преступлений против мира и безопасности человечества, военных и других преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала;

 

прославление или оправдание лиц и (или) структур либо организаций, признанных виновными либо преступными приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала, а равно сотрудничавших с такими лицами и (или) структурами либо организациями на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны политических и военных организаций, а также лиц, участвовавших в деятельности таких политических и военных организаций и исполнявших либо умышленно содействовавших исполнению преступных приказов лиц и (или) структур либо организаций, указанных в данном абзаце, в любой форме.

 

Оценивая конституционность приведенных положений Закона, Конституционный Суд отмечает следующее.

 

Конституция гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 33). Свобода выражения мнений, убеждений является необходимым условием конституционного развития демократического государства, основанного на соблюдении прав человека и верховенстве права, относится к базовым ценностям общества и государства, в которых господствуют право и демократия. В соответствии с положениями Конституции, согласно которым человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), для реализации прав человека на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 24, часть первая статьи 25) государство, будучи ответственным перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2), при обеспечении законности и правопорядка (часть третья статьи 1) принимает меры по ограничению права граждан на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

 

При этом Парламент, являющийся представительным и законодательным органом Республики Беларусь, наделен правом рассматривать проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан (часть первая статьи 90, пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). Данное конституционное право, по мнению Конституционного Суда, означает наличие у органа законодательной власти необходимых дискреционных полномочий в регламентации вопросов реализации гражданами Республики Беларусь прав и свобод исходя из требований части первой статьи  23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В рамках предоставленных дискреционных полномочий законодатель определяет, какие из деяний с учетом степени их общественной опасности, тяжести последствий и иных обстоятельств подлежат запрету.

 

Таким образом, из выявленного конституционно-правового смысла Закона следует, что его нормы имеют целью дальнейшее системное и комплексное регулирование правовых отношений, связанных с противодействием экстремизму, в том числе деятельности, направленной на реабилитацию нацизма, пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения, что согласуется с положениями Конституции и международно-правовых актов в указанной сфере.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати