Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
8 июля 2019 г. № Р-1182/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 июня 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» (далее – Закон о государственных наградах) в части награждения многодетных матерей орденом Матери, лишения государственных наград Республики Беларусь с учетом практики его применения.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции, согласно которым:

 

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (часть вторая статьи 1 Конституции);

 

Республика Беларусь – социальное правовое государство; брак, семья, материнство и отцовство находятся под защитой государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 32);

 

Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе об установлении государственных наград (пункт 2 части первой статьи 97); Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).

 

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О  конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона, устанавливая соответствие его Конституции по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

1. Законом в Закон о государственных наградах вносятся изменения, предусматривающие дополнительные условия награждения женщин орденом Матери, а также основания, препятствующие такому награждению; уточняющие порядок возбуждения ходатайства о награждении орденом Матери; расширяющие перечень оснований для лишения государственных наград Республики Беларусь (пункты 3, 7 и 9 статьи 1); и др.

 

Конституционным Судом в ранее принятых решениях по результатам анализа и оценки законодательных положений, касающихся определения системы и статуса государственных наград Республики Беларусь, оснований награждения, излагались правовые позиции, согласно которым законодатель вправе, исходя из интересов государства и общества и необходимости соответствия статуса государственной награды характеру заслуг награждаемого, формировать систему официального признания заслуг граждан перед обществом и государством; установление государственных наград выступает проявлением государственного суверенитета. Поскольку Конституцией непосредственно не определены система и статус государственных наград Республики Беларусь, законодатель осуществляет правовое регулирование в этой сфере с учетом специфики государственной награды как высшей формы поощрения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства за заслуги перед Республикой Беларусь, признания их вклада в защиту и укрепление государства и демократического общества, единства народа, приумножение экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны, а также заслуг в общественной, гуманитарной, благотворительной и иных видах деятельности перед государством и народом (решения от 26 мая 2011 г. № Р-592/2011, от 29 июня 2012 г. № Р-730/2012, от 17 апреля 2015 г. № Р-977/2015 и от 10 октября 2016 г. № Р-1064/2016).

 

Придерживаясь приведенных правовых позиций, Конституционный Суд отмечает, что Парламент при принятии указанных положений Закона действовал в пределах своих дискреционных полномочий, совершенствуя правовое регулирование отношений, связанных с награждением многодетных матерей орденом Матери, и устанавливая новое основание для лишения государственных наград Республики Беларусь.

 

2. Законом (пункт 3 статьи 1) статья 13 Закона о государственных наградах излагается в новой редакции, предусматривающей, что одним из условий награждения орденом Матери является наличие у детей гражданства Республики Беларусь; награждение женщин, усыновивших (удочеривших) ребенка (детей), производится по истечении пяти лет с даты его (их) усыновления (удочерения); при этом к награждению орденом Матери не могут быть представлены женщины, ненадлежащим образом выполняющие установленные законодательством обязанности по воспитанию и содержанию детей, лишенные родительских прав, восстановленные в родительских правах и др.

 

По мнению Конституционного Суда, уточнение условий и оснований для награждения женщин орденом Матери направлено на совершенствование  правового регулирования таких отношений и имеет целью повышение престижа ордена Матери как высшей формы поощрения женщин, родивших и воспитавших пять и более детей – граждан Республики Беларусь, а также как одного из условий сохранения и развития народа Беларуси, решения задач демографической и семейной политики государства.

 

Расширение оснований, по которым женщины не представляются к награждению орденом Матери, имеет целью исключение формального подхода к их награждению в качестве формы официального признания их заслуг перед обществом и государством в случаях, когда они выполнили социально значимую функцию – рождение детей (их усыновление, удочерение), но уклоняются от выполнения обязанностей по их воспитанию и содержанию, злоупотребляют родительскими правами, осуществляют их в противоречии с интересами детей, препятствуют созданию условий для надлежащего и достойного воспитания, развития и образования детей.

 

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование соответствует положениям части третьей статьи 32 Конституции, предусматривающим, что родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, а также согласуется с положениями Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (статьи 67 и 75), Декрета  Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О  дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

 

3. Пунктом 7 статьи 1 Закона определяются срок и место возбуждения местными исполнительными и распорядительными органами ходатайства о награждении орденом Матери – не позднее шести месяцев со дня возникновения оснований для награждения в соответствии с регистрацией матери по месту жительства (месту пребывания).

 

По мнению Конституционного Суда, уточнение положений статьи 61 Закона о государственных наградах, связанных с возбуждением местными исполнительными и распорядительными органами ходатайства о награждении орденом Матери, направлено на установление единых сроков и места для возбуждения такого ходатайства, реализацию конституционного принципа верховенства права и вытекающего из него принципа правовой определенности.

 

4. Законом (пункт 9 статьи 1) статья 72 Закона о государственных наградах излагается в новой редакции, предусматривающей в том числе такое основание для лишения государственных наград Республики Беларусь, как совершение лицами проступка, порочащего их как награжденных.

 

Конституционный Суд отмечает, что законодатель, действуя в рамках дискреционных полномочий, вправе устанавливать основания для лишения лиц, награжденных государственными наградами Республики Беларусь, государственных наград в связи с их недостойным поведением, выразившимся в совершении проступка, порочащего их как награжденных.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич

Версия для печати