Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
8 июля 2019 г. № Р-1180/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 июня 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся изменения в отдельные статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), а также этот Кодекс дополняется нормами, устанавливающими уголовную ответственность за склонение спортсмена к использованию запрещенных в спорте веществ и методов, за умышленное использование в отношении спортсмена таких веществ, методов.

 

1. При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из:

 

провозглашения Республики Беларусь демократическим социальным правовым государством (часть первая статьи 1 Конституции);

 

определения Конституцией человека, его прав, свобод и гарантий их реализации высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2);

 

установления в Республике Беларусь принципа верховенства права, согласно которому государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции);

 

признания Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечения соответствия им законодательства  (часть первая статьи 8 Конституции);

 

гарантирования Конституцией прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);

 

обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59 Конституции).

 

Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

2. В Конституции закреплены нормы о том, что Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1), в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается  только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

 

Конституцией предусмотрено также, что гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией, в том числе по соблюдению Конституции, законов, уважению достоинства, прав, свобод, законных интересов других лиц (часть вторая статьи 2, статьи 52 и 53).

 

Конституционный Суд отмечает, что законодатель, исходя из данных конституционных норм, в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции вправе на законодательном уровне определять, какие общественно опасные деяния  являются преступлениями, закреплять основания и условия уголовной ответственности, устанавливать наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления.

 

При этом устанавливаемые в уголовном законе меры уголовной ответственности должны, по мнению Конституционного Суда, обладать разумным сдерживающим потенциалом, достаточным для соблюдения соответствующих запретов, чтобы их применение отвечало предназначению государственного принуждения, которое по смыслу части первой статьи 1, части первой статьи 2, части первой статьи 21, части первой статьи 23 Конституции заключается в том числе в превентивном использовании присущих ему юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционных ценностей.

 

3. Согласно Конституции каждый имеет право на жизнь; государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств; гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе развитием физической культуры и спорта (части первая и вторая статьи 24, части первая и третья статьи 45).

 

Законом (пункт 3 статьи 1) УК дополняется статьей 3311 «Склонение спортсмена к использованию вещества и (или) метода, включенных в Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов» и статьей 3312 «Умышленное использование в отношении спортсмена вещества и (или) метода, включенных в Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов».

 

Нормы Закона в этой части основываются также на положениях ряда международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь.

 

Конвенция против применения допинга 1989 года обязывает государства принимать законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга, а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга (пункт 1 статьи 4); с этой целью стороны призывают свои спортивные организации уточнять и согласовывать их соответствующие права, обязательства и обязанности, в частности путем согласования процедуры применения эффективных санкций в отношении руководителей, врачей, ветеринаров, тренеров, физиотерапевтов и других руководителей или соучастников нарушений спортсменами антидопинговых правил (подпункт «е» пункта 2 статьи 7).

 

В соответствии со статьей 9 Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте 2005 года государства-участники сами принимают или содействуют  принятию спортивными организациями и антидопинговыми организациями мер, в том числе  санкций или штрафов в отношении вспомогательного персонала спортсмена, нарушающего  антидопинговое правило или совершающего другое нарушение, которое связано с допингом в спорте.

 

Согласно статье 21 Всемирного антидопингового кодекса 2015 года персонал спортсмена должен знать и соблюдать антидопинговую политику и правила, принятые в соответствии с данным Кодексом, которые применимы к нему или спортсменам, содействие которым он оказывает; использовать свое влияние на спортсмена, его взгляды и поведение с целью формирования атмосферы нетерпимости к допингу (пункты 21.2.1 и 21.2.3).

 

Конституционный Суд отмечает, что общественная опасность допинга в спорте, которым согласно пункту 1 статьи 49 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» признается совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил, установленных Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь с учетом Всемирного антидопингового кодекса, заключается в том, что применение допинга наносит вред идеологии спорта и приводит к утрате его ценностей, а также представляет реальную угрозу для здоровья спортсменов.

 

Таким образом, установление уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с допингом в спорте, основано на положениях Конституции и международно-правовых актов, находится в пределах дискреции Парламента и направлено на защиту от преступных посягательств ценностей и идеологии спорта, здоровья спортсменов.

 

4. Пунктом 1 статьи 1 Закона в статью 130 УК вносится дополнение, согласно которому наряду с предусмотренной ответственностью за умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности, устанавливается также ответственность за умышленные действия по реабилитации нацизма.

 

В Резолюции 73/157 Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» от 17 декабря 2018 года государствам рекомендовано принять надлежащие меры, в том числе в законодательной области и в сфере образования, в соответствии с их международными обязательствами в области прав человека, чтобы предотвратить пересмотр итогов Второй мировой войны и отрицание преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных во время Второй мировой войны (пункт 18).

Конституционный Суд полагает, что введение уголовной ответственности за публичную реабилитацию нацизма обусловлено повышенной степенью опасности такой деятельности, которая преследует своей целью изменение сознания и воли значительного количества людей, подмену их ценностных ориентиров, формирование у них чувства социальной вражды, склонение к социально деструктивному поведению.

 

Таким образом, проверяемое положение Закона обеспечивает криминализацию действий по реабилитации нацизма как одного из наиболее опасных проявлений экстремизма, что соответствует положениям Конституции о запрещении пропаганды социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (часть третья статьи 5), о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8).

 

5. Законом (пункт 2 статьи 1) предусматривается смягчение уголовной ответственности за совершение некоторых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов: нижняя граница санкции за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 328 УК, снижается с 5 до 3 лет, а преступления, предусмотренного частью 3 данной статьи УК, – с 8 до 6 лет.

 

Конституционный Суд отмечает, что данная норма Закона направлена на обеспечение индивидуализации уголовной ответственности и соразмерности уголовно-правовых последствий для лица, привлекаемого к уголовной ответственности, вреду, причиняемому в результате его противоправных действий, и соответствует положениям части третьей статьи 1 и части второй статьи 2 Конституции об обеспечении Республикой Беларусь законности и правопорядка, ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

 

Конституционный Суд считает, что по своему содержанию проверяемый Закон, исходя из верховенства права, направлен на дальнейшее утверждение законности и правопорядка, эффективное решение задач уголовного закона на современном этапе развития общества и государства в целях гарантирования и защиты конституционных прав и свобод граждан.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                            П.П.Миклашевич

Версия для печати