Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
5 июля 2019 г. № Р-1177/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 июня 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования положений Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии), а также согласования с нормами иных законодательных актов, регулирующих сходные общественные отношения.

 

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку положений Закона, исходя из верховенства и непосредственного действия норм Конституции, необходимости закрепления в Законе механизмов реализации конституционных принципов и норм, учитывая:

 

установление в Республике Беларусь как правовом государстве принципа верховенства права, согласно которому государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть первая статьи 1, части первая и вторая статьи 7 Конституции);

 

гарантирование государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции);

 

гарантирование гражданам Республики Беларусь права на охрану здоровья, которое обеспечивается также мерами по оздоровлению окружающей среды (части первая и третья статьи 45 Конституции);

 

закрепление права каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (часть первая статьи 46 Конституции).

 

При проверке Закона Конституционный Суд основывается также на положениях ряда международно-правовых актов (статье 25 Всеобщей декларации прав человека, статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статье 15 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека). Так, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах установлено признание участвующими в этом Пакте государствами права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; при этом меры, которые должны быть приняты государствами-участниками для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними (пункт 1, подпункты «b» и «c» пункта 2 статьи 12).

 

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

 

2. Установление в Республике Беларусь принципа верховенства права обусловливает необходимость его соблюдения при правовом регулировании во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Вытекающий из него принцип правовой определенности, как неоднократно отмечал Конституционный Суд в своих решениях, предполагает ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность правовых норм, обеспечивающих тем самым однозначность их понимания, единообразие и предсказуемость правоприменительной практики.

 

На реализацию принципа правовой определенности в законодательном регулировании общественных отношений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения направлены положения статьи 1 Закона:

 

касающиеся уточнения понятийного аппарата, в частности определения таких терминов, как «анализ рисков», «патогенные биологические агенты», «санитарно-эпидемиологические требования» (пункт 1);

 

закрепляющие положения о том, что санитарные нормы и правила утверждаются Министерством здравоохранения, а обязательные для соблюдения гигиенические нормативы определяются Советом Министров Республики Беларусь (пункт 8);

 

корректирующие перечень факторов среды обитания человека, условий деятельности организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, оборудования, транспортных средств, к которым предъявляются санитарно-эпидемиологические требования, а также определяющие виды нормативных правовых актов, которыми устанавливаются указанные требования (пункт 9);

 

уточняющие правила проведения Министерством здравоохранения государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (пункт 10);

 

определяющие перечень объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, предмет государственной санитарно-гигиенической экспертизы в отношении градостроительных проектов, проектов санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения, проектной документации, а также условия и требования к выдаче санитарно-гигиенического заключения (пункт 11) и др.

 

Из содержания приведенных положений статьи 1 Закона следует, что устанавливаемое правовое регулирование направлено на обеспечение ясности и непротиворечивости нормативных положений, однозначное понимание содержащихся в них предписаний, что согласуется с принципом правовой определенности как важнейшей составляющей принципа верховенства права, способствуя его утверждению в законотворчестве и правоприменении.

 

3. Законом расширяются и конкретизируются полномочия Совета Министров, Министерства здравоохранения, иных республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункты 4–7 статьи 1).

 

Так, в статье 7 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии закрепляются полномочия Совета Министров по утверждению государственных программ (вместо обеспечения разработки и реализации государственной программы), а также по определению обязательных для соблюдения в соответствии с актами Президента Республики Беларусь специфических санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.

 

В статье 9 указанного Закона устанавливается полномочие местных Советов депутатов утверждать региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов (вместо утверждения концепций (планов мероприятий).

 

Местные исполнительные и распорядительные органы в силу дополнения статьи 10 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии новым абзацем наделяются полномочием формировать и вносить для утверждения в местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов.

 

Конституционный Суд, оценивая конституционность приведенных положений Закона, отмечает, что они согласуются с нормами Конституции, предусматривающими, что Правительство разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; обеспечивает проведение единой экономической политики, государственной политики в области здравоохранения, экологии; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента (абзацы третий, пятый и десятый статьи 107 Конституции); местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории; при этом утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов (статьи 120 и 121 Конституции).

 

4. Законом (пункты 9 и 19 статьи 1) статья 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии дополняется частью, согласно которой санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются в том числе международными договорами Республики Беларусь; международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры; излагается в новой редакции статья 32 данного Закона, в абзаце седьмом части первой которой содержится ссылка на акты Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

 

Данное законодательное регулирование соответствует правовым позициям, сформулированным в решениях Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 мая 2018 г. по Закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», от 8 июня 2018 г. по Закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», а также отвечает международным обязательствам Республики Беларусь в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе, что в полной мере согласуется с положениями части первой статьи 8 Конституции, в силу которых Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

 

5. Пунктами 19 и 20 статьи 1 Закона излагаются в новой редакции ряд статей Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, регламентирующих вопросы, связанные с осуществлением государственного санитарного надзора (статья 32), с наделением органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц соответствующими правами и обязанностями (статьи 33 и 34); корректируются положения статьи 37 «Права Главного государственного санитарного врача, главных государственных санитарных врачей, порядок назначения и взаимодействия главных государственных санитарных врачей».

 

Так, в статье 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии устанавливается, что государственный санитарный надзор включает в том числе проведение выборочных и внеплановых проверок организаций и других определенных законодателем субъектов по вопросам соблюдения ими законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза; мероприятий технического (технологического, поверочного) характера; осуществление мер профилактического и предупредительного характера, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

 

Согласно статье 34 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза; в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде вручать (направлять) предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения; выносить требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого требования (предписания).

 

Приведенные нормы Закона, способствующие своевременному выявлению и пресечению нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устранению их вредных последствий, направлены на достижение баланса частных и публичных интересов, не затрагивают само существо конституционных гарантий свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, являются социально оправданными и необходимыми для защиты других конституционно значимых интересов – жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды и согласуются с принципами и нормами Конституции.

 

Таким образом, Закон направлен на совершенствование правовых и организационных основ предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека условий деятельности субъектов хозяйствования, производимой ими продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                                П.П.Миклашевич

Версия для печати